Online training in the field of fine arts

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses self-study and teaching in online schools in the visual arts. The advantages and disadvantages of online learning in mastering the art of drawing are considered. The differences between independent learning and learning in a virtual school are described. A set of recommendations has been developed for a more comfortable learning of the art of drawing in online learning and self-study.

Full Text

Во все времена изобразительное искусство привлекало к себе множество людей. Не удивительно, что сегодня существует большое количество профессий, связанных с этим родом деятельности. Для кого-то просмотр чужих рисунков приносит большое удовольствие, а кому- то и самому хочется «оставить свой след на листе бумаги». В XXI веке, когда вся информация мира доступна для каждого человека, вопрос удаленного обучения и воспитания становится вопросом неотложным. Сейчас для получения современной информации человеку достаточно всего лишь иметь смартфон и выход в интернет. Этого достаточно, чтобы начать изучать все науки мира, в том числе и художественные дисциплины. Целью данной работы было ответить на распространенные вопросы, связанные с онлайн-обучением изобразительному искусству, а также выделить некоторые преимущества и недостатки данного подхода. Одной из важных целей данной работы было выделить свод рекомендаций, которым стоит придерживаться для начинающих художников, выбравших путь самостоятельного изучения данной сферы деятельности. Возможно ли стать профессиональным художником с помощью онлайн- обучения? Можно ли полностью заменить очное обучение с педагогом на «дистанционное самообучение»? Данная работа была выполнена с учетом собственного опыта самообучения, онлайн-обучения с преподавателем, очного обучения в ВУЗе, а также на основании проанализированной научной литературы.

Условно, обучение можно разделить на «самообучение, самообучение под контролем организатора и обучение с помощью учителя, преподавателя (организатора обучения)» [4, с. 117]. Очное обучение в специализированных школах, детских школах искусств (ДШИ) и различных кружках по интересам имеет вид обучения с помощью учителя, однако, например, в высших учебных заведениях, можно наблюдать такой подход, где ученик самостоятельно изучает много информации, а преподаватель корректирует образовательный путь студента, указывает на его ошибки и успешные работы. Онлайн-обучение, как правило имеет вид самообучения, иногда с наличием преподавателя, который будет выступать в роли куратора учебного процесса. В интернете существует множество онлайн-школ, обучающих любым навыкам рисования, и не менее много самостоятельных учителей, готовых помочь начинающим художникам. Однако, все образовательные услуги, которые предоставляют эти юридические или физические лица будут стоить финансовых затрат со стороны ученика. В то же время на просторах информационной сети совершенно бесплатно можно найти всю информацию, предлагаемую этими интернет-школами и учителями рисования. Следовательно, перед начинающим художником, который выбрал по каким-либо причинам путь онлайн-обучения, встает выбор: учиться самостоятельно или найти для себя интернет- школу, художника-инструктора, который будет направлять его в правильном направлении во время обучения.

Интересный факт заключается в том, что дистанционное образование возникло задолго до пандемии COVID-19 и даже до появления интернета. В, уже далеком, 1934 году были разработаны курсы для заочного обучения всех желающих. В организованном Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской был создан Государственный заочный народный университет (ЗНУИ), который до сих пор работает и обучает новых творческих людей (https://clck.ru/38VNa4). В рамках этих курсов обучающиеся получали и выполняли домашние задания по государственной почте, а самих учащихся доходило до 18 тысяч [3, c. 14-15].

На просторах среднего и высшего образования многие учителя готовы поддержать проведение лекций на онлайн-платформах, но о практических занятиях в дистанционном формате высказываются резко негативно. Они говорят, что на заочном формате обучения нет того личностного взаимодействия, которое может передать мельчайшие тонкости в творческом процессе. Нельзя так просто взять, и перенести обучение в онлайн-формат. Для этого важно сделать правильный выбор в системе управления обучением (LMS/СДО). Эта система должна быть удобна для всех участников образовательного процесса. Она должна предоставлять максимальные удобства в работе с образовательными материалами [7, с. 106- 109]. В интернет-школах данную систему выполняет, как правило, их официальный сайт, в котором регистрируется личный кабинет ученика, где отображаются все его учебные достижения. Зачастую для онлайн-школ невозможно проведение очных практических занятий, лишь малая часть этих школ имеют на это возможность. Взамен этому, виртуальные школы делают упор на лекционном материале и проверке домашних работ учащихся.

Стоит рассмотреть онлайн-школы более детально. Очень важно понимать, что виртуальные школы – это, в первую очередь, бизнес, то есть деятельность, целью которой является прибыль. Следовательно, обучение в ней будет не бесплатным. Все онлайн-школы изобразительного искусства разные, однако, можно выделить некоторые основные закономерности обучения в них.

  1. Для ученика есть выбор программы, которую он хочет изучить (курс)
  2. В программу входят записанные видеоуроки-лекции, иногда в этой роли выступают мастер-классы
  3. Ученик может изучить записанные лекции в любое удобное для него время
  4. Обучающийся выполняет домашнее задание, после чего преподаватель дает ответ о правильности или неправильности выполнения этого задания

Важно заметить, что не все программы курсов предоставляют возможность проверки домашнего задания. Если такой услуги нет, то изучение информации и анализ выполненной работы остается на ответственности ученика. Примерами, где домашнего задания нет, могут служить курсы академического рисунка доцента кафедры Академического рисунка МГХПА им. С.Г. Строганова Рыжкина Александра Николаевича, на сайте Арт-студии Виталия Лещенко (https://clck.ru/38VNfX). Стоит упомянуть, что серия видео-уроков по рисунку и пластической анатомии, разработанная Рыжкиным А.Н. заняла первое место во Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию создания ВХУТЕМАСа в номинации

«Академические дисциплины» и «Онлайн курсы» [6, с. 580-581]. Важным аспектом онлайн- школ является то, что они, зачастую, не вписываются в рамки какой-либо системы образования. Не каждая школа по окончании ее курса готова выдать документ о повышении квалификации или переподготовке. Получается, что обучение в данных заведениях, как и работа с личным преподавателем совершенствует только знания, умения и навыки (ЗУН), но при этом не поднимает степень образования ученика. Интернет-пространство переполнено различной информацией, связанной с изобразительным искусством. Любой желающий может начать изучать историю искусств, основы и различные техники рисования абсолютно бесплатно. Сейчас, по моему мнению, самой лучшей и доступной образовательной площадкой является видеохостинг YouTube. На данной платформе существует очень много образовательного контента в области изобразительного искусства. Например, Школа рисования Вероники Калачевой, «Азбука рисования» Андрея Маркова, «Простая школа» Дмитрия Горелышева, «Как рисовать» Александра Рыжкина и множество других. Стоит заметить, что контент может иметь развлекательный характер, что поддерживает интерес к данной сфере деятельности. Важным отличием от самостоятельного изучения информации, интернет-школы предлагают структурированную программу обучения.

На основании собственного опыта и информации, полученной в ходе изучения научных материалов и открытых источников, я выделяю не мало преимуществ дистанционного онлайн-обучения в онлайн-школах. Самый главный плюс данного подхода к образованию – это то, что он не ограничивает обучающегося в каком-либо городе или даже стране, ведь доступ к информации у него находится «в кармане», а не в каком-либо из учебных зданий. Большим достоинством онлайн-обучения является доступ к занятиям в любое время, это удобно, а самое главное, доступно. Это преимущество в своей научной работе на близкую тематику также выделяют Моисеев А.А. и Витковский А.Н [5, с. 99-100]. Однозначно, благодаря доступности данного образования в творческой среде становится все больше и больше людей. Интернет-курсы обеспечивают хорошие условия для творческого развития и вовлечения людей в художественную среду, которые не имеют никакого опыта в области изобразительного искусства, считает Вольгушев А.Е. [2, с. 91-92]. Стоит также отметить, что цена интернет-курса, на много меньше, чем та же цена для очного обучения в ВУЗе, что, несомненно, выставляет интернет-школы в хорошем свете. Плюс интернет-школ – это то, что они могут предоставить всю нужную информацию в достаточном объеме и она будет грамотно сконструирована, для удобства ее изучения. С помощью онлайн-сервисов преподаватель может передать качественные наглядные пособия и репродукции картин ученикам. Что уж говорить, проведение лекций в заочном формате уже стало обыденностью для некоторых учебных заведений, демонстрация презентаций комфортно вписывается в формат удаленного занятия, где акцент делается на передаче новых знаний. В условиях современных технологий, учитель может комфортно и наглядно для учеников объяснять новые темы и исправлять ученические работы с помощью графических редакторов с применением графического планшета. В данном случае, преподаватель может с легкостью объяснить смешение цветов, способы нанесения штриховки, построение объема, а также внести коррективы в работу ученика с применением красной линии поверх исходного рисунка, при этом не вредя целостности изначальной работы и многое другое. Несмотря на большое количество упомянутых мной преимуществ, я могу выделить не меньшее количество недостатков онлайн-обучения. Первой сложностью дистанционного и онлайн-обучения является объективная сложность или полная невозможность оценки домашних работ учеников. Конечно, на современном этапе развития технологий, почти у каждого есть возможность сделать фотографию отличного качества, но по опыту преподавателей, с которыми я имел возможность обсудить данный вопрос, данный процесс оценки работ учеников вызывал множество трудностей. Также, на данный процесс оценки влияет цифровое неравенство. Цифровое неравенство – это неравномерность доступа к цифровым технологиям и ресурсам, таким как интернет и вычислительные устройства, между различными социальными группами или регионами. Также, если занятие проводится в реальном времени присутствует риск обрыва соединения или возникновения технических проблем у любой из сторон процесса обучения [1, с. 25-27]. Одной из важнейших практических проблем дистанционного обучения является отсутствие натурных постановок. Осуществление занятий по рисованию с натуры, считаемых наиболее эффективными в процессе формирования художественных навыков, представляет собой технически невозможную задачу в условиях дистанционного обучения. Постановкой или направлением для постановки натуры учениками должен заниматься преподаватель. При выполнении рисунков с использованием натуры, ученикам следует использовать, анализировать именно реальные объекты, а не фотографии. Однако в условиях дистанционного обучения учитель не в состоянии контролировать, соблюдают ли ученики это требование. Большой проблемой является психологическая потребность в общении. В то время, как на очном занятии ученик и учитель видят друг друга, на заочном занятии может этого не быть. Общение на расстоянии лишено жестов, мимики и эмоционального отклика, а сама коммуникация имеет очень формальный вид. Ученик в большинстве случаев не может спросить что-то или подойти после занятия. Эта же проблема встает и между обучающимися. В дистанционном формате между учениками нет общения, а значит и нет того «эмоционального заряда», который можно получить в коммуникации с людьми одинаковых интересов. Обучение в домашних условиях может иметь еще некоторые недостатки, например, наличие в доме других членов семьи, домашних животных или шумных соседей, которые будут отвлекать от образовательного процесса. Можно упомянуть, что работать в спокойной домашней обстановке, где человек, обычно, отдыхает также сложно из-за отсутствия четкого разделения рабочего и личного времени, а постоянное нахождение за рабочим местом и компьютером приводит к проблемам со здоровьем. Шахова М.С. и Коновалова А.И. на основании своего практического опыта в дистанционной работе с детьми делают вывод, что минимальный возраст, с которого можно переходить на удаленное обучение – это 14 лет [8, с. 208]. Ну и еще одним недостатком онлайн-школы может быть тот факт, что создать ее может каждый. Это означает, что далеко не каждая такая школа будет иметь профессиональных преподавателей, а планы и содержание курсов в ней могут быть не самого лучшего качества.

Самообразование с использованием открытых источников очень схоже с образованием в виртуальных школах, но оно имеет некоторые различия, почти все из которых имеют отрицательное значение. Если человек изучает информацию самостоятельно, то он однозначно будет много ошибаться, как и в любом другом формате образования, но в контексте самообучения ему никто не укажет на его ошибки, что может привести к их закреплению и увеличению времени обучения. К слову, об ошибках, начинающий художник не может разделить качественный контент от некачественного, который преобладает на просторах интернета, ведь любой желающий может опубликовать свое «обучающее видео» будучи не профессионалом этого дела. Ну и самый большой недостаток самообразования – это отсутствие системы обучения. Сейчас любой художник имеет такое количество информации в сфере изобразительного искусства, что, просто, физически не может ее усвоить.

Большой и самой распространенной ошибкой будет начать изучение искусства рисования не с самых азов, а для уже достаточно опытных художников есть риск «разорваться» среди многообразия доступных тем для изучения, будь то пластическая анатомия или пейзаж. Важным аспектом в самообучении является «вкус». В отличие от высших учебных заведений и специализированных для этого школ, художники, выбравшие путь самостоятельного обучения, должны изучать классические произведения мастеров предыдущих лет и современности. Это важно не только в процессе рисования, но и в духовном и культурном обогащении художника. Важно заметить, что самообразование не совершенствует навыки межличностной коммуникации. Однако, единственное достоинство такого метода обучения – это бесплатно.

Итак, возможно ли стать профессиональным художником с помощью онлайн-обучения? Мой ответ – да, возможно. Но все же, полностью исключать контакты с преподавателями изобразительного искусства, как и такими же учениками не стоит. Если у художника, вне зависимости от его уровня рисования, есть возможность пообщаться с его собратьями по ремеслу, а также с более опытными художниками, не стоит упускать этот шанс. Обмен опытом и переживаниями является важнейшей частью обучения любому виду искусств, в том числе и изобразительному. Общение не позволит застоятся на месте, а также уменьшит вероятность

«выгорания». Каждый ученик уникален, его темп и стиль обучения могут различаться, поэтому дистанционное онлайн-обучение не может подойти для каждого. Форму обучения (очно или заочно) должен выбирать сам ученик, основываясь на своих навыках и потребностях. Некоторым обучающимся удобнее и эффективнее учиться в домашних условиях, используя онлайн-курсы и другие дистанционные ресурсы. Это особенно актуально для тех, кто не имеет возможности по каким-либо причинам посещать занятия очно. С другой стороны, для некоторых учеников наиболее эффективным способом обучения будет личное присутствие на занятиях. Взаимодействие в классе может способствовать более глубокому погружению в предмет, обмену опытом и получению обратной связи от преподавателя в режиме реального времени. В этом случае очное обучение может быть предпочтительным. Знаменитый итальянский архитектор, музыкант, изобретатель, инженер, скульптор и гениальный художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи высказывал идею о том, что для более эффективного обучения рисованию лучше находиться в коллективе таких же учеников, так как отстающие будут тянуться к более умелым, а те, кто находятся впереди коллектива, будут стараться не остаться позади.

В ходе проделанной работы, я могу предоставить список рекомендаций для начинающих художников и уже рисующих людей, которые используют открытые интернет-источники для своего обучения изобразительному искусству. Перечень рекомендаций преследует цель облегчить и сделать процесс обучения рисованию более приятным и увлекательным делом.

  1. Расширяйте свой круг знакомств. Общайтесь с такими же художниками, как и вы. Не стоит стараться знакомиться только с людьми, которые имеют больше навыков, чем у вас. Те, кто с вами на одном уровне могут дать вам гораздо больше положительного опыта.
  2. Сделайте план обучения и следуйте ему. У многих школ программы курсов доступны для ознакомления каждому. На основании того плана, который дает какая-либо школа вы можете составить свою программу обучения, например, на полгода.
  3. Не стоит расстраиваться, если что-то не получается, а ваши знакомые обучаются быстрее вас. Все люди разные, и у каждого из них различные условия для обучения.
  4. Изучайте работы великих мастеров, развивайте свой «художественный вкус»
  5. Пробуйте различные средства и материалы. В современных условиях, когда можно попробовать все, будет ошибкой остановиться на чем-то одном в самом начале своего пути.
  6. Практикуйтесь как можно чаще. Не секрет, что, чем больше времени потратить на одно дело, тем больше навыков и знаний получишь в нем.
  7. Когда все чудеса света можно найти на «экране смартфона», не стоит забывать рисовать с натуры, ведь это самый лучший вид занятий по изобразительному искусству
  8. Само по себе рисование – это, в основе своей, механический навык, который можно и нужно тренировать и развивать.
×

About the authors

A. V. Golosay

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4089-9156
Russian Federation, Nizhnevartovsk

K. I. Kuznetsov

Nizhnevartovsk State University

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0009-0002-8229-2272
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Белова Ю.В., Ермилова Д.Ю., Ляхова Н.Б., Немчинова Е.Е., Попов С.А. Применение современных технологий в организации дистанционного образовательного процесса обучения дисциплинам художественного цикла: промежуточные итоги и перспективы // Сервис plus. 2022. Т. 16. № 2. С. 21-32.
  2. Вольгушев А.Е. Из опыта работы по обучению изобразительному искусству в вузе (дистанционный формат) // Проблемы современного педагогического образования. 2021.№ 70-4. С. 90-92.
  3. Иванова Ю.В. Дистанционное художественное образование // Художественное образование: интердисциплинарная социокультурная среда, трансляция художественных ценностей: Мат-лы международной научно-практической конференции (г. Чита, 08–19 ноября 2021 г.). Чита, 2021. С. 13-18.
  4. Кондраков И.М., Кондракова И.М. От самообучения к самообразованию // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 113-121.
  5. Моисеев А.А., Витковский А.Н. Цифровизация образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна: преимущества, проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 97- 107.
  6. Сорокина А.А. Проблемы дистанционного обучения в преподавании академических художественных дисциплин // Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате: Мат-лы VI международной научно-практической конференции (г. Москва, 15–25 апреля 2021 г.). Москва, 2021. С. 578-583.
  7. Тютюнова Ю.М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации // Проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 105-116.
  8. Шахова М.С., Коновалова А.И. Методика организации занятий по декоративному рисованию в условиях пандемии // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-4(62). С. 206-208

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Golosay A.V., Kuznetsov K.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies