Почему женщины шли на фронт? Становление ценностных ориентиров предвоенного поколения

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2022)
  • Páginas: 62-63
  • Seção: Российская и зарубежная история
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/106917
  • ID: 106917

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Феминизация российской армии, начавшаяся в 90-х годах прошлого века, рост числа женщин, желающих связать свою жизнь с военной службой и получать соответствующее образование, делают актуальным обращение к вопросу о боевом вкладе женщин в победу в Великой Отечественной войне и сохранение исторической памяти об их подвиге.

Цель — проанализировать факторы и условия, повлиявшие на становление личности будущей женщины-фронтовика, и ценностные ориентиры, побудившие женщин уйти на фронт.

Методы. Изучение работ коммунистических деятелей, законодательных источников, периодической печати, художественной литературы, кинематографа и воспоминаний женщин-фронтовиков позволит достигнуть поставленной цели.

Результаты. Реализация большевистской программы решения «женского вопроса» проходила в условиях политической мобилизации женщин по завоеванию и охране достижений революции в 1920-е гг. и в условиях экономической мобилизации женщин в 1930-е. Советским законодательством женщины и мужчины были уравнены в своих политических, социальных и гражданских правах [1]. Внедрение совместного обучения в школе, всеобщего обязательного четырехлетнего образования, кампания по ликвидации безграмотности завершили процесс уравнивания мужчин и женщин в гражданской, социальной и политической сфере.

Предоставлением женщинам возможности обучаться в военных учебных заведениях, нести военную службу государство на деле осуществляло идею полного равноправия полов. Советских женщин принимали на военную службу на добровольных началах, они обладали правом на все льготы, полагающиеся военнослужащим Красной Армии. Массовая военная подготовка девушек осуществлялась в организациях Осоавиахима и Красного Креста. Десятки тысяч женщин получили значок «Ворошиловский стрелок» и «Ворошиловский кавалерист», к началу войны сотни тысяч девушек овладели стрелковым оружием, авиационными и морскими специальностями, десятки тысяч девушек стали радистками, медсестрами и освоили автодело [2]. Подготовка женщин шла и в высших военных учебных заведениях: свыше 100 женщин окончили военные академии, составив ценные военно-профессиональные кадры [3]. Большую роль в военной подготовке женщин сыграл и Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» [4].

Художественная литература, кинематограф и специально созданная женская периодическая печать широко освещали тему права женщины служить в армии и овладевать воинскими специальностями. Так «Работница» и «Крестьянка» неустанно напоминали советским девушкам, что благодаря широким возможностям, которые им дала советская власть, для них открыты все дороги. Образ героини, рожденной в огне революции и Гражданской войны, нашел свое воплощение в женщине-комиссаре, центральном персонаже популярной пьесы 1930-х гг. «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, чьим прообразом была реальная женщина — Лариса Рейснер [5]. Образ девушки-комиссара в кожаной куртке никого не оставлял равнодушным: впоследствии многие девушки, желавшие уйти на фронт в годы Великой Отечественной войны, хотели быть похожими на нее [6]. Культовым женским персонажем, олицетворением образа русской женщины в годы Гражданской войны и примером для подражания стала смелая и решительная Анка-пулеметчица из кинофильма «Чапаев» 1934 г. [7]. В пропагандистском хроникально-постановочном фильме «Если завтра война…» 1938 г. о готовности СССР к возможной войне есть показательная сцена записи на предприятиях добровольцев на защиту социалистического отечества от напавших на страну фашистов, где в ряды добровольцев записываются и женщины [8].

Выводы. Дух коллективизма, трудового энтузиазма, героизма, патриотизма и веры в социалистические идеи в сочетании с массированной советской пропагандой военно-патриотической направленности, с мероприятиями власти по уравнению в правах мужчин и женщин, с возможностью получать военную и спортивную подготовку сформировали мировоззрение будущих женщин-фронтовиков.

Texto integral

Обоснование. Феминизация российской армии, начавшаяся в 90-х годах прошлого века, рост числа женщин, желающих связать свою жизнь с военной службой и получать соответствующее образование, делают актуальным обращение к вопросу о боевом вкладе женщин в победу в Великой Отечественной войне и сохранение исторической памяти об их подвиге.

Цель — проанализировать факторы и условия, повлиявшие на становление личности будущей женщины-фронтовика, и ценностные ориентиры, побудившие женщин уйти на фронт.

Методы. Изучение работ коммунистических деятелей, законодательных источников, периодической печати, художественной литературы, кинематографа и воспоминаний женщин-фронтовиков позволит достигнуть поставленной цели.

Результаты. Реализация большевистской программы решения «женского вопроса» проходила в условиях политической мобилизации женщин по завоеванию и охране достижений революции в 1920-е гг. и в условиях экономической мобилизации женщин в 1930-е. Советским законодательством женщины и мужчины были уравнены в своих политических, социальных и гражданских правах [1]. Внедрение совместного обучения в школе, всеобщего обязательного четырехлетнего образования, кампания по ликвидации безграмотности завершили процесс уравнивания мужчин и женщин в гражданской, социальной и политической сфере.

Предоставлением женщинам возможности обучаться в военных учебных заведениях, нести военную службу государство на деле осуществляло идею полного равноправия полов. Советских женщин принимали на военную службу на добровольных началах, они обладали правом на все льготы, полагающиеся военнослужащим Красной Армии. Массовая военная подготовка девушек осуществлялась в организациях Осоавиахима и Красного Креста. Десятки тысяч женщин получили значок «Ворошиловский стрелок» и «Ворошиловский кавалерист», к началу войны сотни тысяч девушек овладели стрелковым оружием, авиационными и морскими специальностями, десятки тысяч девушек стали радистками, медсестрами и освоили автодело [2]. Подготовка женщин шла и в высших военных учебных заведениях: свыше 100 женщин окончили военные академии, составив ценные военно-профессиональные кадры [3]. Большую роль в военной подготовке женщин сыграл и Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» [4].

Художественная литература, кинематограф и специально созданная женская периодическая печать широко освещали тему права женщины служить в армии и овладевать воинскими специальностями. Так «Работница» и «Крестьянка» неустанно напоминали советским девушкам, что благодаря широким возможностям, которые им дала советская власть, для них открыты все дороги. Образ героини, рожденной в огне революции и Гражданской войны, нашел свое воплощение в женщине-комиссаре, центральном персонаже популярной пьесы 1930-х гг. «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, чьим прообразом была реальная женщина — Лариса Рейснер [5]. Образ девушки-комиссара в кожаной куртке никого не оставлял равнодушным: впоследствии многие девушки, желавшие уйти на фронт в годы Великой Отечественной войны, хотели быть похожими на нее [6]. Культовым женским персонажем, олицетворением образа русской женщины в годы Гражданской войны и примером для подражания стала смелая и решительная Анка-пулеметчица из кинофильма «Чапаев» 1934 г. [7]. В пропагандистском хроникально-постановочном фильме «Если завтра война…» 1938 г. о готовности СССР к возможной войне есть показательная сцена записи на предприятиях добровольцев на защиту социалистического отечества от напавших на страну фашистов, где в ряды добровольцев записываются и женщины [8].

Выводы. Дух коллективизма, трудового энтузиазма, героизма, патриотизма и веры в социалистические идеи в сочетании с массированной советской пропагандой военно-патриотической направленности, с мероприятиями власти по уравнению в правах мужчин и женщин, с возможностью получать военную и спортивную подготовку сформировали мировоззрение будущих женщин-фронтовиков.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: irina_yancen@mail.ru

магистрант, группа 5202-460401D, исторический факультет

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Советская власть и раскрепощение женщины (сборник декретов и постановлений РСФСР). Москва: Госиздат, 1921.
  2. Батурина З.П. Исторический опыт привлечения женщин на военную службу в отечественные Вооруженные Силы в XX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2004.
  3. Вашурина З.П. Нужны ли женщины в армии? (Историко-социологический анализ) // Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2005/2006. Актуальные проблемы изучения. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
  4. Баишев Н.И. Спортизация советской провинциальной повседневности в 1930-1960-е гг. (на примере Куйбышевской области): дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2016.
  5. Вишневский В.В. Оптимистическая трагедия: пьеса в 3 актах. Москва: Искусство, 1981.
  6. Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Москва: Время, 2020.
  7. Чапаев. Художественный фильм. 1934. Реж. Братья Васильевы [Электронный ресурс]. [дата обращения: 22.04.2022]. Доступ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=AmjJ7YaSpYc
  8. Если завтра война. Батальный фильм на хроникальном материале. 1938. Реж. Е.Л. Дзиган, Л.Я. Анци-Половский, Г.С. Березко, Н.Н. Кармазинский [Электронный ресурс]. [дата обращения: 22.04.2022]. Доступ по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=NidxI8xyaPk

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Янцен И.Д., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies