Свидетельства сибиряков о паломничестве в Палестину как исторический источник

Обложка
  • Авторы: Цысь О.П.1, Потехина Д.К.1
  • Учреждения:
    1. Нижневартовский государственный университет
  • Выпуск: 2024: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 9–10 ноября 2023 г.)
  • Страницы: 106-112
  • Раздел: Секция 1. Актуальные проблемы исторической науки
  • URL: https://journals.eco-vector.com/kultura_nvsu2023/article/view/630877
  • DOI: https://doi.org/10.36906/KSP-2023/13
  • ID: 630877

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье охарактеризованы мемуары, дневники, оставленные сибиряками, совершившими паломничество в Палестину в конце XIX – начале ХХ вв. Отмечено, что авторами являлись преимущественно представители духовенства, а содержание записей свидетельствует о том, что Святая Земля для сибиряков из сферы полулегендарных преданий превращается в реальный географический объект, доступный для посещения.

Полный текст

Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности, которая представляет собой путешествие верующих с целью поклонения святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства [7, с. 28]. Начиная с середины XIX века, особенно после реформы 1861 года, из России началось массовое православное паломничество в Палестину. Тысячи русских людей, устремившихся на богомолье в Святую Землю, стали важнейшим фактором усиления влияния Российской империи на Ближнем Востоке. Организацию помощи пилигримам взяло на себя созданное в 1882 году Императорское Православное Палестинское общество (далее – ИППО), занимавшееся их доставкой в Святую Землю и обратно, размещением на специально построенных подворьях, а также сопровождением во время поездок по Палестине.

Активизация паломнического движения стала главной причиной того, что заметно возросло число мемуаров и дневников, публиковавшихся как отдельными изданиями, так и в периодической печати.

Среди тех, кто оставил свои свидетельства о пребывании в Святой Земле, встречались и сибиряки. Их изучение поможет лучше понять, как изменения в религиозном сознании жителей региона в условиях модернизации, так и восприятие окружающего мира, границы которого в рассматриваемый период очень быстро расширяются.

Изучение темы православного паломничества представлено книгами секретаря ИППО (1889–1904 гг.) В.Н. Хитрово, который подробно рассказывает о путях движения богомольцев, динамике их численности (по губерниям и в целом) в 1880–1890-х годах [15]. В работах секретаря ИППО (1906–1918 гг.) А.А. Дмитриевского выделяются два типа паломников: положительный, «заслуживающий полной симпатии и искреннего сочувствия», и «тунеядец», который «нищенствует перед одними и эксплуатирует невежество других» [5; 6].

После долгого перерыва в 1990–2010-е годы появляются труды современных авторов, исследующих как само явление русского паломничества, так и поездки в Палестину из регионов. Следует выделить работы Н.Н. Лисового, К.Е. Балдина, А.Г. Грушевого, С.Ю. Житенева, которые высоко оценивают источники личного происхождения в исследовании данной тематики [1; 3; 7; 8]. Можно также указать авторов, которые отмечают наличие описаний Святой земли, оставленных сибирскими паломниками: В.В. Цысь и О.П. Цысь, М.С. Шаповалов, А.А. Валитов и Т.А. Кибардина, Д.К. Потехина [2; 9; 16; 17; 20]. Тем не менее, воспоминаниям и дневникам сибирских паломников как историческому источнику в отечественной историографии уделяется недостаточно внимания.

Данное исследование основано на анализе дневниковых записей, воспоминаний, путевых заметок сибирских паломников и путешественников. Воспоминания как жанр являются записками о событиях, свидетелем и участником которых был автор. В мемуарах, очень разных по стилю, звучат реальные голоса людей, которые, казалось бы, не играли значительной роли в истории, но были носителями традиционных ценностей и при этом имели собственное мнение по многим вопросам.

Аналогичную роль – фиксация памяти о пережитом, выполняли и дневники. Дневниковые записи создаются, прежде всего, для себя непосредственно во время паломнических поездок, для возвращения к ним в будущем. Однако путевые заметки могли служить средством передачи информации для более широкого круга людей, особенно простого верующего населения, а также и для представителей духовенства. После редакторской обработки они публикуются как отдельными книгами, так и размещаются на страницах местных периодических изданий. Их влияние на общественное сознание было достаточно серьезным. Писатели-паломники старались выразить в своих сочинениях преимущественно личные впечатления от «виденного своими глазами и слышанного своими ушами» за несколько месяцев путешествия [10, с. 422].

Доступным языком они излагали неизвестные им раннее сведения о местах, известных с детства по священным книгам, церковным проповедям, рассказам домашних. Читатель получал уникальную информацию о побудительных мотивах странствования, условиях выезда за границу, о хлопотах с получением паспорта, о дорожных тяготах пассажиров до Константинополя, гор Иудеи, берегов Галилейского моря, «Святого Града» и удобствах размещения на «Русских постройках» Палестинского общества. Все увиденное, пережитое поклонники «в простоте сердечной» распространят по всей России «на пользу другим христианам» и на память себе. Ведь возможность совершить «хождение» на поклонение святыням, расположенным в Палестине, Сирии, и на Афоне имелась лишь у немногих, а на страницах паломнических записок знакомые полусказочные образы библейских святынь приобретали реальные очертания.

Необходимо указать на воспоминания Туринского священника Ивана Селихова, побывавшего в Палестине в 1906 году. Сочинения его публиковались в «Тобольских епархиальных ведомостях» в течение четырех лет – с 1906 по 1909 годы. В центре паломнической «повседневности» И. Селихова находится он сам, со своими представлениями, мечтами, идеалами. Автор отмечает случаи, когда он правил службу «для жаждуших духовной пищи» на пароходе, или в греческих храмах, или на братской могиле погибших в русско- турецкой войне 1877–1878 гг. русских воинов. Для него поездка в Святую землю не повод для удовлетворения любопытства и расширения кругозора, а форма духовного служения.

Характер мемуарных заметок носит статья священника Василия Матвеевича Федюшина, который побывал в Палестине осенью 1900 года [См.: 14]. Ознакомившись с изданным ИППО «Наставлением паломникам в Святую Землю», он посчитал необходимым внести поправки, уточнения, адресованные тем, кто выразит желание отправиться в Иерусалим. Соответственно автор счел возможным сосредоточиться лишь на нескольких наиболее важных вопросах: оформление выезда, условия хранения вещей, какие необходимо брать с собой наличные и как их обменивать на местную валюту, как организовано питание и т. п. Такого рода информация не была случайной, а являлась отражением возросших возможностей путешествия в Святую Землю. Так, по сведениям ИППО в период с 1 марта 1907 г. по 1 марта 1908 г. из 440 чел., останавливавшихся на русских подворьях в Иерусалиме, прибыли из Сибири 6: Томской губ. 2, Иркутской губ. – 2, Енисейской губ. – 2 [Подсчитано по: 12, с. 192-197, 652-655]. Из 359 лиц, останавливавшихся на русских подворьях в Иерусалиме с 1 марта 1908 г. по 1 марта 1909 г., 13 представляли сибирские губернии: 8 – Енисейскую, 3 – Томскую, 1 – Тобольскую [Подсчитано по: 11, с. 472-479]. Конечно, эти данные далеко не полные, т. к. здесь речь идет о тех, кто останавливался в отдельных комнатах, т. е. более состоятельных паломниках.

Широкая панорама впечатлений о Палестине отражена в опубликованных на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей» серии статей студента Красноярской духовной семинарии Никона Павловича Уставщикова. Автор вместе с группой воспитанников семинарии совершил в 1908 г. в летнее каникулярное время «экскурсию» в Палестину, во время которой вел дорожные паломнические дневники, фиксируя впечатления свои и спутников [13]. По содержанию текст красноярского семинариста близок к сочинению священника И. Селихова, однако он носит более отрывочный характер. В нем не содержится обширных отступлений и рассуждений, как это можно увидеть у туринского богомольца. Очевидно, что основой для публикации Н. Уставщикова послужили веденые им в ходе поездки путевые заметки.

Характер церковных проповедей носит публикация помощника инспектора Тобольской духовной семинарии Константина Ивановича Гусева [4]. Работа магистра богословия, преподавателя Томской духовной семинарии Михаила Чельцова, опубликованная в «Томских епархиальных ведомостях», по содержанию ближе к методическим рекомендациям, предназначенным преподавателям Священного писания [18].

Кроме духовенства, свидетельства о пребывании в Палестине оставил известный тюменский меценат, купец и промышленник Николай Мартемьянович Чукмалдин, совершивший путешествие в Палестину и Египет в 1885 году. Его путевые очерки вышли много лет спустя, лишь в 1899 году отдельным изданием, получившим распространение далеко за пределами Сибири.

У нас нет сведений, что инициатором их публикации был кто-либо помимо самого автора. Вряд ли целью являлось получение дохода от продажи книги. Зная характер Н.М. Чукмалдина, можно предположить, что он следовал нескольким мотивам. Во-первых, как и в случае с его воспоминаниями о детстве и юности, он хотел оставить след в истории, поделиться с окружающими собственными впечатлениями, мыслями, чувствами. Во-вторых, автор мог руководствоваться просветительскими задачами. Известно, что из Египта и Палестины он привез множество редкостей, а также обычных сувениров, которые затем пожертвовал Тюменскому городскому музею. Описание поездки служило своего рода дополнением к собранным им коллекциям.

Записки духовных лиц печатались в неофициальном отделе епархиальных ведомостей, где ведущей информацией были статьи религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, либо материалы о деятельности епархиальных образовательных учреждений. Поэтому свидетельства паломников использовались как источник школьного воспитания юношества, материал для бесед, чтений и проповедей для содействия духовному просвещению. Значимость этой темы для священнослужителей подтверждается перепечатыванием редакцией ведомостей фрагментов мемуаров паломников из других журналов.

Если анализировать содержание мемуаров и дневников, то следует отметить, что авторы старались сопоставить современную Палестину с временами, когда на ней пребывал Иисус Христос, видно и их стремление продемонстрировать особую духовную связь Святой Земли и России, а также негодование по поводу происходящих там межконфессиональных конфликтов.

Описания, на основе которых происходило формирование образа Палестины, можно отличить и по сословной принадлежности паломников. Стоит отметить, что в зависимости от уровня образования авторов, богословской и общенаучной начитанности, их творческих задатков и характера, стиль текстов был литературным или просторечным, изложение – эмоциональным или сухим.

Записи духовенства несли в себе больше оценочных суждений, личного восприятия и отношения к происходящему и увиденному на Святой Земле, больше дается и описаний чтимых палестинских святынь, храмов, разных типов богомольцев. Стиль Н.М. Чукмалдина как бы более отстранен от увиденного, менее эмоционален. Автор нацелен не только на святыни Палестины, но и на знакомство с любыми достопримечательностями, в том числе, не связанными с библейскими событиями. Кроме того, купец, что вполне естественно, больше уделял внимания сфере своих профессиональных интересов, связанных с торговлей, развитием промышленности, обустройством местных рынков, современному состоянию Святой земли. Представители духовенства, в свою очередь, делали акцент на культурной, духовно-просветительской стороне, считали важным сопоставить подробности из священных текстов и современности, в том числе при описании святых мест.

Что же можно сказать о чувствах паломников, оказавшихся в Палестине? И. Селихов писал, что первоначальный страх, охвативший от осознания своей греховности постепенно сменялся восторгом и любовью [10, с. 202]. Подъезжая к Святым местам от сердца «выкатывались слезные росинки, служившие усладой для верующей души» [10, с. 529]. Чувства людей как бы замирали. То, к чему всю жизнь стремились и что обожали становилось действительностью, а не мечтой. Ведь прежде каждого поражала мысль о том, что неужели можно увидеть то, о чем читали в учебниках, что смогли прикоснуться к святому – к Палестине.

В то же время формировался противоречивый образ Святой Земли. Угнетающие, неухоженные и загрязненные улицы противопоставлялись природе, священным местам, наполненным дорогими им воспоминаниями. Многие отрицательные моменты поездок меркли на фоне сбывшейся мечты. Н.М. Чукмалдин с сожалением отмечал, что святыни охранялись местным населением с небрежностью, находились «в пыли и прахе», но тем не менее, все паломники со страхом и любовью целовали святыни, вспоминая происходившие там события, знакомые по книгам Библии (священному писанию) [19, с. 26]. Верующему человеку дорого там все, ибо вся Земля здесь свята, а без слез и печали проходить по ней невозможно. Находясь в Палестине, И. Селихов признавался, что слезы умиления и радости бежали по его щекам, а все, что беспокоило душу выливалось в искреннюю покаянную молитву [10, с. 377].

По возвращении в Сибирь сведения паломников о Святой Земле передавались не только через публикации в местных периодических изданиях, но и посредством культурно- просветительской деятельности, выражавшейся в организации Палестинских чтений. Тема Палестины органически включается в систему культурно-просветительской работы, проводимой Русской Православной церковью в начальной школе и приходах, что особенно заметным становится в период между Первой русской революцией и Первой мировой войной.

Так, например, известно, что сибирский паломник – священник И. Селихов принимал активное участие в устройстве Палестинских чтений в Сургуте. Местом их проведения стала 2-классная церковно-приходская женская школа, которой он заведовал [16, с. 149]. С циклом лекций на палестинскую тематику выступал и Н. Уставщиков. Соответственно наиболее инициативные священники находили возможность поделиться своими впечатлениями о паломничестве.

Всех авторов объединяет оптимизм в отношении высокого подвижнического подвига православных русских людей, гордость за свою великую Родину, сыны и дочери которой составляли в начале ХХ века большую часть христиан, отправлявшихся в Палестину с паломническими целями.

Анализ путевых заметок позволяет сделать вывод, что в конце XIX – начале ХХ вв. налаживаются устойчивые каналы, позволявшие верующим совершать паломничество в Святую землю, вместе с чем росло и количество источников личного происхождения, оставленного путешественниками. К возникновению и распространению мемуаров причастны представители двух сословий: купечество и духовенство, между сочинениями которых усматривались содержательные отличия.

Среди сибирских паломников, опубликовавших мемуары, были в основном представители двух сословий: купечество и провинциальное духовенство, между сочинениями которых усматривались содержательные отличия. Паломническая литература сыграла большую роль в сохранении национальных культурных традиций, способствуя аккумуляции духовного и эстетического опыта, сохранению исторической памяти. Через эти свидетельства читатель мог увидеть мир за пределами России и познакомиться с нынешним состоянием ценной для православного человека Святой Земли.

×

Об авторах

О. П. Цысь

Нижневартовский государственный университет

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6351-8259

канд. ист. наук

Россия, Нижневартовск

Д. К. Потехина

Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uni@nvsu.ru
Россия, Нижневартовск

Список литературы

  1. Балдин К.Е. На пути в Святую Землю: мемуары русских паломников о путешествии из России в Палестину (2-я половина XIX-начало XX вв.) // Православный Палестинский сборник. Выпуск 114. К 200-летию архимандрита Антонина (Капустина). Отв. ред. Н.Н. Лисовой. М.: Индрик, 2017. С. 183-190.
  2. Валитов А.А., Кибардина Т.А. Воспоминания сибирских паломников о Палестине конца XIX – начала ХХ веков как исторический источник // Научный диалог. 2019. № 4. С. 213- 224.
  3. Грушевой А.Г. Императорское Православное Палестинское Общество. Обзор истории с момента основания до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. XXXII, № 32. С. 472-497.
  4. Гусев К. Паломничество в Святую Землю и его причины // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. №15. Отд. неофиц. С. 353-357.
  5. Дмитриевский А.А. Типы современных русских паломников в Святую землю. СПб.: Императорское Православное Палестинское Общество, 1905. 40 с.
  6. Дмитриевский А.А. Современное русское паломничество в Cв. Землю // Труды Киевской Духовной академии. 1903. №6. С. 274-319.
  7. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Издательство «Индрик», 2012. 264 с.
  8. Лисовой Н.Н. Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 416 с.
  9. Потехина Д.К. Образ Палестины в свидетельствах сибирских паломников и путешественников конца XIX – начала XX века // Православие. Наука. Образование. 2021. № 1(11). С. 132-141.
  10. Селихов. И. О паломническом странствовании моём на Ближний Восток в Турцию // Тобольские епархиальные ведомости. Отд. неофиц. 1906. № 16. С. 422-425; № 20. С. 527-530; 1907. № 7. С. 198-202; № 13. С. 373-380; № 17. С. 493-501.
  11. Список лиц, останавливавшихся на подворьях Общества в Иерусалиме // Сообщения ИППО за 1909 год. СПб., 1909. Т. ХХ. С. 472-479.
  12. Список лиц, останавливавшихся на Сергиевском, Александровском и Николаевском подворьях в Иерусалиме // Сообщения ИППО за 1908 год. СПб., 1908. Т. ХIХ. С. 192-197, 652- 655.
  13. Уставщиков Н. Из дневника семинариста // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. №8. Отд. неофиц. С. 35-40.
  14. Федюшин В. Из дневника священника-паломника // Тобольские епархиальные ведомости. 1902. №7. Отд. неофиц. С. 69-72.
  15. Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую землю Русские паломники // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества СПб., 1900. Т. ХI. Русские паломники Святой земли. Спутник православного паломника в Святую землю / В. Н. Хитрово. СПб: Издание Императорского Православного Палестинского общества, 1905. 256 с.
  16. Цысь В.В., Цысь О.П. Отделы Императорского Православного Палестинского общества в Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.: основные направления, содержание и результаты деятельности: Нижневартовск. 2014. 247 с.
  17. Цысь В.В., Цысь О.П. Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ в // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 6 (61). С. 73-90.
  18. Чельцов М. Важность географических сведений как пособие при изучении Священного писания // Томские епархиальные ведомости. 1898. №12. Отд. неофиц. С. 8-13.
  19. Чукмалдин Н.М. Путевые очерки Палестины и Египта. Екатеринбург, 1899. 80 с.
  20. Шаповалов М.С. Иностранное присутствие в Палестине в дневниках и заметках русских путешественников конца XIX – начала ХХ в. // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 4. С. 951-965.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цысь О.П., Потехина Д.К., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.