Ontological foundations of spirituality and civic service in modern domestic culture

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The modern socio-cultural situation indicates the unfolding of another round of the stage of spirituality as the inability of a person to demonstrate an active civic position, namely to benefit society; in the loss of the value of spiritual quest for meaning and life issues, and as a result - it is the leveling of the value of human personality. The process of forming the spiritual potential of the individual for a long time was not realized as a personal or social need.

Толық мәтін

До недавнего времени считалось, что профессиональное развитие индивида автоматически будет дополняться духовно-личностным развитием. Однако, цивилизационные критерии профессиональной подготовленности не способствовали тому, что духовно-нравственные ценности гражданского служения становились предметом целостного процесса воспитания и образования. К сожалению, современная молодежь привыкла отстаивать собственные интересы, полагая, что общество обязано обеспечить достаточно высокий уровень и качество жизни индивида, а тема ответственности человека перед обществом не звучала и не звучит в полном объеме, что приводит к денивеляции терминов «свобода» и «ответственность» в мировоззренческой картине современности. Постановка проблемы о необходимости установления онтологических оснований понятий «духовность» и «гражданское служение» позволит осуществлять образовательную и воспитательную деятельность в системе высшего образования. В содержание преподавания учебного материала социально-гуманитарных дисциплин должна быть включена проблематика о деятелях науки и искусства, выдающихся философах, жизнь и творчество, которых есть гражданское служение, наполненное высоким духовным содержанием. Именно такие образцы поведения и деятельности станут положительными ориентирами духовного поиска и гражданского служения для современной молодежи, нуждающейся в осмысленном выстраивании своего жизненного пути.

Проблематика духовности и гражданского служения вызывает интерес в современном обществе, не столько в связи с осознанием кризисных явлений в современном мире, сколько с необходимостью вносить значимые коррективы в процесс минимизации распространяющихся в общественной среде бездуховности и гражданского пессимизма. Полагаем, что в сложившейся ситуации можно выделить несколько причин. Во-первых, это снижение уровня внимания общественности с морально-нравственной проблематики на вопросы экономического уровня и повышения качества жизни. Современная культура потребления сформировала установки о необходимости увеличивать материальное производство, предлагая большое количество и разнообразие товаров. Тезис о том, что современные люди должны жить благополучно и ни в чем не нуждаясь, сформировало духовную черствость и безразличие среди большого числа населения. Показательными «вызовами» для общества стали распространяющаяся жестокость среди детей и подростков, пренебрежение к представителям старшего поколения, демонстрация насилия в отношении животных. Эти события нельзя воспринимать как единичные, не связанные друг с другом в целостное явление духовного кризиса. Во-вторых, на современном этапе общественного развития в качестве важнейших мировоззренческих установок культивируются следующие: высокий социальный статус, выгодные связи, финансовое благополучие, популярность любой ценой и др., иными словами, все то, что остается за границами духовной культуры. Например, понятие «золотая молодежь» характеризует такой сегмент современной молодежи, у которой уже в раннем возрасте появляется доступ к значительным материальным благам и ресурсам, пользуясь которыми в некоторых ситуациях они избегают ответственности перед законом и обществом. Они транслируют установки всевластия и безнаказанности, которые обусловливают процесс нравственной деградации, при этом, их индивидуальные заслуги перед обществом незначительны, их личностное развитие минимально. В-третьих, последние политические события, сопряженные с военными событиями, показывают способность общества занимать противоположные позиции в оценках и невозможность проведения мирных переговоров по урегулированию конфликтов и социальной напряженности. Разрозненность мира по политическим, экономическим, общекультурным показателям, по религиозному принципу, сосуществование непримиримой оппозиции – таковы реалии современного человечества. Самое опасное состоит в том, что при длительном существовании подобной ситуации человечество может приблизиться к точке невозврата, когда будет поставлен вопрос о  дальнейшем существовании человечества и всего живого на планете. В-четвертых, и это, по нашему мнению, самая значимая причина, когда каждый из нас ежеминутно и ежедневно, осуществляя выбор того, каким он будет, способен преобразовывать окружающий мир и нести ответственность перед собой и обществом. И здесь необходимо помнить, что ни объективные обстоятельства, ни время, ни социальное окружение не смогут быть оправданием для современного человека в морально-нравственном выборе следовать добру или злу, гуманности или насилию. Если каждый человек будет более требователен к самому себе, осознавать ответственность за совершаемые действия и поступки, когда существование человека будет выверено принципом: «есть только я перед лицом современности и вечности», тогда и отношение человека к миру и к самому себе будет меняться. Экзистенциальный тезис о свободе человека, о том, что его сущность формируется с течением времени – сохраняет актуальность и в настоящее время, входит в сокровищницу мировой гуманистической мысли. Обратимся к содержательным оценкам понятий: «духовность» и «гражданское служение». Установить дефиниции данных понятий достаточно сложно в силу следующих причин, а именно их абстрактная природа, которую сложно ограничить, даже если выводить из содержательных признаков те или иные характеристики. В истории философской мысли сложилось несколько подходов к определению духовности. В рамках первого, духовность рассматривается как единство Бога и человека, подчеркивается наполненность последнего светом божественной истины и благодати. Второй подход основан на том, что духовность «отрывается» от религиозности, как необходимого основания, так как в процессе секуляризации духовность приближена к категории личностной ответственности самого человека. Третий подход, когда духовность приближает к творчеству, к высшему уровню осмысления действительности и ее преобразованию. Четвертый соотносит духовность с ментальностью и патриотизмом, теми категориями, которые подчеркивают вклад человека в процесс становления и прогрессивного развития государства. По мнению И.В. Калугиной, широкие границы данного понятия определены его эмоциональной нагруженностью, при этом отчетливо выделяются «две пересекающиеся концепции духовности: религиозная и светская. Сочетание данных концепций создает противоречия в определении лексемы духовность. Слово встречается совершенно в разных контекстах: политическом, богословском, культурном, психологическом, социологическом» [5, с. 1735].

Представляет интерес иностранная публикация «Измерение духовности в многоликом мире» под редакцией Э.Л. Ай, П. Винка и др., в которой отражены методы комплексного изучения духовности студенческой молодежи. Содержание книги включает в себя главы, описывающие инновационные концепции постхристианской духовности, восточные формы медитации, представления о загробной жизни, связанные с тремя доминирующими культурными наследиями, различные нерелигиозные мировоззрения, духовный джихад, светское и религиозное почитание. В книге также рассматриваются такие важные темы, как духовное благополучие, вера, борьба, обретение смысла, моделирование и поддержка, а также мистицизм и использование молитвы для преодоления экзистенциальных кризисов» [7, с. 1, 2].

Резюмируя выше рассмотренные подходы, необходимо процитировать, на наш взгляд, то определение духовности, которое соотносится с пониманием единства духовного и гуманистического, в рамках аксиологического подхода «духовность понимается как вечные, общечеловеческие ценности, лежащие в основе нравственности» [2, с. 152]. Тем самым, объединяя многообразие подходов и преодолевая ограниченность антиномии «религиозное и светское», в содержании духовности утверждается нравственное основание, которое не может существовать в отрыве от общечеловеческих ценностных установок. Что происходит, когда ослабевает высокий уровень нравственных требований к духовности как фактору социализации индивида? О необходимости осуществлять нравственный контроль, без которого духовность становится деструктивной отмечал А. О. Бессонов: «если разум остается без духовного контроля, у человека возникают стремления любой ценой, часто в ущерб окружающему миру, удовлетворять исключительно свои рациональные потребности» [1, с. 314].

Если рассматривать духовность как совокупность общечеловеческих ценностей, то необходимо проанализировать практический уровень их «выхода», осуществляющийся индивидом ради всеобщего блага и процветания. Одним из важнейших понятий практической реализации сложившихся устремлений духовности индивида выступает «гражданское служение». Это понятие также имеет давние традиции: в эпоху Просвещения в России гражданское служение рассматривалось в неразрывном единстве с нравственными установками о чести и достоинстве, благе и справедливости. История нашей страны Нового и Новейшего времени связана с различными военными событиями. В эти периоды люди проявляли бесконечное мужество и героизм, в их понимании служение становилось основополагающей смысложизненной установкой. Акты гражданского служения в мирное время также являлись многочисленными, позволяя людям осуществлять подвиги своей профессиональной деятельностью, а именно строились города, осваивались новые территории, открывались новые школы и больницы и многое другое. Все это многообразие человеческой деятельности становилось актами гражданского служения, в котором соединялись мечты о процветании государства и общества, идеи о том, чтобы приносить благо и пользу обществу. В Советском Союзе знание фактов гражданского служения было обязательным для вступления в пионерскую и комсомольскую организации, изучение советской литературы осуществлялось сквозь призму служения литературных персонажей, у которых зачастую были прототипы в реальной жизни. В настоящее время необходимо осознать, что привить культуру гражданского служения молодежи можно только опираясь на знание о тех людях, кто демонстрирует служение в качестве высочайшей миссии. Это военные, которые выполняют свой профессиональный долг; это волонтеры, формирующие волонтерские команды; это врачи и учителя, которые осознают все величие миссии, а именно работать с людьми; это предприниматели, результаты деятельности которых выражают тепло и заботу о людях… Есть много людей, чьи имена не на слуху, они сторонятся общественной огласки тех достижений, которыми вправе гордиться, они осуществляют гражданское служение, потому что поступать по-другому они не считают возможным.

Какими содержательными характеристиками должно отличаться гражданское служение в современном мире? Это, прежде всего, служение Добру и Красоте, другими словами, это созидание качественно нового, направленного на благо общества, это реализация творческого потенциала, заложенного в каждом индивиде, это способность преодолевать препятствия на пути к благородной цели, это способность отдавать любимому делу все силы, и самое главное, это самосовершенствование себя в труде. «В человеческой природе могут быть не заложены морально-нравственные ценности, как регулятивы, направляющие людей на путь добродетельности, поэтому усвоение и принятие гуманистических ценностей осуществляется на протяжении всей жизни человека и только самим человеком. В этом процессе необходимо прилагать определенные усилия, осуществлять ежеминутный выбор самого себя, более достойного и добродетельного» [4, с. 677]. Итак, «первые шаги» гражданского служения начинаются с этапа принятия себя как человека «незавершенного в духовно-нравственной наполненности», что должно выражаться в том, чтобы «честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения. Гражданская активность выражается в гражданственности личности» [3, с. 12]. На этапе первичной социализации необходимо участие «внешних сил», которые будут осуществлять следующий этап приобщения индивида к морально-духовным ценностям и прививать определенные модели гражданского служения. При этом, необходимо учитывать ряд важнейших факторов, которые влияют в значительной степени на сформированность гражданского служения как высочайшего уровня гражданской активности. Это политические факторы, которые основываются на демократии, принципах и идеалах гуманизма; социальные: социальная справедливость, главенство прав и свобод, чувство единения индивида с историей и современностью своей страны, принадлежность к определенным культурным ценностям человечества; психологические: открытость и доверие к самому себе и другим людям, эмпатия; и в заключение, личностные: уровень образования индивида, готовность к постоянному самообразованию и др.

Гражданская активность может быть разнонаправленной, а именно подчеркивать значение поддержания и воспроизводства существующих норм и ценностей, а также подчеркивать необходимость формирования новых, отражающих ситуации современности. Важно подчеркнуть, что содержание гражданской активности может быть как конструктивным, так и деструктивным. Разумеется, гражданская активность может развиваться ситуативно, отталкиваясь от происходящих значимых событий, как некий эмоциональный отклик индивида, но если говорить о системной работе, направленной на формирование высокого уровня гражданской культуры, то необходимо участие различных социальных структур. В первую очередь, это функция должна осуществляться государственными органами, политическими организациями, учреждениями образования и культуры, СМИ, и других социальных институтов. Более подробно остановимся на воспитательных и образовательных процессах, которые необходимо реализовывать в системе высшего образования. Необходимо отметить, что особая роль в формировании духовности и позиции гражданского служения отведена социально-гуманитарным дисциплинам, содержание учебного материала которых предполагает освоение философской проблематики, социологической, правовой, культурной, религиозной и др. Изучение каждой дисциплины есть освоение базовых дидактических единиц, основных понятий и терминов. Однако, методика преподавания дает определенную свободу педагога в выборе учебного материала, позволяющего продемонстрировать общечеловеческие идеалы и ценности. Так, в изучении темы «История отечественной философии» можно рассмотреть жизнь и творчество величайшего философа П. Флоренского, размышлявшего о значении духовности и необходимости следовать пути добродетельности. Его жизненный путь есть единство философии и точных наук, он посвятил себя преподаванию философии и математики, названия его сочинений символичны: «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», «Очерки философии культа» и др. В тридцатых годах у П. Флоренского была возможность эмигрировать, но он решил остаться на родине. Представленные факты зачастую говорят красноречивее лозунгов о патриотизме и гражданском служении.

В оценке современных-социокультурных реалий социально-гуманитарные дисциплины выступают мощным мотиватором культивирования гражданской активности, изучая формы, мотивы, практики общественного участия. Эти дисциплины формируют культуру социальных инициатив, обучают формам сотрудничества и взаимодействия внутри различных социальных групп, но самое важное, это формирование активной гражданской позиции. В арсенале данных дисциплин гибкость и открытость системы обучения, основанная на связи с реальной жизнью. Социально-гуманитарные дисциплины позволяют педагогу изменять систему взаимодействия, выступать одновременно в роли наставника и критика. Мы полагаем, что методика обучения гражданскому служению должна включать следующие компоненты: ценность, осознанность и ответственность в осуществлении выбора социально важных действий (которые могут рассматриваться в рамках изучаемой дисциплины). На протяжении всего образовательного процесса педагогам необходимо подчеркивать наличие связи между теорий и практикой, теоретическим познанием и профессиональной преданностью выбранного пути; наполнять внеучебную деятельность воспитательными мероприятиями, тематика которых находит эмоциональный отклик у обучающихся. По мнению отечественных исследователей, в настоящее время отмечается тенденция, когда «образовательный процесс из сугубо академического становится практико-ориентированным, позволяющим студенту применять полученные знания в реальных ситуациях, быть вовлеченным в социально значимую деятельность и улучшать общественную жизнь через удовлетворение потребностей сообщества, а также – научиться рефлексировать относительно собственных знаний и навыков» [6, с. 25]. В своей педагогической деятельности преподаватель обязан включать в образовательный процесс приемы и формы, направленные на совершенствование критического мышления и обоснования объективных доказательств и выводов. Перед педагогом стоят задачи осуществлять тесную взаимосвязь с аудиторией, понимать, какие проблемы современности действительно интересны молодежи, а какие – необходимо поднимать, так как в силу жизненной неопытности многие из них не готовы к осмыслению «вечных тем»: пониманию собственной жизни, целей жизни, значимости (осознания значимости и ценности своей жизни).

×

Авторлар туралы

V. Miller

Surgut State Pedagogical University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1180-6099

Candidate of Philosophical Sciences

Ресей, Surgut

М. Duminskaya

Surgut State Pedagogical University

Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7530-383X

Doctor of Philosophical Sciences

Ресей, Surgut

Әдебиет тізімі

  1. Бессонов А.О. Духовность, духовные ценности, духовная сфера, деструктивная духовность как основные объекты духовной безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 5. С. 313-315.
  2. Блинкова О.А. Как измерить духовность? Обзор новых методик исследования духовности // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 1. С. 147-164. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.109
  3. Дементьева И.Н. Социально-экономические аспекты гражданской активности населения региона // Журнал социологических исследований. 2019. № 4. С. 11-21.
  4. Думинская М.В., Миллер В.И. К вопросу о формировании гуманистических ценностей в современных социокультурных реалиях // Социально-гуманитарные инновации: Стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований. Оренбург, 2022. С. 675- 680.
  5. Калугина И.В. Бытование лексемы «духовность» в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 6. С. 1732-1736.
  6. Ковров В.В., Беликова Н.Ю., Очирова Т.С. Социальное служение как фундамент гражданского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 23-27.
  7. Assessing spirituality in a diverse world / eds L.A.Ai, P.Wink, R.F.Paloutzian, K.A.Harris. Switzerland: Springer, 2021.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Miller V.I., Duminskaya М.V., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>