The role of the emotional intelligence of the teacher of additional education in the formation of the moral qualities of the student

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The formation of moral foundations among students is a key issue in the context of a socio-cultural crisis. At the same time, it is the activity of teachers of institutions of additional education that is aimed not only at training and harmonious development of the individual, but also provides an emotional response, due to familiarization with the world of art. However, the achievement of the set tasks is possible only with a sufficient level of emotional intelligence of the teacher and his involvement in professional activities.

Full Text

Современные образовательные программы, направленные на подготовку педагогических кадров, насыщены различного рода дисциплинами. Основная задача учреждений высшего и (или) среднего профессионального образований – обеспечить будущему педагогу надежный фундамент в вопросе профессиональных знаний, умений и навыков, а также дать ключевые установки в методике преподавания. Одновременно такие программы обеспечивают обогащение обучающегося и другими, не относящимися к профессиональной деятельности напрямую понятиями и категориями, которые в дальнейшем будут применимы в процессе трудовой деятельности.

Задача будущих педагогов не просто становиться высококвалифицированными специалистами, но и быть олицетворением высоких нравственных ориентиров. Так, В.А. Сухомлинский, в своем главном труде «Сердце отдаю детям» отмечал, что «…. мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды» [13, с. 7]. Это означает, что деятельность любого преподавателя не фокусируется только на трансляции знаний по предмету, на протяжении всего образовательного процесса педагог перманентно осуществляет функции воспитателя.

В процессе получения образования наибольший эффект в достижении поставленной задачи можно достичь в условиях благоприятной, нравственной атмосферы. Программы высшего/среднего образования должны сочетаться с созданием системы нравственного воспитания студентов. Подобная система будет способствовать формированию эмоционального единства коллектива, что создаст условия необходимого психологического климата и в перспективе окажет положительное воздействие на его дальнейшую трудовую деятельность. А.И. Лутошкин утверждал, что пребывание людей в одной эмоциональной ситуации, переживание ими одного состояния, способствуют созданию общности, единению:

«…в коллективе наблюдаются явления, образующиеся в результате соединения индивидуальных ощущений общего настроения, общей психологической атмосферы своего коллектива. Последнее, как нам кажется, и создает подлинно коллективный феномен эмоциональных состояний и служит важнейшей характеристикой сущности коллективных эмоциональных явлений» [6, с. 60].

Вместе с тем в настоящее время научное и педагогическое сообщество уделяют внимание формированию эмоционального интеллекта педагога как неотъемлемой части профессионального мастерства. Несмотря на то, что исторически эмоциональная сфера не рассматривалась как основное свойство личности, вопросы интеллекта и чувств ставились со времен античности. Например, Аристотель полагал, что «чувство удивления считается побудителем сознания» [5, с.101]. Произошедшее впоследствии слияние рационального и чувственного познаний привело к формированию понятия «эмоциональный интеллект» (понятие впервые введено Дж. Мэйером и П. Сэловеем в 1990 г.) [16]. Важно отметить, что сформулированное в психологическом знании понятие гармонично входит в обиход педагогики и других гуманитарных дисциплин, что характеризует его как универсальное.

Среди ученых, в чьих трудах освещена проблема эмоционального интеллекта, выделяются, на наш взгляд, Л.С. Выготский, А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова и др. [3; 6; 10]. Среди современников данный вопрос освещен в работах М.А. Манойловой, В.С, Юркевич, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, О.В. Гукаленко, Е.И. Почтаревой и др. [2; 4; 7; 8; 11; 15].

Формирование понятия проходило достаточно долго. Существуют различные варианты определений, отражающие специфику деятельности каждого ученого. Например, В.С. Юркевич (2005) рассматривает эмоциональный интеллект как сложившиеся у индивида устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде или на способы творческого ее изменения [15, с. 5]. По мнению М.А. Манойловой (2008), эмоциональный интеллект – это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого [8, с. 22]. Таким образом, несмотря на заинтересованность научного сообщества данной категорией, до сих пор унифицированного определения не существует, что говорит о недостаточной изученности и глубине проработки вопроса. В данной статье понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) будет использоваться в контакте модели, предложенной Д.В. Люсиным, где ЭИ определен как способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению ими, а также как умение рефлексировать свое собственное эмоциональное состояние и контролировать его проявление [7, с. 30].

Опираясь на сведения, полученные при анализе источников очевидным становится то, что наличие высокого уровня эмоционального интеллекта у человека способствует его успешности в профессиональной деятельности, а также зрелости восприятия и принятия осознанных решений в повседневной жизни. Так, умение распознавать свои собственные эмоции, проявлять эмпатию, использовать полученное эмоциональное содержание для регулирования дальнейшего поведения, корректировки решений, обеспечивает наиболее качественный эффект в достижении карьерных высот, а также позволяет приспособиться к условиям стремительно меняющегося мира.

Целью данной статьи является рассмотрение эмоционального интеллекта педагога как ключевого фактора в формировании нравственных качеств обучающегося. Отметим, что угол зрения сфокусирован на систему дополнительного образования, а именно на педагогическое сообщество в области музыкального искусства.

Поставлена задача определить способы воздействия на нравственность обучающихся, сформированного в процессе получения профессионального образования и (или) трудового опыта уровня эмоционального интеллекта преподавателей музыкальной сферы.

На наш взгляд, система дополнительного образования представляет собой наиболее благоприятную среду в вопросе формирования нравственных качеств, особенно средствами музыкального искусства. Учреждения данной системы призваны обеспечивать условия гармоничного, нравственно ориентированного воспитательного пространства, которое будет являться продолжением в становлении личностных качеств ребенка, заложенное основной школой. Занятия в школе искусств (по видам искусств) способствуют не только в получении новых знаний и возможном профессиональном выборе обучающегося, но и естественным образом уменьшает количество свободного времени, наличие которого является большим соблазном особенно в подростковом возрасте.

Отметим, что именно система дополнительного образования обеспечивает полноценное развитие обучающегося. Различные образовательные программы способствуют раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, а также обеспечивают эмоциональный выход, за счет реализации своей творческой деятельности. Очень важно не просто вовлечь и заинтересовать ребенка новыми знаниями и умениями, но и постараться сформировать у него необходимые в процессе жизнедеятельности нравственные качества.

Одновременно, соприкасаясь с музыкальными произведениями происходит эмоциональный отклик, который впоследствии трансформируется в определенное чувство. За счет разъяснительной работы педагога, заключающейся в трансляции заложенной композитором программности музыкального материала, важно, чтобы педагог сам

«прочувствовал» это произведение. Только через личный эмоциональный опыт возможно достичь максимальной отдачи у обучающихся. Задача педагога – собственным примером увлечь ученика богатством мира искусства и, как следствие, обеспечить его гармоничное и целостное развитие. Так, расшифровка музыкального языка, мелодических линий, гармонического сопровождения позволят затронуть чувственную сторону личности обучающегося.

Таким образом, эмоциональное восприятие музыкальных произведений, полученное в результате деятельности педагога учреждений дополнительного образования и уникальной, личностной перцепции, впоследствии может трансформироваться в чувства любви, доброты, милосердия, сострадания, патриотизма и т.д. Это означает, что, опираясь на деятельность учреждений дополнительного образования, возможно формирование тех нравственных ценностей, которые необходимы в условия стремительно меняющегося мира. Именно приобщение к миру искусства и, в частности, к миру музыки поможет в становлении эмоционально зрелой личности. При этом максимальная ответственность лежит именно на преподавателе, перед которым стоит задача грамотно расшифровать композиторский замысел и заинтересовать даже самого искушённого обучающегося.

Одной из особенностей деятельности учреждений дополнительного образования является реализация различного по уровню и содержанию образовательных программ. Рассматривая только сферу музыкального искусства, отметим, что достижение педагогом поставленных задач в отношении формирования нравственных ориентиров возможно и в детских школах искусства (по видам искусств), и в различных кружках. При этом важно учитывать, что в школах искусств образовательный процесс происходит комплексно, и деятельность может быть реализована по двум разноплановым программам: общеразвивающей и предпрофессиональной. Однако предпрофессиональные образовательные программы наилучшим образом могут помочь в становлении моральных основ. Это связано прежде всего с увеличенным количеством часов недельной нагрузки обучающегося, что является важным фактором в углубленном изучении музыкального материала. При этом, зачастую, педагог, работающий по двум программам, не стремится обеспечить обучающимся разный уровень образования. На примере личного практического опыта отметим, что в большинстве случаев, педагоги работают «по-старинке», не обращая внимая на требования образовательных стандартов.

На наш взгляд, педагогическая деятельность по дополнительным предпрофессиональным программам требует большего профессионализма и отдачи. Необходимо обеспечить обучающемуся реализацию своих способностей в творческой атмосфере, способствующей формированию у него эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями [12, с. 7].

Достичь поставленной цели возможно, если педагог заинтересован своей работой, любит детей и старается разнообразить свои занятия, ориентируясь на личностные особенности обучающихся. Также глубокое личное погружение в профессиональную деятельность и собственная рефлексия будут оказывать благоприятное воздействие на образовательный процесс. Кроме этого, педагог, обладающий высоким уровнем эмпатии и задатками лидера и имеющий потребность в постоянном самосовершенствовании, наилучшим образом будет способствовать развитию обучающихся.

Учитывая вышеизложенное и опираясь на определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, можно сделать вывод, что для педагога важно не только обладать навыками эмоционального восприятия, самопознанием и стремлением к повышению уровня профессионального мастерства, но и быть личностью. К.Д. Ушинский отмечал, что «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [14, с. 64]. Поэтому очень важно помимо эмпатии и собственной рефлексии опираться на все перечисленные ранее качества и потребности, которые обеспечат высокий уровень эмоционального интеллекта, что в свою очередь вызовет познавательную потребность у обучающихся.

Таким образом, становление нравственных ориентиров у обучающихся напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта педагога. Безусловно, педагог сам должен иметь в своем мировосприятии необходимые моральные качества, но при этом у него также должна быть потребность в формировании фундаментальных нравственных основ у обучающихся. Советский и российский методолог, хормейстер, педагог, доктор педагогических наук, профессор Э.Б. Абдуллин отмечал, что система вузовского музыкально- педагогического образования должна быть сориентирована на подготовку педагога- музыканта, учителя музыки, профессионально владеющего различными видами музыкальной деятельности, готового грамотно осуществлять педагогическое руководство процессом музыкального образования, а также владеющего основами исследовательской деятельности [9, с. 17]. При этом очень важно, чтобы подготовка будущего учителя происходила именно в профессиональной среде. По мнению Э.Б. Абдуллина, именно этот фактор способствует формированию качественных профессиональных навыков и истинных нравственных ценностей [1]. Иными словами, в условиях постоянных социокультурных изменений педагогу сферы дополнительного образования требуется проявлять невероятную гибкость и стараться компенсировать недостатки системы общего образования.

Благодаря учреждениям дополнительного образования выполнение поставленной задачи возможно. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и предпрофессиональных программ способствует формированию творческого потенциала ученика, становлению личности с активной жизненной позицией, а также воздействует на ее эстетическое развитие. Планомерная работа системы дополнительного образования способствует эффективному развитию способностей обучающегося, в частности, способности творчески мыслить, формируя круг его интересов, возникает потребность в самореализации, появляется умение находить нестандартные пути решения проблем. Одновременно, приобщение к миру музыкального искусства не только обогащает и гармонично развивает личность, но и способствует формированию нравственных ценностей путем получения знаний через чувственное восприятие.

×

About the authors

E. E. Dolgina

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: uni@nvsu.ru
Russian Federation, Moscow

References

  1. Абдуллин Э.Б., Николаев Е.В. Теория музыкального образования. М.: Прометей, 2020. 502 с.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. 356 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  4. Гукаленко О.В. Совершенствование подготовки педагогических кадров по формированию эмоционального интеллекта школьников: проблемы, методология и практика/ Эмоциональный интеллект школьника: становление и развитие: монографический сборник. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. С. 102-125.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  6. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.
  7. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, изменение, исследование. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
  8. Манойлова М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития. М. 2008. 128 с.
  9. Николаева Е.В. Эдуард Борисович Абдуллин: музыкант, педагог, исследователь // Музыкальное искусство и образование. 2015. Вып. 2. С. 11-22.
  10. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1978. 143 с.
  11. Почтарева Е.Ю. Эмоциональный интеллект как составляющая непрерывного образования педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2. С. 75-81.
  12. Приказ Минкультуры России от 2 июня 2021 № 754 Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «Детская школа искусств», «Детская музыкальная школа», «Детская хоровая школа», «Детская художественная школа», «Детская хореографическая школа», «Детская театральная школа», «Детская цирковая школа», «Детская школа художетсенных ремесел». https://clck.ru/38qjaC
  13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радяньская школа, 1973. 145 с.
  14. Ушинский К. Д. Три элемента школы. Собрание сочинений. Т. 2. 1948. С. 656. https://clck.ru/34cYAF
  15. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта /Вестник практической психологии образования. 2005. № 3(4). С. 4-10.
  16. Mayer, J.D., Salovey, P. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 9, 185-211.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Dolgina E.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies