Destructive religious groups and the global network: a brief analysis

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyses the activities of destructive religious groups on the global Internet. In many ways, this issue has become relevant with the development of new technologies in general and in the information sphere in particular. The purpose of the work is to show the level of dangerous influence of destructive religious groups in the global Internet. The paper shows a theoretical analysis of the topic, as well as the results of a small sociological survey. Within the framework of this analysis, the level of danger of the global network and the methodology of work of public authorities in this area was identified.

Full Text

Неоспорим факт, что позитивного в деятельности глобальной сети достаточно много. Но революционное развитие технологий в информационной сфере является основой для нового вида опасностей, снабжая новыми средствами воздействия радикально религиозные организации в контексте деструктивного влияния на человека в частности и государственные образования в целом.

Современные технические средства в сфере информационных технологий выражаются в обширном охвате в деятельности применимые в контроле над стратегическими структурами общественной жизни, становящиеся мишенью при проведении деструктивных действий радикально религиозными группами и организациями в глобальной сети [1]. Исходя из этого наша страна, как и остальная часть мирового сообщества, подвергается вызовам данного времени и деструктивная деятельность радикально религиозных групп и организаций здесь не исключение.

По мнению профессора, доктора исторических наук А.К. Избаирова данная проблема назрела давно, в особенности это связано с подпольной деятельностью исламского фактора в период вхождения в состав СССР, в последующем активное зарубежное влияние на процесс становления ислама на территории Казахстана не всегда приносили позитивный результат [2, с. 67].

Наша страна не в первый раз сталкивалась с деструктивным влиянием радикально религиозных организаций. Закон от 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ужесточил контроль над распространением религиозной литературы и миссионерской деятельности религиозных организаций. Так, к примеру, в 2013 году в Западно-Казахстанской области были задержаны 12 человек по подозрению в распространении не законной религиозной литературы [3].

На период 2011-2012 года приходится наибольшая активность экстремистской деятельности:

В 2011 году было совершено 7 деструктивных действий, унёсшая жизнь 20 человек [3, с. 5].

В 2012 году было совершено 7 деструктивных действий унёсшая жизнь 50 человек.

В 2015 году жертвами хакерских атак террористов «ИГИЛ» стали 300 казахстанских сайтов [3, с. 35]. Одной из таких является атака на сайт Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, где в течение пяти минут находилось признание в любви к «ИГИЛ» и призыв к освобождению Палестины. Тем самым данная атака преследовала определённую цель, а именно отпугнуть от нашей страны потенциальных инвесторов.

Невзирая на то, что в целом религиозная ситуация в нашей стране остаётся стабильной, вместе с тем, имеется ряд проблем, связанных с тенденцией религиозной радикализации определённой части населения. При этом, важно отметить, она обусловлена, в первую очередь активной пропагандой различными силами идей экстремизма и терроризма в информационно-коммуникационной среде – Интернет-пространстве.

Достаточно длительный период в нашей стране угроза со стороны радикально религиозных групп акцентировалась только на борьбе против их агитационной работы в виде распространения информации о себе. На данный момент данная тенденция понижается, причиной этого является, что основным методом проведения агитационных работ становится глобальная сеть.

Но при этом институты государственной власти проводят активную деятельность в нивелировании последствий идеологического воздействия радикально религиозных групп через глобальную сеть. Например, в 2015 около 800 информационных ресурсов были рекомендованы для блокировки их деятельности за распространение радикальных идей [3, с. 76].

Экстремистскими или враждебными эти сайты можно назвать из-за стилистических приёмов критики, которые в них использовались.

Феномен социальных сетей в пространстве Интернета отражён в проекте «Интернет -коммуникации в Казахстане: степень мобилизационного потенциала» разработанного в 2013 году Казахстанским институтом стратегических исследований (КИСИ) при Президенте Республики Казахстан. Специфика исследования определяется тем, что влияние социальных сетей на общественные настроения выявляется через проведение интервьюирования респондентов в рамках массового социологического опроса. Параллельно с массовым социологическим опросом проводился и экспертный опрос. Основные выводы данного исследования были просмотрены и выведены в диаграммах 1-3.

 

Диаграмма 1. Соотношение разных видов подключения к глобальной сети на 2015 год

 

Диаграмма 2. Обзор популярных социальных сетей на 2015 год

 

Диаграмма 3. Активность пользователей в глобальной сети по данным 2015 года

 

Таким образом, результаты исследования показывают, что у Казахстана есть временной ресурс осуществлять не только исследовательскую работу в этом направлении, но и организовать эффективную работу в онлайн пространстве для недопущения радикализации отдельных групп-интересов, и их «выхода» из онлайн в оффлайн пространство [4, с. 56].

Ко второму виду относятся ресурсы, направленные на привлечение внимания подрастающего поколения. На данных ресурсах идёт пропаганда идеологии религиозного экстремизма в виде поп-культуры, современной моды. В этих ресурсах распространяются различные яркие видеоролики, музыка, сюда же можно отнести видеоигры. Характерной особенностью является популяризация языка свободы, отсутствие религиозной составляющей [4, с. 76].

К третьему виду относятся ресурсы связанные с просвещением. На подобных сайтах под религиозным прикрытием, ведётся пропаганда идеологии экстремизма, распространяется запрещённая религиозная литература, распространяются сомнительные проповеди различных шейхов, выкладываются видеоролики, пропагандирующие радикальные взгляды. Публикуемые материалы ведут к формированию деструктивных мировоззренческих установок у читателей. Производится тонкая подмена понятий, когда ключевым для исламского богословия словам даётся совершенно другое значение, и прочитавший данный материал молодой человек, недавно заинтересовавшийся религией, невольно начинает мыслить категориями, чуждыми для традиционного ханафитского мазхаба. Например, слову «джихад» придаётся смысл «обязательная для мусульманина вооружённая борьба с приверженцами немусульманских религий». При этом отрицаются принятые в традиционном исламе такие смыслы понятия «джихад», как «борьба человека с собственными недостатками» и «угодное Аллаху усердие мусульманина в учёбе и познании наук» или «борьба с агрессорами, напавшими на родную страну».

В этой связи, представляется целесообразным, своевременно реагировать на интерес интернет пользователей к темам, связанным с данными угрозами, доводя до разных категорий пользователей объективную, добросовестную и выверенную в плане национальной безопасности информацию. Таким образом, на сегодняшний день представляется актуальным и своевременным проведение работы в сетях интернет по перехвату внимания радикально настроенной или находящейся на стадии идеологического поиска части интернет пользователей и перенаправлению его в русло альтернативных информационных ресурсов, способных на доступном языке оказать профилактическое, переубеждающее и дерадикализирующее воздействие на данный контингент пользователей. То есть необходимо альтернативное русло перенаправления интереса, в первую очередь, радикалов, по чувствительным для них темам, которые должны быть представлены в виде новых интернет сайтов с материалами высокой релевантности в поисковых системах.

Однако пока отсутствуют сайты, которые, могли бы привлечь внимание радикалов и при этом стать качественной альтернативой ресурсам с обрабатывающей радикальной информацией. Для успешности любого интернет сайта в данном отношении наиболее важными являются два момента:

  • чтобы имелся контент, тематически соответствующий интересам радикальных адептов и качественный в содержательном плане;
  • чтобы альтернативные сайты при вводе ключевых слов в поисковых системах выдавались в списке первых по рейтингу.

Существует обратную точку зрения предлагающая отказ от практики блокирования сайтов и социальных сетей, даже тех, которые могут содержать экстремистский контент. Эффективность данного мероприятия минимальна, а потери (прежде всего – снижение возможностей для мониторинга лиц, посещающих нежелательные информационные ресурсы) остаются значительными. Западная практика в этом вопросе является достаточно прагматичной – запретительные меры будут способствовать ещё большей радикализации и уходу в подполье экстремистских групп, что значительно усложняет вопрос их поиска и работы с ними. Однако данный процесс требует соблюдения очень тонкой грани.

Несмотря на все чаще встречающиеся заявления о том, что Интернет является пространством, а также источником радикализации, продвигающим радикальные идеи, необходимо использовать Интернет для профилактических целей. Посредством Интернета можно спасти жизни людей путём распространения информации, представляющей общественный интерес. К примеру, все больше распространять информацию, разоблачающую истинное лицо терроризма, а также повышать осведомлённость населения об опасности терроризма и усилиях по борьбе с ним. В реализации данных целей следует оказать помощь в формировании сетей для молодого поколения в знак протеста против джихада и разъяснения сути ислама. Это включает в себя открытие новых путей для деятельности молодых людей, которые могли бы помочь противостоять случаям радикализации, увеличение положительных взглядов об исламе, так как для ислама характерна терпимость, плюрализм и ненасилие. Это включает в себя критику идеологии «джихада». Посредством Интернета также можно укрепить сплочённости в обществе и – главное – сплоченность между обществом и властью. Наконец, возможно противостоять самой цели террористов: уничтожению основных прав человека и безопасности, включая право на свободу выражения.

Основываясь на итогах проводимого анализа, приходим к выводу о необходимости деятельности в рамках просвещения и проведения профилактических мер в глобальной сети. Для этого нам необходимы следующие действия.

Повышение уровня участия представителей традиционных религиозных конфессий в противоборстве с проявлением радикально религиозных конфессий в глобальной сети. Это может происходить в формате разъяснительных бесед, размещение видео и аудио информации данных представителей;

Активное вовлечение к противоборству радикально религиозным группам в глобальной сети представителей религиозных конфессий имеющий высокий уровень популярности в обществе. Это повысит уровень популярности предоставляемой информации официальными контентами;

Агитационная работа по популяризации принципов и ценностей традиционных религиозных конфессий на территории Республики Казахстан в глобальной сети и средствах массовой информации. Это поможет усилить базу для нивелирования деятельности против идейных платформ радикально религиозных групп и организаций;

Активное продвижение официальной линии представляющие традиционные религиозные конфессии среди общественных организаций, продвижение ими идей веротерпимости и толерантности;

Создание электронной базы литературного фонда по традиционным религиозным конфессиям имеющие свободный и лёгкий способ получения данной информации;

Активизация по модификации информационных ресурсов традиционных религиозных конфессий, улучшение их качества.

При проведении успешных профилактических мер против идейных воззрений радикально религиозных групп и организаций в глобальной сети, рекомендованы следующие аспекты:

  • повышение понимания роли глобальной сети в противоборстве с деструктивными действиями радикально религиозных групп и организаций;
  • повышение значения кооперации институтов государственной власти, средств массовой информации и неправительственных организаций в противоборстве идейным воззрениям радикально религиозных групп и организаций;
  • формирование официальной системы обмена информационными ресурсами с зарубежными партнёрами для координации действий по нивелированию деятельности радикально религиозных организаций в глобальной сети;
  • информировать собственников информационных каналов в глобальной сети о наличии в их контенте информации радикально религиозного характера для предупреждения непреднамеренного использования официальных контентов в данном направлении;
  • активное развитие кооперации стран Содружества Независимых Государств в деятельности по нивелированию деструктивной информационной деятельности от радикально религиозных групп и организаций, позволяющие создать единый подход в данном аспекте;
  • создание технических сетей для дополнительной преграды при проведении профилактики против идейного воздействия радикально религиозных групп и организаций через глобальную сеть.

Можно использовать и такие меры, как формирование специальных координирующих органов по контролю за созданием и применением информационного оружия, объединение усилий в научном исследовании проблем информационного воздействия, обеспечение информационной безопасности, разработка специальной юридической базы в данной сфере, принятие единой терминологии, чёткое распределение полномочий между ведомствами в разработке согласованной программы их действий в сфере информационной безопасности. Примечательно, что становление информационного общества в нашей стране началось поздно, сравнительно с другими развивающимися странами [5, с. 4].

Таким образом, успешное противодействие деятельности радикальных организаций требует комплексного подхода, применения целого ряда мер правового, пропагандистского, просветительского и технологического характера, с учётом понимания масштабов и специфики этого явления в условиях современного информационного общества.

В заключении представим результаты социологического опроса проведённого на базе Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилёва. В рамках исследования было опрошено 30 человек, по следующим вопросам: «Сколько времени вы тратите на глобальную сеть», «Сталкивались ли вы с проявлением деструктивных организаций в глобальной сети», «Считаете ли вы необходимым проводить жёсткий контроль над информационным потоком в глобальной сети» (диаграммы 4-6).

 

Диаграмма 4. Результаты ответов на вопрос № 1

 

Диаграмма 5. Результат ответов на вопрос №2

 

Диаграмма 6. Результаты ответов на вопрос №3

 

В соответствии с ответами по диаграмме 4, были выявлены различные аспекты использования глобальной сети респондентами: выявлены 3 основных направления в данном контексте – использование интернета в социальных сетях, использование сети для рабочей деятельности, использование глобальной сети для развлечения. Вышла соответствующая корреляция, когда принципы пользования менялись в соответствии с возрастными характеристиками. Единственный момент, который не имел сильного изменения в системе, это использование глобальной сети для развлечения. Именно данный контент является наиболее уязвимой частью, где радикально религиозные группы и организации могут влиять на бессознательной основе в продвижении своих идейных платформ.

В соответствии с ответами по диаграмме 5 видно, что деятельность радикально религиозных групп в глобальной сети проходит в довольно скрытой форме, что подтверждает, что 17 респондентов не сталкивались с данным направлением, это ярко отражено в диаграмме, где респонденты ответили «нет». Но этот фактор может быть больше, так как выявляется проблема о квалификации в сфере религии опрошенных респондентов, что побуждает систематизировать систему повышения просвещения в религиозной сфере. Это выявилось по итогам того, что часть не знала, как это определить. Смягчающим обстоятельством для них может играть то, что религиозная тематика сейчас в тренде и присутствует во многих аспектах информационного поля: от фильмов до компьютерных игр.

В соответствии ответами на данный вопрос, видна тенденция того, что респонденты понимают уровень угрозы, которая находиться в глобальной сети и соответственно необходим тщательный анализ информации. Но при этом часть респондентов встревожены, что данная тенденция не привела к тому, что система окажется под жёстким контролем и соответственно данные организации перейдут на новый уровень скрытности и соответственно это скажется не перестройки их деятельности.

Итоги данного анализа были предоставлены в качестве практического материала, который показывает положение по данному направлению на данный момент в стране.

×

About the authors

T. T. Aimukhambetov

L.N. Gumilyov Eurasian National University

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-5345-6843

Ph.D.

Kazakhstan, Astana

A. A. Bekmyrza

L.N. Gumilyov Eurasian National University

Email: red@nvsu.ru
Kazakhstan, Astana

References

  1. Адамов А. Технические, юридические и политические вопросы борьбы с терроризмом в Интернет. М.: Наука, 1998. 310 с.
  2. Аймухамбетов Т., Нурмахамбетова А. Религиозные секты как угроза безопасности Казахстана // Толерантность и солидарность как основы межкультурной коммуникации в контексте модернизации казахстанского общества: Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы, 2015. С. 76-78.
  3. Ашимбаев А.С. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. 363 с.
  4. Избаиров А.К. Религиозный фактор в Казахстане: влияние радикальных религиозных организаций. Караганда: Болашак - Баспа, 2014. 124 с.
  5. Тажин М. Безопасность категория многогранная // Аналитик. 2001. № 1. С. 3-4.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Diagram 1. The ratio of different types of connection to the global network for 2015

Download (59KB)
3. Diagram 1. The ratio of different types of connection to the global network for 2015

Download (50KB)
4. Diagram 3. User activity in the global network according to 2015 data

Download (65KB)
5. Diagram 4. Results of answers to question No. 1

Download (97KB)
6. Diagram 5. The result of answers to question No. 2

Download (73KB)
7. Diagram 6. Results of answers to question No. 3

Download (82KB)

Copyright (c) 2022 Aimukhambetov T.T., Bekmyrza A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies