Хореографический спектакль как продукт проектной деятельности (на примере музыкально-хореографического спектакля «Жигулевские сказы»)
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 1 (2022)
- Pages: 106-107
- Section: Менеджмент, маркетинг и логистика
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107630
- ID: 107630
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Под проектной деятельностью подразумевается ряд компонентов учебно-познавательной и творческой деятельности, в результате осуществления которых создается образ нового продукта, хореография так же немыслима без продукта реализации, за который отвечает постановочная деятельность хореографа. Это определяет необходимость выявления специфики продукта проектной деятельности в хореографическом искусстве.
Цель — анализ особенностей хореографического спектакля как продукта проектной деятельности.
Методы. В работе используются как теоретические: анализ, синтез, так и практические: эксперимент, описание.
Результаты. Творческая хореографическая деятельность предполагает создание проекта — постановочную деятельность хореографа, имеющую общую цель, методы, направленные на достижение результата — создание танцевальной композиции. Под проектом понимается целенаправленная деятельность, ограниченная во времени, выполненная для получения образа результата, в сфере хореографического искусства — это будущее видение хореографического номера. Тщательный подбор формы продукта проектной деятельности позволяет сделать постановочный процесс хореографа более увлекательным, хореографическую композицию — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для результата социально-значимой проблемы. «Хореографические формы — это устойчивые танцевальные структуры, в рамках которых развиваются танцевальные темы. Хореографические формы характерны для всех видов танца, однако каждому присущи свои формы» [1]. М.П. Мурашко выделяет следующие формы проектных продуктов в хореографическом искусстве:
- малая форма — пляска, хоровод, кадриль;
- крупная форма — сюита, картина, хореографический спектакль.
Высокий уровень актуальности музыкально-хореографических спектаклей на материале народно-сценического танца способствует его реализации в деятельности детского музыкально-хореографического театра «Искорки» г. Самара.
Музыкально-хореографический спектакль — художественное произведение, раскрывающееся путем воплощения музыкально-хореографических образов через совместное творческое слияние балетмейстера–постановщика и артистов-исполнителей, позволяющее увидеть новые грани хореографического искусства. Данная концепция музыкально-хореографического произведения не получила разработанного стандарта, поэтому предоставляет балетмейстерам-постановщикам использовать всю широту творческой свободы в художественно-сценической трактовке различных проблем человеческой жизни в рамках музыкально-хореографического спектакля. Народная художественная культура воплощается через художественное видение постановщика при работе с народно-сценическим танцем. Процесс создание музыкально-хореографического спектакля разносторонний, требующий причастности всех участников — балетмейстера-постановщика, артистов, хореографа-репетитора, костюмера и т. д.
Художественная концепция проекта «Музыкально-хореографический спектакль «Жигулевские сказы» формируется на основе кyльтypнo-иcтopичecкой тематики, которая включает в себя специфику жизни людей Самарского края. Хореографический «проект» основывается на сказаниях, преданиях, легендах и т. д. (связанные с героикой Самарской области), объединенные в музыкально-хореографическую картину народного творчества, которая при практическом воплощении раскроет яркое отражение народного быта Самарской области (см. таблицу).
Таблица. Художественная сценическая интерпретация фольклорно-этнографической основы в «Музыкально-хореографическом спектакле «Жигулевские сказы»
Название | Сценическое воплощение в спектакле |
Легенда «Ладоград» | Хоровод (картина города-миража) |
Предание о княжне Волге | 1. Девичья пляска с солисткой 2. Хореографический номер — трио «Борьба Сокола и Жигуля за красавицу Волгу» |
Легенды о хозяйке Жигулевских гор | 1. Соло героини 2. Хореографическая картинка «Шкатулка» — драгоценные камни хозяйки 3. Дуэт (Хозяйка Жигулевских гор и добрый молодец) 4. Слезы Хозяйки Жигулевских гор — вокально-хореографическая композиция |
Предания о подземных старцах | Массовка — сцена деревни и старцев |
Предания о волжском казаке Степане Разине и «Волжской вольнице» | Мужская казачья пляска с солистами |
Сказы «Манчиха», Богатырша Усолка, предание «Завет Бориславы» — женщины богатырки (Волжские амазонки) | 1. Воинская женская пляска 2. Хореографическая картинка «Нападение» 3. Дуэты (казаки и «волжские «амазонки») |
Финальная хореографическая картина | Общая плясовая — пляска народов Самарской области |
Музыкально-песенный фольклор Самарского края | Танцевальные переходы и связки между номерами |
Выводы. Материалы по данной опытно-экспериментальной работе могут быть использованы в культурно-просветительской деятельности и практике по созданию хореографического спектакля как продукта проектной деятельности в социокультурном хореографическом пространстве с целью развития профессиональных способностей и приобщения квалифицированных специалистов к народной культуре.
Full Text
Обоснование. Под проектной деятельностью подразумевается ряд компонентов учебно-познавательной и творческой деятельности, в результате осуществления которых создается образ нового продукта, хореография так же немыслима без продукта реализации, за который отвечает постановочная деятельность хореографа. Это определяет необходимость выявления специфики продукта проектной деятельности в хореографическом искусстве.
Цель — анализ особенностей хореографического спектакля как продукта проектной деятельности.
Методы. В работе используются как теоретические: анализ, синтез, так и практические: эксперимент, описание.
Результаты. Творческая хореографическая деятельность предполагает создание проекта — постановочную деятельность хореографа, имеющую общую цель, методы, направленные на достижение результата — создание танцевальной композиции. Под проектом понимается целенаправленная деятельность, ограниченная во времени, выполненная для получения образа результата, в сфере хореографического искусства — это будущее видение хореографического номера. Тщательный подбор формы продукта проектной деятельности позволяет сделать постановочный процесс хореографа более увлекательным, хореографическую композицию — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для результата социально-значимой проблемы. «Хореографические формы — это устойчивые танцевальные структуры, в рамках которых развиваются танцевальные темы. Хореографические формы характерны для всех видов танца, однако каждому присущи свои формы» [1]. М.П. Мурашко выделяет следующие формы проектных продуктов в хореографическом искусстве:
- малая форма — пляска, хоровод, кадриль;
- крупная форма — сюита, картина, хореографический спектакль.
Высокий уровень актуальности музыкально-хореографических спектаклей на материале народно-сценического танца способствует его реализации в деятельности детского музыкально-хореографического театра «Искорки» г. Самара.
Музыкально-хореографический спектакль — художественное произведение, раскрывающееся путем воплощения музыкально-хореографических образов через совместное творческое слияние балетмейстера–постановщика и артистов-исполнителей, позволяющее увидеть новые грани хореографического искусства. Данная концепция музыкально-хореографического произведения не получила разработанного стандарта, поэтому предоставляет балетмейстерам-постановщикам использовать всю широту творческой свободы в художественно-сценической трактовке различных проблем человеческой жизни в рамках музыкально-хореографического спектакля. Народная художественная культура воплощается через художественное видение постановщика при работе с народно-сценическим танцем. Процесс создание музыкально-хореографического спектакля разносторонний, требующий причастности всех участников — балетмейстера-постановщика, артистов, хореографа-репетитора, костюмера и т. д.
Художественная концепция проекта «Музыкально-хореографический спектакль «Жигулевские сказы» формируется на основе кyльтypнo-иcтopичecкой тематики, которая включает в себя специфику жизни людей Самарского края. Хореографический «проект» основывается на сказаниях, преданиях, легендах и т. д. (связанные с героикой Самарской области), объединенные в музыкально-хореографическую картину народного творчества, которая при практическом воплощении раскроет яркое отражение народного быта Самарской области (см. таблицу).
Таблица. Художественная сценическая интерпретация фольклорно-этнографической основы в «Музыкально-хореографическом спектакле «Жигулевские сказы»
Название | Сценическое воплощение в спектакле |
Легенда «Ладоград» | Хоровод (картина города-миража) |
Предание о княжне Волге | 1. Девичья пляска с солисткой 2. Хореографический номер — трио «Борьба Сокола и Жигуля за красавицу Волгу» |
Легенды о хозяйке Жигулевских гор | 1. Соло героини 2. Хореографическая картинка «Шкатулка» — драгоценные камни хозяйки 3. Дуэт (Хозяйка Жигулевских гор и добрый молодец) 4. Слезы Хозяйки Жигулевских гор — вокально-хореографическая композиция |
Предания о подземных старцах | Массовка — сцена деревни и старцев |
Предания о волжском казаке Степане Разине и «Волжской вольнице» | Мужская казачья пляска с солистами |
Сказы «Манчиха», Богатырша Усолка, предание «Завет Бориславы» — женщины богатырки (Волжские амазонки) | 1. Воинская женская пляска 2. Хореографическая картинка «Нападение» 3. Дуэты (казаки и «волжские «амазонки») |
Финальная хореографическая картина | Общая плясовая — пляска народов Самарской области |
Музыкально-песенный фольклор Самарского края | Танцевальные переходы и связки между номерами |
Выводы. Материалы по данной опытно-экспериментальной работе могут быть использованы в культурно-просветительской деятельности и практике по созданию хореографического спектакля как продукта проектной деятельности в социокультурном хореографическом пространстве с целью развития профессиональных способностей и приобщения квалифицированных специалистов к народной культуре.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: asenka_terehova@mail.ru
студентка, группа УПМ-220, факультет театральный
Russian Federation, СамараСамарский государственный институт культуры
Email: el.klimkina@yandex.ru
доцент кафедры истории Отечества, кандидат исторических наук, с ученым званием «доцент»
Russian Federation, СамараReferences
- Мурашко М.П. Русская пляска: учебное пособие. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010. 488 с.