Формирование умений и навыков учащихся пятых-шестых классов в процессе изображения натюрморта, отражающего этнокультурные традиции народов Югры
- Авторы: Павловская А.А.1, Сметанина П.М.1
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Выпуск: 2024: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 9–10 ноября 2023 г.)
- Страницы: 547-551
- Раздел: Секция 14. Актуальные вопросы художественного образования: проблемы и перспективы
- URL: https://journals.eco-vector.com/kultura_nvsu2023/article/view/631311
- DOI: https://doi.org/10.36906/KSP-2023/77
- ID: 631311
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается проблема формирование умений и навыков учащихся пятых-шестых классов в процессе изображения натюрморта, отражающих этническую культуру коренных народов ХМАО-Югры. Дается подробный анализ педагогического опыта в области приобщения в национально-региональному компоненту. В статье подчеркивается важность изучения культурных традиций народностей, на примере. ханты, манси, ненцы.
Ключевые слова
Полный текст
Изображение натюрморта является одним из важных аспектов в формировании творческих и художественных навыков учащихся пятых и шестых классов. В данном статье мы будем рассматривать процесс формирования умений и навыков учащихся в создании натюрморта, отражающего этнокультурные традиции народов Югры.
Формирование понятий об этнокультурных традициях коренного югорского населения является одним из важнейших направлений исследований научных деятелей. Рассмотрение этой темы требует глубокого понимания и учета различных аспектов этнокультурной и социально-исторической сферы.
Этнокультурные традиции народов Югры представляют собой сложную и уникальную систему ценностей, обычаев и образа жизни, которые накоплены и передаются из поколения в поколение. Они имеют своеобразное миропонимание, включающее уникальные особенности поведения, верований, языка, самобытной культуры и искусства. Каждый аспект этнической культуры имеет важное значение и способствует формированию и поддержанию этнической идентичности. [1, с. 44].
Основными теоретическими направлениями является: изучение истории народов севера, их этнокультурных традиций, значение натюрморта в изобразительном искусстве, его роль в формировании художественного вкуса.
Полынская И.Н. в своей научной работе «Традиционные обряды народов ханты и манси в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства» раскрывает понятия о роли и значении исследования этнокультуры коренных народов ХМАО-Югры, таких народов как ханты, манси, ненцы. Исследование включает в себя работу над изучением традиционных обрядов, народных праздников. Изучаемый материал – культура народов севера, предстаёт как социокультурный компонент, отражающий опыт прошлых поколений. Ирина Николаевна отмечает что приобщение возможно только при условии правильной организации педагогических действий в основе которых, психолого-педагогические принципы, методы учебной деятельности. «В подобных условиях изобразительное искусство становится средством обогащения духовно-нравственного мира учеников» [1]. Именно поэтому важно изучение этнической культуры.
К практическим аспектам формирования навыков и умений учащихся:
- организация изучения этнокультурных традиций народов Югры;
- изучение и анализ национальных элементов и символов в натюрморте;
- особенности композиции и использования цвета в изображении этнокультурного натюрморта;
- технические навыки и методы работы с различными материалами и инструментами.
В своем научном исследовании «Национально-региональный компонент в художественном образовании» Полынская И.Н. приводит пример проведения занятия с методическими рекомендациями по приобщению к традициям народов ХМАО через изображение натюрморта. Натюрморт ведется изображением с натуры композиции предметов хантыйского быта. Работа содержит такие предметы как берестяные коробки, туески, природные дары: северные ягоды, грибы, кедровые шишки, ветки хвойных деревьев и т. д.). Развитие образного воображения, пространственного мышления, закрепление умений и навыков изображения конструкции предметов их особенностей форм и размещение их на плоскости, работа с цветотоновыми и светотеневыми отношениями для передачи объёма форм композиции. Натюрморт должен соответствовать возрастным особенностями уровню подготовленности. В процессе беседы о быте народов Югры, приводят в пример репродукции картины художника В.А. Игошева «Мансийский натюрморт» (рис. 1) [2, с. 32].
Рис. 1. Картина художника В.А. Игошева «Мансийский натюрморт»
Целью данного занятия является формирование у учащихся интереса и уважения к культуре народов севера, а также развитие их творческих способностей и навыков работы с изобразительными материалами.
Последующее применение полученных знаний навыков и умений реализуется в проведение выставок художественных работ с использованием этнокультурных элементов, также в участие в конкурсах и проектах, связанных с сохранением и популяризацией этнокультурных традиций народов Югры и развитие навыков самостоятельного и творческого мышления через создание собственных работ, отображающих этнокультурные традиции.
Занятия и его организация, направленные на обучение натюрморту с учетом национального и регионального компонентов на примере народов ХМАО должны соответствовать некоторым требованиям. Изучение и создание натюрмортов являются важной частью художественного образования. Однако, для того чтобы представить богатые культурные традиции и особенности того или иного региона, важно учитывать национальный и региональный компонент. Данная научная работа представляет собой описание организации и содержания занятий по обучению натюрморту с учетом национальных и региональных особенностей на примере коренных народов Югры.
Под понятием значимости национального и регионального компонента при обучении натюрморту подразумевается влияние культуры и национальной идентичности на художественное творчество и понимание, а также уважение национальных и региональных особенностей в натюрморте.
Организация занятий по обучению натюрморту с учетом национального и регионального компонента содержит изучение истории и культуры, анализ и изучение особенностей и мотивов национальной живописи, определение последовательности занятий и выбор техник и материалов, применение национальных и региональных элементов в создании натюрморта.
Содержание занятий по обучению натюрморту с учетом национального и регионального компонента подразумевается изучение основных принципов композиции и цветовой гармонии, практические занятия по рисованию натюрморта. Работа с различными материалами и техниками народов Югры, знакомство с работами известных художников и мастеров автономного округа имеет высокоэффективную работу над изучением национального компонента. Проектная работа имеет особое место в изучении традиций: создание собственного натюрморта с использованием национальных мотивов.
Оценивание эффективности и результатов обучения натюрморту включает: оценка освоения технических навыков и художественных принципов, осмысление и понимание особенностей, приуроченных этническому натюрморту в работе обучающегося, разработка и проведение выставки работ учеников для широкой аудитории.
Обучение натюрморту с учетом национальных и региональных компонентов на примере народов Югры позволяет соединить художественное образование с культурным развитием подрастающего поколения. Использование элементов этнокультурных традиций северных народов в создании натюрмортов позволяет не только показать богатство и особенности региона, но и привносит оригинальность и уникальность в работу студентов, способствуя развитию их творческого мышления и художественного вкуса [3, с. 150].
Рис. 2. София С. 7 лет
Рис. 3. Ирина Б. 10 лет «Хантыйский натюрморт»
Формирование умений и навыков учащихся пятых и шестых классов в процессе изображения натюрморта, отражающих этнокультурные традиции народов Югры, является важным аспектом в развитии творческого и художественного потенциала учеников. Помимо приобретения практических навыков работы с различными материалами и инструментами, ученики также получают знания о культуре и истории народов ХМАО, что способствует их более глубокому пониманию этнокультурных традиций. Сохранение и популяризация этнокультурного наследия являются важной задачей, и создание натюрморта, отражающего этнокультурные традиции народов Югры, дает учащимся возможность внести свой вклад в сохранение и продвижение национальных ценностей [4, с. 28].
Об авторах
А. А. Павловская
Нижневартовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1116-5700
канд. филос. наук
Россия, г. НижневартовскП. М. Сметанина
Нижневартовский государственный университет
Email: uni@nvsu.ru
Россия, г. Нижневартовск
Список литературы
- Полынская И.Н. Традиционные обряды народов ханты и манси в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства // Этническая культура. 2022. Т. 4. № 2. С. 44-48. https://doi.org/10.31483/r-101883
- Полынская И.Н. Национально-региональный компонент в художественном образовании: учебно-методические рекомендации по дисциплине Б1.В.ДВ.1.2 Национально- региональный компонент в художественном образовании. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. 63 с. EDN UEOEFC
- Сырова Н.В., Абдуллина М.А., Жемчужникова И.М. Наглядный метод преподавания изобразительного искусства как способ развития творческих способностей обучающихся // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого- педагогические науки. 2022. № 2(60). С. 149-153. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-2-60- 149-153; EDN QTZJXM
- Ткачук Н.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты- Мансийского автономного округа– Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 2(53). С. 388- 397.
![](/img/style/loading.gif)