Formation of skills and abilities of fifth and sixth grade students in the process of depicting still life, reflecting the ethno-cultural traditions of the peoples of Ugra

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article reveals the problem of the formation of skills and abilities of students of the fifth and sixth grades in the process of depicting still life, reflecting the ethnic culture of the indigenous peoples of the KhMAO-Yugra. A detailed analysis of pedagogical experience in the field of inclusion in the national-regional component is given. The article emphasizes the importance of studying the cultural traditions of ethnic groups, using the example of the Khanty, Mansi and Nenets.

全文:

Изображение натюрморта является одним из важных аспектов в формировании творческих и художественных навыков учащихся пятых и шестых классов. В данном статье мы будем рассматривать процесс формирования умений и навыков учащихся в создании натюрморта, отражающего этнокультурные традиции народов Югры.

Формирование понятий об этнокультурных традициях коренного югорского населения является одним из важнейших направлений исследований научных деятелей. Рассмотрение этой темы требует глубокого понимания и учета различных аспектов этнокультурной и социально-исторической сферы.

Этнокультурные традиции народов Югры представляют собой сложную и уникальную систему ценностей, обычаев и образа жизни, которые накоплены и передаются из поколения в поколение. Они имеют своеобразное миропонимание, включающее уникальные особенности поведения, верований, языка, самобытной культуры и искусства. Каждый аспект этнической культуры имеет важное значение и способствует формированию и поддержанию этнической идентичности. [1, с. 44].

Основными теоретическими направлениями является: изучение истории народов севера, их этнокультурных традиций, значение натюрморта в изобразительном искусстве, его роль в формировании художественного вкуса.

Полынская И.Н. в своей научной работе «Традиционные обряды народов ханты и манси в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства» раскрывает понятия о роли и значении исследования этнокультуры коренных народов ХМАО-Югры, таких народов как ханты, манси, ненцы. Исследование включает в себя работу над изучением традиционных обрядов, народных праздников. Изучаемый материал – культура народов севера, предстаёт как социокультурный компонент, отражающий опыт прошлых поколений. Ирина Николаевна отмечает что приобщение возможно только при условии правильной организации педагогических действий в основе которых, психолого-педагогические принципы, методы учебной деятельности. «В подобных условиях изобразительное искусство становится средством обогащения духовно-нравственного мира учеников» [1]. Именно поэтому важно изучение этнической культуры.

К практическим аспектам формирования навыков и умений учащихся:

  • организация изучения этнокультурных традиций народов Югры;
  • изучение и анализ национальных элементов и символов в натюрморте;
  • особенности композиции и использования цвета в изображении этнокультурного натюрморта;
  • технические навыки и методы работы с различными материалами и инструментами.

В своем научном исследовании «Национально-региональный компонент в художественном образовании» Полынская И.Н. приводит пример проведения занятия с методическими рекомендациями по приобщению к традициям народов ХМАО через изображение натюрморта. Натюрморт ведется изображением с натуры композиции предметов хантыйского быта. Работа содержит такие предметы как берестяные коробки, туески, природные дары: северные ягоды, грибы, кедровые шишки, ветки хвойных деревьев и т. д.). Развитие образного воображения, пространственного мышления, закрепление умений и навыков изображения конструкции предметов их особенностей форм и размещение их на плоскости, работа с цветотоновыми и светотеневыми отношениями для передачи объёма форм композиции. Натюрморт должен соответствовать возрастным особенностями уровню подготовленности. В процессе беседы о быте народов Югры, приводят в пример репродукции картины художника В.А. Игошева «Мансийский натюрморт» (рис. 1) [2, с. 32].

 

Рис. 1. Картина художника В.А. Игошева «Мансийский натюрморт»

 

Целью данного занятия является формирование у учащихся интереса и уважения к культуре народов севера, а также развитие их творческих способностей и навыков работы с изобразительными материалами.

Последующее применение полученных знаний навыков и умений реализуется в проведение выставок художественных работ с использованием этнокультурных элементов, также в участие в конкурсах и проектах, связанных с сохранением и популяризацией этнокультурных традиций народов Югры и развитие навыков самостоятельного и творческого мышления через создание собственных работ, отображающих этнокультурные традиции.

Занятия и его организация, направленные на обучение натюрморту с учетом национального и регионального компонентов на примере народов ХМАО должны соответствовать некоторым требованиям. Изучение и создание натюрмортов являются важной частью художественного образования. Однако, для того чтобы представить богатые культурные традиции и особенности того или иного региона, важно учитывать национальный и региональный компонент. Данная научная работа представляет собой описание организации и содержания занятий по обучению натюрморту с учетом национальных и региональных особенностей на примере коренных народов Югры.

Под понятием значимости национального и регионального компонента при обучении натюрморту подразумевается влияние культуры и национальной идентичности на художественное творчество и понимание, а также уважение национальных и региональных особенностей в натюрморте.

Организация занятий по обучению натюрморту с учетом национального и регионального компонента содержит изучение истории и культуры, анализ и изучение особенностей и мотивов национальной живописи, определение последовательности занятий и выбор техник и материалов, применение национальных и региональных элементов в создании натюрморта.

Содержание занятий по обучению натюрморту с учетом национального и регионального компонента подразумевается изучение основных принципов композиции и цветовой гармонии, практические занятия по рисованию натюрморта. Работа с различными материалами и техниками народов Югры, знакомство с работами известных художников и мастеров автономного округа имеет высокоэффективную работу над изучением национального компонента. Проектная работа имеет особое место в изучении традиций: создание собственного натюрморта с использованием национальных мотивов.

Оценивание эффективности и результатов обучения натюрморту включает: оценка освоения технических навыков и художественных принципов, осмысление и понимание особенностей, приуроченных этническому натюрморту в работе обучающегося, разработка и проведение выставки работ учеников для широкой аудитории.

Обучение натюрморту с учетом национальных и региональных компонентов на примере народов Югры позволяет соединить художественное образование с культурным развитием подрастающего поколения. Использование элементов этнокультурных традиций северных народов в создании натюрмортов позволяет не только показать богатство и особенности региона, но и привносит оригинальность и уникальность в работу студентов, способствуя развитию их творческого мышления и художественного вкуса [3, с. 150].

 

Рис. 2. София С. 7 лет

 

Рис. 3. Ирина Б. 10 лет «Хантыйский натюрморт»

 

Формирование умений и навыков учащихся пятых и шестых классов в процессе изображения натюрморта, отражающих этнокультурные традиции народов Югры, является важным аспектом в развитии творческого и художественного потенциала учеников. Помимо приобретения практических навыков работы с различными материалами и инструментами, ученики также получают знания о культуре и истории народов ХМАО, что способствует их более глубокому пониманию этнокультурных традиций. Сохранение и популяризация этнокультурного наследия являются важной задачей, и создание натюрморта, отражающего этнокультурные традиции народов Югры, дает учащимся возможность внести свой вклад в сохранение и продвижение национальных ценностей [4, с. 28].

×

作者简介

A. Pavlovskaya

Nizhnevartovsk State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: uni@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1116-5700

Candidate of Philosophical Sciences

俄罗斯联邦, Nizhnevartovsk

P. Smetanina

Nizhnevartovsk State University

Email: uni@nvsu.ru
俄罗斯联邦, Nizhnevartovsk

参考

  1. Полынская И.Н. Традиционные обряды народов ханты и манси в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства // Этническая культура. 2022. Т. 4. № 2. С. 44-48. https://doi.org/10.31483/r-101883
  2. Полынская И.Н. Национально-региональный компонент в художественном образовании: учебно-методические рекомендации по дисциплине Б1.В.ДВ.1.2 Национально- региональный компонент в художественном образовании. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. 63 с. EDN UEOEFC
  3. Сырова Н.В., Абдуллина М.А., Жемчужникова И.М. Наглядный метод преподавания изобразительного искусства как способ развития творческих способностей обучающихся // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого- педагогические науки. 2022. № 2(60). С. 149-153. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-2-60- 149-153; EDN QTZJXM
  4. Ткачук Н.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты- Мансийского автономного округа– Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 2(53). С. 388- 397.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig.1. Painting by artist V.A. Igosheva “Mansi still life”

下载 (28KB)
3. Fig.2. Sofia S. 7 years old

下载 (56KB)
4. Fig.3. Irina B. 10 years old “Khanty still life”

下载 (83KB)

版权所有 © Pavlovskaya A.A., Smetanina P.M., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##