Palestine readings in the domestic historiography of the XX – early XXI centuries

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the history of the study of Palestinian readings - the main form of cultural and educational work of the diocesan departments of the oldest religious public organization in Russia – the Imperial Orthodox Palestine Society. Two stages (pre-revolutionary and modern) in the study of the topic are identified; both the achievements of domestic historiography and issues that need further development are highlighted.

Full Text

Императорское Православное Палестинское общество (далее – ИППО) – старейшая в России религиозная общественная организация, основанная в 1882 г. и не закрывавшаяся даже в годы гонений на верующих и массовых репрессий. В ее задачи первоначально входили поддержка православных христиан на Святой Земле, развитие русского паломничества, изучение прошлого и настоящего Ближнего Востока, а также популяризация знаний о Святой Земле в российском обществе.

В исследовании истории епархиальных отделов ИППО в целом, и палестинских чтений, в частности, можно выделить два периода: дореволюционный и современный (с конца 1980-х гг.). В дореволюционный закладываются основы изучения темы. Почти все публикации этого времени принадлежали не историкам-профессионалам, а церковным и общественным деятелям. Одним из немногих исключений является работа А.А. Дмитриевского [8]. Она имеет обзорный характер, хотя насыщена большим количеством фактических данных. Автором подробно описывается процесс создания ИППО, основные направления его деятельности в первую четверть века существования. Однако работа епархиальных отделов не стала предметом специального изучения для автора. Тем более, не освещены и вопросы, касающиеся Палестинских чтений.

Небольшие по объему статьи, посвященные краткому анализу деятельности ИППО, публиковались время от времени на страницах периодических изданий или в виде популярных брошюр [См., напр.: 3; 4]. Акцентировалось при этом внимание на изменениях в отношении русского паломничества в Палестину и местного православного арабского населения. Просветительская работа в отношении православного населения Российской империи в сферу внимания авторов попадала очень редко.

В советский период рассматриваемая тема в условиях господства марксистской идеологии утратила свою актуальность и практически не изучалась. Априори считалось, что все, так или иначе, связанное с религиозным просвещением в предреволюционное время было направлено на одурманивание сознания трудящихся, отвлечение от революционной борьбы и защиты собственных интересов.

Ситуация кардинально меняется в постсоветский период. Появляются серьезные научные труды, в которых история ИППО раскрывается с достаточной степенью полноты и объективности.

Можно отметить работы обобщающего характера, посвященные ИППО в целом или отдельным периодам его истории [См., напр.: 6; 7; 12; 13; 35]. Изучаемая тема находила преимущественно фрагментарное отражение в трудах, посвященных некоторым епархиальным отделам [См., напр.: 2; 9; 10; 14-16; 18; 25-27; 32].

Особое значение имеют работы исследовательницы из Екатеринбурга М.Ю. Нечаевой. Один из разделов ее совместной с В.П. Микитюком монографии посвящен «религиозному просветительству» [17, с. 89-139]. Авторы предприняли в целом успешную попытку проанализировать процесс создания, эволюции, состава епархиальных отделов. Авторы пришли к вполне закономерному выводу, что «вклад местных отделов в дело распространения сведений о Святой Земле осуществлялся в разных формах и с разной эффективностью» [17, с. 138]. Однако основной для раскрытия темы Палестинских чтений послужили, преимущественно, обобщающие отчетные материалы Совета ИППО, а также материалы двух уральских отделов – Пермского и Екатеринбургского. Недостаточно, на наш взгляд, использованы документы Архива внешней политики Российской империи (в тексте приведены ссылки на 10 дел фонда 337/2 – РИППО данного архива, при том указано, что выявлено 528 дел по изучаемой тематике). Широта ставившихся авторами задач не позволила остановиться подробно на характеристике Палестинских чтений, которым посвящено чуть более 40 страниц монографии, что никак не умаляет их заслуг в изучении епархиальных отделов в целом.

В вышедшей в 2022 г. коллективной монографии, где исследовано влияние Святой Земли на формирование и сохранение русской идентичности, делаются выводы об успехе чтений в распространении знаний о Палестине [См., напр.: 6, с. 209]. Соответствующие разделы данного труда построены на материалах епархиальных отделов ИППО на территории Белоруссии и отчасти Сибири. Так, применительно к «белорусским» отделам ИППО отмечается, что они были «элементом внутренней колонизации» западных территорий страны, а также послужили «определенной школой, в которых приобрели опыт будущие деятели белорусского просвещения, пришедшие советский период в университеты и научные учреждения Беларуси» [6, с. 221]. Интересно наблюдение Д.Л. Шевелева и Л.Н. Манцевича, основанное на анализе деятельности преимущественно Витебского отдела, что чтения «имели сословный характер»: для простой публики и для интеллигентной. Для народа темой чаще всего становилась нравственность, «высшие сословия интересовали собственные впечатления паломников» [6, с. 208]. В качестве трудностей, препятствовавших развертыванию работы, называют «многоконфессиональный уклад», т. е. преобладание иноверного населения (Минский отдел) [6, с. 213]. Относительно Сибири отмечается, что Палестинские чтения здесь стали «одним из важных каналов трансфера образа Святой Земли из центра империи…» [6, с. 116].

Влиянию Палестинских чтений на крестьянскую среду посвящена статья А.В. Апанасенока [1]. Определенный вклад в освещение темы внесли В.В. Цысь и О.П. Цысь в работах, созданных на материалах Тобольского и Томского отделов ИППО [28-30].

История Палестинских чтений также затрагивалась в работах, посвященных публикации результатов исследований прошлого Святой Земли, характеристике материалов «Сообщений Императорского Православного Палестинского общества» [23; 31], применению на народных чтениях различных приемов и технических средств [5; 11]. Авторами приводятся названия используемых в ходе публичных лекций сочинений, кратко описывается их содержание.

Специальные исследования по заявленной проблематике построены на материалах Вятской, Олонецкой, Оренбургской, Харьковской, Донской епархий [19-22; 24; 32].

Наибольший интерес среди них представляет статья Е.Д. Сусловой. Автор, на основе, в том числе, впервые вводимых в научный оборот архивных документов, сумела выявить место Палестинских чтений в системе религиозно-нравственных чтений в пределах Олонецкой епархии, изучила ход взаимодействия местного отдела с Советом ИППО по вопросам получения литературы и организации чтений, выявила и охарактеризовала местах их проведения. Автор продемонстрировала пример комплексного, разностороннего подхода к раскрытию заявленной темы. В частности, выделены национальные (карельские, вепсские) волости, где организовывались чтения. Приведена статистика Палестинских чтений по годам, уездам, частоте проведения. Вполне обоснованными являются выводы о постепенном включении сведений о Святой Земле в программу религиозно-нравственных чтений в целом, а также об их значении как инструмента «для утверждения культурного и духовного присутствия империи на собственной периферии» [24, с. 507]. Данные выводы, на наш взгляд, могут быть подкреплены и сведениями, почерпнутыми из истории других епархиальных отделов ИППО.

К заслугам М.Ю. Половниковой следует отнести выявление роли в организации чтений в Вятской епархии преподавателя Вятского епархиального женского училища Н.Г. Гусева и смотрителя Духовного училища С.С. Липягова. Следует согласиться с мнением автора, что с «православно-просветительской деятельностью среди местного населения были связаны самые значительные достижения общества», (т. е. ИППО) [18, с. 72]. Однако сама история Палестинских чтений в Вятской епархии раскрыта авторов лишь в виде общего обзора, а источником информации послужили лишь несколько опубликованных официальных отчетов отдела и материалы епархиальных ведомостей.

В небольших по объему статьях Д.К. Потехиной рассмотрены вопросы проведения Палестинских чтений в Оренбургской, Киевской и Харьковской епархий. Автор обратилась к изучению культурно-просветительской работы тех отделов, которые по ряду причин находятся вне сферы внимания российских ученых. Так, выявлен состав лекторов – преподавателей Киевской духовной академии, принимавших участие в чтениях, отмечена роль особой комиссии, занимавшейся организацией просветительской деятельности в епархии [См.: 21]. В то же время выводы автора, что, например, Палестинские чтения являлись «своеобразным окном во внешний мир» [21, с. 175], что они «пользовались любовью слушателей, рассказы о священных местах возбуждали сочувствие к деятельности ИППО» [22, с. 23] вряд ли следует признать оригинальными. Тем не менее, предложенное направление научных изысканий, связанное с изучением функционирования епархиальных отделов ИППО за пределами современной России, представляется весьма интересным и перспективным.

Небезуспешная попытка комплексного анализа предпосылок организации, проведения и результатов Палестинских чтений в Донской епархии предпринята И.Г. Шарковым м Л.Б. Томилиной [32]. Авторами описана динамика изменения числа и географии чтений в начале ХХ в., приведено множество примеров положительного воздействия на слушателей. Отмечено определенное влияние на характер и результаты проводимой работы событий Первой русской революции и Первой мировой войны. Выделена типология чтений: в виде лекций по присланным Советом ИППО брошюрам, по заранее составленным сценариям. Тем не менее, как нам кажется, авторы не заметили никаких недостатков, трудностей, с которыми могли встретиться организаторы Палестинских чтений. Возможно, отсутствие такого рода сведений продиктовано опорой авторов исключительно на опубликованные официальные отчеты или же это действительно обусловлено отсутствием каких-либо проблем в деятельности Донского отдела, динамичным и поступательным развитием основных направлений его просветительской работы.

На страницах выпущенной к 140-летнему юбилею «Энциклопедии Императорского Православного Палестинского Общества» опубликованы принадлежащие разным авторам статьи, посвященные краткой истории дореволюционных епархиальных отделов [34]. Этот фундаментальный, выполненный под редакцией С.Ю. Житенева, труд следует признать беспрецедентным как по объему, так и по качеству представленного материала. Автором 36 статей о епархиальных отделах, стал непосредственно сам редактор энциклопедии С.Ю. Житенев, еще в 12 статьях он выступал в качестве соавтора. Всего же, к подготовке этих материалов было привлечено 17 специалистов. Тем не менее, формат издания не позволял раскрыть изучаемый вопрос достаточно подробно.

Таким образом, история такого направления деятельности епархиальных отделов как Палестинские чтения не освещалась сколько-нибудь последовательно и систематически. Основная сложность, с которой приходилось сталкиваться авторам – ограниченность источниковой базы. Преимущественно использовались опубликованные отчеты епархиальных отделов, редко привлекаются архивные материалы.

Авторы, как правило, говорят о Палестинских чтениях, как о едином феномене, не обращая внимание на то, что в течение более чем двадцатилетней истории епархиальных отделов, они проделали определенную эволюцию по форме, содержанию, масштабам, составу лекторов и слушателей, методам подачи информации. Менялось и отношение к чтениям со стороны руководства ИППО. Слабо затрагиваются сложности и проблемы, возникавшие в процессе подготовки и проведения чтений.

Важнейший вопрос, нуждающийся в дальнейшем изучении и представляющий несомненный научный интерес: как разворачивалась и в какой степени эффективной была просветительская работа епархиальных отделов, направленная на популяризацию знаний о Палестине и ее святынях, о православном паломничестве и в чем состояли ее конкретные результаты.

Интерес вызывают и вопросы, касающиеся реакции общества, как на культурно- просветительскую работу ИППО, в частности, так и на другие направления его деятельности в целом. Эта реакция могла найти отражение, в частности, на страницах светских периодических изданий, а также в источниках личного происхождения. Кроме того, требуется оценить влияние на православные общественные организации внешних и внутренних социально-политически потрясений, таких как русско-японская и Первая мировая войны, революция 1905–1907 годов. Отсутствуют сколько-нибудь систематические сведения даже по статистике Палестинских чтений в тех или иных епархиальных отделах: число чтений, слушателей, состав лекторов и др.

Отсюда следует необходимость комплексного исследования основных направлений, содержания и результатов деятельности отделов Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX – начале ХХ вв., связанных с распространением информации о Святой Земле путем организации и проведения публичных Палестинских чтений.

×

About the authors

V. V. Tsys

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9695-3900

Doctor of Historical Sciences

Russian Federation, Nizhnevartovsk

O. P. Tsys

Nizhnevartovsk State University

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6351-8259

Candidate of Historical Sciences

Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Апанасенок А.В. Палестинские чтения в духовной жизни российской деревни начала XX века // Вестник государственного и муниципального управления. 2020. Т. 9. № 4. С. 94-102.
  2. Балдин К.Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского общества на страницах «Епархиальных ведомостей» в конце XIX – начале XX в. // На пути к гражданскому обществу. 2013. № 1–2. https://clck.ru/38o3v6
  3. Бортовский Н., св. Краткий очерк деятельности Императорского Православного Палестинского Общества с 21 мая 1882 по 21 мая 1907 года // Таврический церковно- общественный вестник. 1907. № 18. С. 773-780; № 19. С. 825-833; № 20. С. 866-872; № 21. С. 909-917.
  4. Бродович И. Императорское Православное Палестинское Общество (по поводу 25- летия его деятельности). Харьков, 1907. 16 с.
  5. Валитов А.А. Визуализации Святой Земли на палестинских чтениях в конце XIX – начале XX века // Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске): сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 27 сентября – 9 октября 2019 г.). Омск, 2020. С. 77-80.
  6. Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX – начале XXI в.: Коллективная монография. СПб., 2021. 776 с.
  7. Грушевой А. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М., 2018. С. 108-122.
  8. Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.). СПб., 1907, переиздание: М.-СПб., 2008. 448 с.
  9. История Костромского отдела Императорского Православного Палестинского Общества 1898–2020 гг. с именным указателем / Авторы-сост. прот. Д.И. Сазонов, П.П. Резепин. Кострома, 2020. 168 с.
  10. История создания Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. https://clck.ru/38o3s9
  11. Котомина А.А. Археология интермедиальности: публичные народные чтения с «Волшебным фонарем» в России в 1872–1915 гг. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1. № 4. С. 16-36.
  12. Лисовой Н.Н. Императорское Православное Палестинское Общество: век XIX–XX– XXI // Православный Палестинский сборник. 2007. Вып. 105. С. 16-43.
  13. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале ХХ в. М., 2006. 512 с.
  14. Лисовой Н.Н., Бутова Р.Б., Житенев С.Ю. Императорское Православное Палестинское Общество в Москве: из истории Московского отделения. К 140-летию Императорского Православного Палестинского Общества. К 115-летию образования Московского отдела. М., 2021. 320 с.
  15. Матвеева Е.С. Орловский отдел Императорского Православного Палестинского общества во второй половине XIX – начале XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5(55). С. 15-19.
  16. Микитюк В.П. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии. https://clck.ru/38o3qp
  17. Нечаева М.Ю., Микитюк В.П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М., 2014. С. 89-139.
  18. Половникова М.Ю. Императорское православное палестинское общество в Вятке, 1894–1914 // Университетский научный журнал. 2022. № 68. С. 67-73.
  19. Половникова М.Ю. Чтения о Святой земле Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества: вопросы организации и проведения // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). Сб. статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х томах. Т. 3. Киров, 2018. С. 641-646.
  20. Потехина Д.К. Организация Оренбургским отделом Палестинского общества массовых духовно-нравственных чтений в середине 1890-х – 1917 гг. // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, НВГУ, 5–6 апреля 2022 г. Нижневартовск, 2022. С. 230-236.
  21. Потехина Д.К. Преподаватели Киевской духовной академии как лекторы Палестинских чтений в Киевском отделе Императорского Православного Палестинского общества в начале XX века // XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2023 г.) / Под общей ред. Д.А. Погонышева. Ч. 7. История. Документоведение. Архивоведение. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2023. С. 172-178.
  22. Потехина Д.К. Проведение Палестинских чтений в Харьковской епархии в 1904– 1917 гг. // Россия и мир: История и современность: X Всероссийская (с международным участием) конференция студентов и молодых ученых. Сургут, 22 апреля 2022 г. Сургут, 2022. С. 22-24.
  23. Пумпян Г.З. Издательская деятельность и публикации Императорского Православного Палестинского Общества (1881–2007) // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского общества, 1881–2007. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2009. С. 360- 438.
  24. Суслова Е.Д. Палестинские чтения на северо-западной полиэтничной окраине Российской империи в политике государства и церкви в конце 1890 – начале 1910-х гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 3. С. 499-510.
  25. Тихон (Затекин), архим. История создания и деятельности Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского общества // Нижегородская старина. 2017. Вып. 51-52. С. 118-143.
  26. Урванцева Н.Г. Олонецкий отдел Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX – начале XX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 7-2(160). С. 44-48.
  27. Хижняк Я.Г. История Пензенского отделения Императорского Православного Палестинского общества // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2019. № 1(11). С. 54-59.
  28. Цысь В.В., Цысь О.П. Совершенствование организации и контента палестинских чтений епархиальными отделами Императорского Православного Палестинского общества в начале ХХ века // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023. № 1. С. 60-67.
  29. Цысь В.В., Цысь О.П. Образ Палестины в проповеднической деятельности Западно- Сибирских отделов Императорского Православного Палестинского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321). История. Вып. 57. С. 79-84.
  30. Цысь В.В., Цысь О.П. Отделы Императорского Православного Палестинского общества в Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.: основные направления, содержание и результаты деятельности. Нижневартовск, 2014. 247 с.
  31. Чернышова Н.К. Императорское православное палестинское общество: издательская и культурно-просветительская деятельность сибирских отделов // Традиции и современность. 2002. № 1. С. 77-85.
  32. Шарков И.Г., Томилина Л.Б. Палестинские чтения на Дону в конце XIX – начале XX веков: история, динамика и социокультурное значение для региона // Вестник Южно- Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально- экономические науки. 2022. Т. 15. № 3. С. 63-80.
  33. Шушканова Е.А. История Императорского Православного Палестинского Общества в Енисейской губернии (1898–1917 гг.) // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков. Материалы XVIII Международной научной конференции. Иваново, 2019. С. 190-195.
  34. Энциклопедия Императорского Православного Палестинского Общества: 1882– 2022 гг. 140-летию ИППО посвящается / Сост., ред. и предисловие С.Ю. Житенева. М., 2022. 956 с.
  35. Shkvarya L. V., Aidrus I. A., Asmyatullin R. R., Glavina S. G. To the Issue of the Establishment and Activities of the Imperial Orthodox Palestinian Society: Some Cultural, Organizational and Geopolitical Aspects // Bylye Gody. 2022. 17(2). Рр. 695-702.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Tsys V.V., Tsys O.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies