О необходимости сохранения национальных традиций в художественном образовании (из личного опыта)

Обложка
  • Авторы: Видинеев В.Н.1
  • Учреждения:
    1. Нижневартовский государственный университет
  • Выпуск: 2024: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 9–10 ноября 2023 г.)
  • Страницы: 504-509
  • Раздел: Секция 14. Актуальные вопросы художественного образования: проблемы и перспективы
  • URL: https://journals.eco-vector.com/kultura_nvsu2023/article/view/631289
  • DOI: https://doi.org/10.36906/KSP-2023/71
  • ID: 631289

Цитировать

Полный текст

Аннотация

История художественного образования в России, пленэрные поездки по России и Европе, участие в выставочных проектах различного уровня: от городских и областных – до всероссийских и европейских, стажировка в Академии художеств, позволили накопить немалый опыт в преподавании академических дисциплин. В период реформ в образовании необходимо следовать национальным традициям и проверенным временем методикам в преподавании специальных дисциплин. Академическое и реалистическое искусство в контексте реформы высшего образования.

Полный текст

Думаю, никто не будет спорить о важности и актуальности данной темы, но уделяем ли мы ей должное внимание. Говоря о национальных проблемах, мы рискуем быть обвиненными в патриотичности, так как на протяжении последних двух десятков лет можно было неоднократно слышать из уст либеральной интеллигенции, что патриотизм есть последнее пристанище негодяев. Происходит подмена ценностных ориентиров и нам по сути «белое» выдают за «черное».

Проблема сохранения национальных традиций в современном «глобальном» обществе актуальна вдвойне. Будучи в Венгрии на международном европейском пленэре, был удивлен тому, с каким тщанием и любовью Венгры пытаются сохранить крупицы самобытной древней культуры. Будь то образцы керамики с традиционным народным орнаментом или образцы национальной одежды, которая выставлена в музее, и я видел ее в продаже в магазинах в центре города. Так же пользуются поддержкой народные музыкальные и танцевальные коллективы.

Мы наслышаны о течениях «славянофилов» и «западников» среди русской интеллигенции. И раздор между ними был столь велик, что однажды, при встрече Александра Ивановича Герцена (он был западником) и Константина Сергеевича Аксакова (был славянофилом) они обнялись, поцеловались и тем самым попрощались окончательно, чтобы далее больше не общаться. Хотя были друзьями, но настолько они любили отечество и видели по-разному его будущность, что решили прекратить всяческое общение.

Русских художников и писателей волновали тонко подмеченные сюжеты из повседневной реальной действительности. И неспроста, в письме европейских писателей в адрес писательского кружка Н.Д. Телешова, они отмечали способность русских писателей тонко сопереживать простому человеку.

Реалистическому изображению окружающего мира следовали в своем творчестве все художники на протяжении всей истории развития изобразительного искусства. Великие мастера оставили, разработанные и выверенные ими идеальные, как им казалось, пропорции человека. Леонардо да Винчи написал трактат о живописи, в котором объяснял, как достоверно и убедительно изобразить окружающий мир, созданный Богом. Живописец соперничает и соревнуется с Природой в создании достоверного и совершенного изображения. Прочувственному пониманию натуры подчиняется каждый мазок и движение кисти. Художественному замыслу подчиняются нюансы колорита, трепет светотени. То есть, содержание первично в реалистической живописи. Академическая школа основана на изучении законов композиции, перспективы, гармонии и пропорциональной соразмерности изображения. Идеология реалистической школы основана на воспевании красоты Божьего мира [1].

Несмотря на сходство жанров, сюжетов и техники исполнения произведений, школы разделены на национальные: французская, итальянская, немецкая школы живописи. Русская школа живописи приобрела ярко выраженные национальные особенности с середины ХIХ века. Становление художественного образования в России неразрывно связаны с Академией художеств в Санкт-Петербурге и Московским училищем живописи, ваяния и зодчества.

Чтобы проследить и отметить национальные особенности, необходимо сослаться на мастеров русской школы живописи в полной мере им соответствующих. В первую очередь следует обратиться к собранию живописи, собранной в Третьяковской галерее и произведениям, хранящимися в Русском музее. Эти коллекции являются отражением художественной жизни России на протяжении нескольких столетий.

Одно из старейших художественных учебных заведений России, которое я окончил – Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого, построено на деньги купца Селиверстова и по справедливости, должно бы носить его имя. По случаю столетнего юбилея училища, была организована выставка дипломных работ. Они мастерски выполнены. Интересны и разнообразны выбранные темы. Вот на одной из работ подружки наряжают невесту. Она в белом платье – центр композиции. Украшают работу расставленные вокруг в корзине и в вазах, очень кстати здесь находящиеся – цветы. Конечно, были и «темы строек» и политические темы (художники выполняли идеологический заказ), но уровень их был одинаково высок.

Недавно, читая в журнале статью о Ярославском художественном училище, узнал, что оно построено так же на деньги благотворителя Н.М. Градусова. Объяснялось это тем, что в городе не хватает учебных заведений.

Нельзя предавать забвению лучших представителей русского купечества, которые думали об общественном благе. Они внесли неоценимый вклад в сохранение и развитие русского искусства.

Это: А.А. Бахрушин, Третьяковы, Морозовы, Строгановы, Мамонтовы и так далее. Благодаря их подвижничеству, мы можем теперь созерцать произведения русской и зарубежной классики. Навечно вписаны в историю отечественного искусства имена К. Брюллова, И. Айвазовского, В. Поленова, А. Саврасова, И. Репина, Ф. Васильева, В. Перова, В. Серова, И. Левитана, К. Коровина и многих других художников, составивших славу русского искусства [2]. Нельзя не отметить творчество Петрова-Водкина, предвосхитившего в своем произведении «Купание красного коня» переломный момент русской истории, а также использовавшего иконописные приемы условного, плоскостного построения картины.

Бесспорно, существуют русские национальные традиции в искусстве, а если шире, то и в общественной жизни вообще. Где та граница, где искусство России становится самобытным и оригинальным явлением. Пытаясь понять вкусы и предпочтения молодых художников, спрашиваю: «Какие художники вам нравятся?» И грустно, если в перечне названных известных художников я не слышу фамилий русских или советских художников, составляющих славу отечественного искусства.

Развивалось ли советское искусство в национальных традициях. Думаю, да. Этот период обозначен как «соцреализм». Несмотря на политическую цензуру, оно откликалось на все важные исторические события эпохи. И полотно А. Дейнеки «Оборона Севастополя», написанное в 1943 году, внесло свой немалый вклад в дело Победы над фашизмом. Самобытны и интересны, ставшие классикой советского искусства такие художники, как А Д. Пластов, Е.Е. Моисеенко, Г.М. Коржев, Д.Д. Жилинский, В.И. Иванов и многие другие.

Со времени перестройки и по наши дни образование, как и многие другие составляющие нашего общества, находится в процессе реорганизации. Но крайне бережно надо относиться к достижениям отечественной художественной школы. Преподаватель Пензенского художественного училища – Владимиров И.В., рассказывал нам о том, что в период расцвета русского авангарда, натурщика привязывали веревками к стулу, крепили к крюку на потолке концы веревки и раскачивали модель. Считали, что писать неподвижную модель – пережиток прошлого и надо искать новые способы самовыражения. Но, затем разум возобладал, и классическое образование вернулось к традиционным методикам.

Невольно напрашивается сравнительный анализ уровня учебных заданий по рисунку и живописи десять-двадцать лет назад, и теперь. И сравнение не в пользу современного образования, так как сказывается сокращение часов практических дисциплин. Учебные задания выполнены без должной степени завершенности. Это проблемы композиции, пропорционального построения предметов, передача материальности и тоновых отношений. Но главное, нельзя забывать все хорошее из педагогического опыта прошлого, опираясь на теоретическое наследие Игнатьева С.Е., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В.

За последние несколько лет мне довелось участвовать и наблюдать за работой художников на международных пленэрах, которые проводились как у нас в России, так и в Европе. Выскажу собственные суждения. В России еще жива Школа. Умение образно мыслить, профессионально владеть материалом. И если рассуждать таким образом, что через картину художник общается со зрителем, то художник и зритель еще могут понять друг друга. Пока. Художник еще может создать нечто, что может вызвать возвышенные чувства у зрителя. А не в этом ли нравственная задача искусства, чтобы, пережив катарсис – наивысший эмоциональный подъем, вызвать у зрителя желание добрых дел.

Но, говоря о современных тенденциях в изобразительном искусстве, исследователи постмодерна провозглашают: «художник делает ничто и сам художник никто». Зритель чувствует себя униженным, так как, не понимая ничего, он думает, что не дорос до понимания художника, а часто в произведениях современных художников и понимать нечего, так как отсутствуют смысл и образное воплощение. Показательный пример - региональная выставка акварели в Тюменском музее изобразительных искусств. Большую часть экспозиции составляют технические приемы акварельной живописи. Переливы и перетекания одного цвета в другой. Смело и профессионально, а где-то и красиво. Но давайте вдумаемся в значение русского слова «безобразно». Безобразно, т. е. отсутствует образ. А ведь задача любого из искусств – создание образа.

Обучаясь на факультете повышения квалификации при академическом институте им. И.Е. Репина, присутствовал на мастер-классе преподавателя академии искусств из Америки. Она показала каталог работ, и весь урок свелся к тому, что на палитре намешивался телесный цвет. И она, приставляя затем палитру с оттенками телесного цвета к модели, показывала, что может это делать мастерски. Меня удивила абсурдность данных упражнений. Предполагаю, что она не решилась писать на холсте, так как уровень студентов Российской академии художеств очень высок, и показать мастерство непросто. Удивляет немалое количество китайских студентов, обучающихся в Академии. Значит, уровень профессиональных компетенций высок и учебное заведение имеет международный статус.

Характерной особенностью преподавания практических дисциплин в академическом институте является помощь преподавателя студентам в процессе работы над моделью. Хотя до сих пор происходят споры среди преподавателей о том, следует ли вмешиваться в учебный процесс. Достаточно лишь сделать устные замечания, теоретически их обосновав. Постановка учебная, но происходит творческий процесс, в который нельзя вмешиваться. Но, если преподаватель сам является практикующим художником, мастером своего дела и может двумя-тремя мазками поправить и «оживить» учебную работу, это может стоить множества долгих объяснений. Этот методический прием, несомненно, повышает авторитет педагога, но должен применяться индивидуально – есть небольшое количество студентов, которые не приемлют, ни в коей мере постороннего вмешательства в работу.

Со времени преподавания в академии художеств И.Е. Репина, это называлось «править рисунки». Этот метод применяется и сейчас. Во время посещения одного из занятий по живописи, был свидетелем, когда профессор брал кисть и мягко списывал с фоном контур модели. Сразу появлялся объем и воздушность в работе. В другой работе были правки в пропорциях модели, и сразу обозначилось портретное сходство.

Авторитет и опыт Академии художеств показателен для художественных учебных заведений России и является как бы ориентиром. При Академии существует факультет повышения квалификации, где преподаватели академических дисциплин творческой направленности могут повысить уровень профессионального мастерства под руководством известных художников, мастеров академической живописи и рисунка.

Особенностью современного художественного образования при подготовке бакалавров является выбор направленности в сторону декоративного искусства, дизайна и архитектуры. При этом кафедра изобразительного искусства выполняет вспомогательную функцию. Думаю, в скором времени в выставочных экспозициях увеличится число произведений декоративно- прикладного характера и дизайнерских разработок. Но по большому счету это вещи утилитарного назначения.

Находясь вдали от традиционных русских народных промыслов, студенты нашего университета, да и местные художники тоже, часто используют в своем творчестве хантыйские мотивы. Но может ли современный художник глубоко раскрыть эту тему, если традиционная культура утрачивается и самими коренными народами ханты и манси.

По словам Святейшего Патриарха, сегодня многие национальные культуры «либо растворяются, либо теряют свои позиции перед лицом глобальной массовой культуры» (https://clck.ru/38QYz4).

Наше отечество на протяжении ряда последних лет пытается решить проблемы экономического порядка, говоря о мировом кризисе. Но вопрос национальной идеи первичен. Пока не произойдет национальная и культурная самоидентификация, говорить о современных проблемах нашего общества преждевременно. В информационном пространстве главенствует примитивная и развлекательная составляющая, не способная сохранить традиционные ценности.

И в этом случае, главное, привить высокий художественный вкус будущим педагогам и любовь к отечественной культуре, которую они должны будут передать своим ученикам. В этой преемственности залог сохранения лучших традиций отечественного образования и будущности нашей страны.

×

Об авторах

В. Н. Видинеев

Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1893-9211
Россия, Нижневартовск

Список литературы

  1. Видинеев В.Н. Консерватизм и «новое» в живописи или о соотношении «содержания» и «формы» в искусстве // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: мат-лы VIII Всероссийской научно-практической конференция с международным участием (г. Нижневартовск, 01 декабря 2020 г.). Нижневартовск, 2021. С. 161-166.
  2. Видинеев В.Н. Академическая школа в контексте развития современного искусства // Философия образования. 2016. № 3(66). С. 155-161.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Видинеев В.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах