Ecology of philosophy: ontological and humanistic dimension

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Ecological philosophy is an actual direction of philosophical knowledge, which states the ontological and axiological unity of the following elements: the environment, man and society. They act simultaneously as subjects of the established ecosystem, and also condition the further development of the natural environment. At present, the next stage of development of ecological philosophy as a modern socio-humanitarian direction of cognition of the world and man is unfolding.

Full Text

Развитие экологической философии в настоящее время обусловлено особым интересом к проблемам окружающей природной среды, в которой человек выступает активным субъектом-преобразователем, изменяя природный слой, ноосферу в соответствии со своими запросами и потребностями. Предполагается, что экологическая философия будет решать ряд теоретических проблем, связанных с изучением и сохранением экосистемы, а также выступать с рекомендациями, обращенными к человечеству о необходимости изменения потребительского отношения к существующему природному миру. Современная экологическая философия противостоит как распространяющейся культуре безграничного потребления, так и сложившейся практике отчуждения человека от родовой природы, с последующем углублением индивида в мир техники и технологий. Современному обществу и отдельному индивиду необходимо понимать онтологическую заданность, а именно находиться в неразрывном единстве друг с другом. Отсюда актуализируется общечеловеческая необходимость – это реализовать полномасштабное осуществление человеческого во всех сферах культуры, всего живого к целостному бытию. Эта цель может быть реализована посредством формирования природозащитного общественного сознания. Человечество стоит перед лицом глобальных изменений, вызванных антропогенными влияниями на природу, и сможет ли современное человечество проявить гуманистически заданный потенциал в построении онтоса как сложной синергетической системы, включающей бытие природного мира, общества и человека, зависит от каждого индивида. С позиции онтологического и аксиологического измерения экология есть актуальное и ценностное направление, подчеркивающее одновременно свободу и ответственность человека перед лицом глобальных преобразований, направляя значимые усилия на формирование человека как экологически ответственного субъекта. Тем самым, экологическая философия ставит своей целью воспитание экологического мировоззрения, внедрение в сознание индивида установок, ориентированных на реализацию ценностного отношения к природе, ее культивирования и сохранения всей полноты ее богатств для жизни последующих поколений. Экологическая философия в настоящее время выступает как актуальное направление социально-гуманитарного  знания, которое сформировалось вокруг синергетического понимания онтологического и аксиологического единства таких компонентов как природа, человек и общество. При этом нельзя сводить все многообразие проблем экологической философии только к устойчивому развитию экосистемы. В современной экологической философии выделяются две основные парадигмы – онтологическая и аксиологическая, в рамках первой была разработана концепция целостной экологии со-существования человека с миром, а в рамках второй – концепция гуманистических установок целостности человека с самим собой, своей родовой природой. «Экофилософия, основанная на вере в священность творения и в особую функцию человека как уникального духовного существа по сохранению природы и жизни, сможет указать пути совершенствования социальной, экономической, политической, культурной и образовательной сфер человеческого общества» [5, с. 58]. Экологическая философия подчеркивает не только ценность человека, но и выстраивает в отношении последнего ряд объективных требований, которые характеризуют необходимость ответственного существования человеческого перед лицом всего живого и природного. Для этого необходимо осуществлять гуманистически заданное воспитание и образование человечества, приучая его к осознанию ценности как самого себя, так и окружающего мира. В связи с этим, современная экологическая философия «выступает с критикой отчуждения человека от собственной природы и поддержания культа потребительского к ней отношения; ориентирует на осуществление человеческого в человеке, поиск путей обретения гармонии в системе взаимоотношений между природой и человеком как способа его возвращения к подлинному целостному бытию» [3, с. 30].

Экологическая философия как значимое направление современного познания мира и человека формулирует ряд важнейших задач. Во-первых, тысячелетняя история философского знания накопила богатый опыт в виде теорий, подчеркивающих взаимообусловленность человека и природы окружающего мира, человека и его родовой природы. Во-вторых, необходимо было установить взаимосвязь между пониманием проблем, связанных с существованием не только мира природы, но и мира культуры. Важно отметить, что наряду с экологической философией формируется экологическая культура, экокультура. Появление нового научного термина подчеркивает значимость экологических проблем, которые остаются в большем или меньшем объеме не разрешенными, что обусловлено увеличением количества потребления природных ресурсов. По сути, современная культура «наступает» на природный слой земли, качественно видоизменяя природную картину, «стирая» с ее поверхности живые виды организмов, растений, природных ресурсов. Так, исчезают многие редкие виды растений, занесенные в Красную книгу. Следует помнить о том, что исчезновение одного или нескольких элементов из целостной экосистемы может нарушить гармонию и привести к катастрофическим результатам. Сложившийся за многие столетия тип потребительского отношения к природе недопустим. А образ человека-покорителя, рассматривающего природу не как храм, а мастерскую необходимо замещать на человека, сосуществующего в гармонии с окружающим миром. Примечательно, что еще в мифологических сюжетах Древнего Востока такой образ человека уже существовал. В Древней Индии – это Пуруша, в Древнем Китае – Пань-Гу. Удивительно, что люди древнейших цивилизаций понимали и транслировали более высокий уровень экологической культуры, чем наши современники. Одновременно с этим, «концептуальная метафора «природа-человек» является частью древнейшего антропоморфного механизма восприятия и репрезентации действительности в ментальном пространстве человека, однако ее сфера ограничена осмыслением не всех явлений окружающего мира, а только природных объектов и процессов» [4, с. 155]. Поэтому в настоящее время в оценке экокультуры специалисты выделяют: «общий уровень культуры человека, который выступает носителем экологического сознания, выраженного в его способности разумно вести природопользование, сознательно и бережно относиться к окружающей природной среде в результате осуществления хозяйственно-экономической деятельности» [6, с. 33].

Какие возникают общие проблемы между экологической философией и экокультурой как направлениями социально гуманитарного знания? Самой значимой проблемой становится осмысление того, «каким образом в современном мире решаются проблемы, обозначенные в контексте экокультуры как определяющие бытие будущих поколений» [6, с. 32]. Экологическая философия взаимодействует с экокультурой, ставит целью – формировать целостное и критическое мировоззрение индивида, который будет способен изменять окружающее пространство культуры, опираясь на гуманистические принципы добра и ненасилия, блага и процветания. Бережное отношение к миру и самому себе складывается как гуманное и перспективное, «даст возможность скоординировать вектор развития как личности, отдельных государств, так и человечества в целом» [2, с. 27-28].

В современном научном знании можно наблюдать взаимопроникновение различных видов знания, необходимое для создания объективных научных исследований. Так рождаются генная инженерия и астрофизика, робототехника и трансплантология, и многие другие научные направления. Экология философии в их числе. В одной из ранних публикаций, мы подчеркивали актуальность исследования экологической проблематики, формирования экологического, природозащитного общественного сознания и нового понимания бытия. Следует отметить, что негативные последствия антропогенного влияния человека на природу только возрастают, что «приводит к разрушению онтоса – бытия мира, общества и человека. С позиции такого осмысления экология осознается как ценностно бытийное измерение, а человек перед лицом глобальных реалий предстает как экологически ответственный субъект, ориентированный на восстановление целостного и ценностного отношения к природе, фундаментом которого выступают духовные основания бытия» [1, с. 90]. Иными словами, человечество осознает роль и значение экологического просвещения, привлекая внимание к экологическим проблемам, так как, недостаточно высокий уровень профессионального отношения, приводит к серьезным катастрофам: взрыв на Чернобольской АЭС, авария на АЭС Фукусима 1. В этих событиях устанавливается вина человечества, которое не в полной мере осуществило применение антропопрактик, «основанных на принципе участного со- существования человека-в-мире, экзистенциально переживающего свою включенность в события становления жизненного мира как собственного бытия, так и экосистемы, взятой в различных модусах ее проявления как целого» [3, с. 30-31]. Современное общество не в полной мере готово признавать и реализовывать приоритет сохранности существующей экосистемы, напротив, осознавая постоянно возрастающие потребности, человечество полагает возможным использовать природные ресурсы так, как будто мы последние жители нашей планеты. Экономическая выгода доминирует над вопросом сохранности экологического равновесия. Полагаем, необходимым осуществлять гуманистический подход в рассмотрении проблем экологической философии, «глобальные изменения и трансформация существующего современного мира предопределены социосинергетическими законами. Однако до достижения системой точки бифуркации существует реальная возможность решения критических проблем, угрожающих целостности системы» [2, с. 28].

Многие современные исследователи отмечают одной из значимых проблем экологической философии – отсутствие идеала «разумно существующего индивида». Эта разумность обусловлена наличием «действующих правил нравственности, полного осознания человеком своей личности как части природы и одновременно части культуры. До сих пор отношения человека и природы выглядели как потребительские: из природы лишь изымалось то, что было необходимо. Изъятие происходило насильственно, без раздумий о том, как подобные действия повлияют на будущее. Человек во взаимоотношениях с природой словно забыл о разуме, сохраняя в себе повадки хищника, для которого насилие над безмолвным миром стало проявлением диких инстинктов» [6, с. 34]. И если в отношении прошлого человечество не имеет возможности кардинальных изменений, сегодня мы принимаем ту ситуацию, которая сложилась за многие десятилетия, то в отношении будущего уже накопились не только проблемы, но и механизмы их решения. Однако человечество определяет свое развитие только опираясь на суждения: «выгодно сейчас», «что будет после нас, совсем не важно», «я живу в своем маленьком мирке», «что я могу один», тем самым, определяя свое бездействие или равнодушие от того, что мировоззрение индивида столь узко ограничено, что по сути низведено к своим потребностям и потребительским инстинктам. В этой связи экология философии призвана сформулировать человечеству новые этические нормы, основанные на повсеместном прекращении насилия над природой, а этика сохранения и созидания необходимы как основа гуманистически мировоззренческой культуры.

Экология философии не может существовать без онтологического и гуманистического измерения. Рассмотрим системы взглядов, которые характеризуют онтологические основания взаимодействия природы и человека. В древнем мире выстаивалась тесная связь человека с природой, поскольку эти отношения были созависимыми, причем со стороны человека гармония с природой выражалась в гарантиях благополучного существования, а в крайних ситуациях – выживания. Окружающая человека природа характеризовалась как более или менее благоприятная среда его существования. Неслучайно, первые философы именовали себя физиками, так как важнейшей задачей они видели – изучение природных законов, которые могли гарантировать гармонию Макро и микрокосма (Космоса и человека). По мере развития цивилизационных и культурных процессов у человечества стала формироваться антропоцентрическая установка, когда человек почитает себя центром мироздания. Антропоцентризм как противопоставление мира человека и мира природы получило осмысление в понятиях: миф и логос (почитание природы и исследование окружающего мира). В постановке антропологической проблемы отчетливо прозвучали темы самодостаточности индивида, его готовности изучать природу с тем, чтобы ею грамотно управлять. От культа и поклонения природы и природных начал, человек осознает весь потенциал своего разума, что становится неоспоримым достоинством, отличающим человека от других живых существ. Разум не только помогает человеку возвысится, но и открывает возможности самому реализовать творческий потенциал, а именно стать Демиургом, творцом подобно Богу. И если верховное божество согласно христианским учением создает землю и первого человека, то теперь эти «полномочия» переходят к человечеству, предоставляя моральное право распоряжаться окружающим его пространством как оно пожелает. Дальнейшее развитие науки предопределяет увеличивающиеся возможности человека- преобразователя, а вместе с тем, онтологический разрыв между природой и человеком, природой и культурой. «Онтологическая двойственность бытия, осознанная как господство бытия человека над бытием природы, привела к противоречию в системе «человек – культура - природа», становлению всеобщих глобальных проблем, что нашло свое конкретное проявление в разрушении онтоса (бытия мира, бытия общества, бытия человека)» [4, с. 153].

В оценке гуманистического измерения тождества «природа-человек» важно подчеркнуть значение этических норм и установок, все многообразие которых условно можно разделить на три уровня (глобальный, региональный, локальный). К первому относятся нормы гуманизма, подчеркивающие человеколюбие, проявляющиеся ко всему живому, подчеркивающие ценность бытийности и принятие всего существующего как эталона длительного эволюционного пути. На этом уровне экологическая философия и экокультура выступают в неразрывном единстве, а именно в установке формирования установки «гражданин мира». Глобальность предполагает наличие единой общечеловеческой ответственности за процветание мира, сохранности экологического равновесия на всех континентах нашей планеты. В недалеком будущем человечество получит возможность осуществлять путешествие к другим планетам, создавая искусственные условия, необходимые для выживания человечества как вида. Недопустимым является создание такой ситуации, что человечество станет подобно саранче, оставляя после себя безжизненные пустыни, будет относится к нашей планете как месту временного пребывания. В одном из эпизодов художественного фильма «Аватар» герои, оценивая добычу полезных ископаемых в качестве важнейшей цели, захватывают другие планеты, одновременно признавая другие формы жизни как подлежащие уничтожению.

На региональном уровне экологическая философия обусловлена сложившимися особенностями определенных территорий, которые осуществляют экологическую политику. В региональном пространстве необходимо грамотно оценивать имеющиеся природные ресурсы и их расходование в соответствии с развитием как локальной территории, так и государства в целом. Известные слова М.В. Ломоносова о богатствах Сибири не могут считаться универсальным рецептом процветания современной России. Природные ресурсы не могут существовать вечно, связывать будущее страны с перспективами только добычи нефти и газа для других стран, означает одно, а именно обрекать страну на перспективы экономического и экологического кризиса. В связи с этим остро встает вопрос о восполнении тех природных ресурсов, которые потребляет современное общество. Например, в нашем регионе ХМАО-Югра вырубка лесов должна сопровождаться процессами их восполнения; добыча нефти – рекультивацией земель и т. д.

На локальном уровне экологическая философия решает вопросы, требующие определенных временных, территориальных и иных ограничений. Это могут быть экологические акции для школьников, студентов, работников организаций и учреждений. Например, сбор макулатуры, пластиковой тары, электронных батареек и др. Во многих городах вводится практика осуществлять раздельный сбор мусора, для этого во дворах стоят специализированные контейнеры. Такие меры позволяют привлечь внимание к экологическим проблемам, и находить определенные механизмы к их решению. Разумеется, в рассмотренных выше примерах многое зависит от определенных культурных традиций, общепринятых установок, но полагаем, что самое главное – это готовность каждого человека переосмыслить значимость экологических вопросов как для самого себя, так и других людей.

Таким образом, в экологической философии присутствует множество проблем, решение которых требует предварительного общественного открытого обсуждения. С этой целью необходимо формировать экологическую культуру каждого индивида, рассматривая ее в качестве важнейшего элемента общегражданской мировоззренческой позиции.

×

About the authors

I. R. Bogos

Surgut State University

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0009-0006-9358-5408
Russian Federation, Surgut

М. V. Duminskaya

Surgut State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7530-383X

Doctor of Philosophical Sciences

Russian Federation, Surgut

References

  1. Богос И.Р. Трансформация отношения человека к природе на этапах развития классической философии // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 90-94. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.13.
  2. Горохов С.А. Экофилософия: современные подходы и проблемы // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 22-29.
  3. Думинская М.В., Аминов С.Р. Онтологические аспекты и векторы развития экологической философии // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12(104). С. 27- 31. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.3
  4. Жернакова Л.Г. Экология в онтологическом измерении // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3-1. С. 152-155.
  5. Несправа М.В. Философия экологии и экологическая философия: дифференцияация и концептуализация // Norwegian Jourmal of Development of tse International Science. 2020. № 43- 3. С. 52-59.
  6. Неянина С.С. Экология культуры в контексте решения проблемы признания человеком ответственности перед будущим // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2020. № 2(18) декабрь. С. 32-35.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Bogos I.R., Duminskaya М.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies