Технология многоканальной системы финансирования социально-культурной сферы

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Любое учреждение — это целый организм, который нуждается в разнообразном наполнении, и без этого он не будет функционировать в полную силу. В России учреждения культуры, на наш взгляд, не получают полноценную многоканальную поддержку и поэтому не могут раскрыть свой потенциал полностью. Поэтому актуальность нашего исследования безусловна — рассмотренные в проведенном исследовании каналы финансирования помогут учреждениям культуры реализовывать все свои проекты и эффективно функционировать. Большая часть всего финансирования культурных учреждений — это государственные средства. Но по многим причинам государство выделяет недостаточное количество финансовых ресурсов на эти цели — лучший результат за последние годы был достигнут в 2019 г. — всего 0,64 % от ВВП, в 2020 г. — 0,62 %. Поэтому рассчитывать только на этот источник учреждениям не приходится. Хотя стоит отметить, что это большое упущение, ведь в последствии культура может стать не столько сферой, требующей только затрат, сколько источником обогащения государственного бюджета и важным фактором развития страны и общества в целом. На данном этапе множество исследователей серьезно занимаются вопросом финансирования бюджетных учреждений социально-культурной направленности [1]. Например, фундаментальные исследования этому посвятил заместитель директора Института экономики РАН Александр Рубенштейн [2]. В Самарской же области данную тему основательно в своих научных работах раскрыли С.В. Домнина и О.А. Подкопаев [3, 4]. И всех этих исследователей объединяет одна мысль — развитие сферы культуры не может осуществляться только с помощью частичного государственного финансирования и коммерциализации. Выход из этой ситуации один — налаживать другие, более современные каналы финансирования и благодаря этому создавать эффективную многоканальную систему финансирования.

Цель — исследовать различные каналы финансирования учреждений культуры для дальнейшей передачи опыта и формирования многоканальной системы финансирования в учреждениях культуры Самарской области.

Методы. В работе использовалось несколько методов научного исследования, в основном теоретические, а именно: анализ научной литературы, сравнение и анализ полученных данных.

Результаты. Предложено более 10 современных источников финансирования. К самым перспективным источникам относятся: краудфандинг, эндаумент-фонды, процентная филантропия, маркированные налоги. К сожалению, в Российской Федерации данные методы финансирования применяются либо очень ограниченно, либо совсем не применяются. Для института процентной филантропии в России не разработана нормативно-правовая база. Это является большим упущением, ведь рассматриваемые каналы финансирования могли бы серьезно помочь отечественным учреждениям культуры. Реализация этой стратегии станет существенным шагом на пути снижения финансовой зависимости организаций культуры от государства.

Выводы. Сфера культуры — один из ключевых секторов национальной экономики, поэтому очень важно развивать эту сферу, и также важно научить учреждения самостоятельно привлекать средства из вне и настраивать многоканальную систему финансирования. Это даст учреждениям больше свободы и станет императивом в их дальнейшем развитии.

Texto integral

Обоснование. Любое учреждение — это целый организм, который нуждается в разнообразном наполнении, и без этого он не будет функционировать в полную силу. В России учреждения культуры, на наш взгляд, не получают полноценную многоканальную поддержку и поэтому не могут раскрыть свой потенциал полностью. Поэтому актуальность нашего исследования безусловна — рассмотренные в проведенном исследовании каналы финансирования помогут учреждениям культуры реализовывать все свои проекты и эффективно функционировать. Большая часть всего финансирования культурных учреждений — это государственные средства. Но по многим причинам государство выделяет недостаточное количество финансовых ресурсов на эти цели — лучший результат за последние годы был достигнут в 2019 г. — всего 0,64 % от ВВП, в 2020 г. — 0,62 %. Поэтому рассчитывать только на этот источник учреждениям не приходится. Хотя стоит отметить, что это большое упущение, ведь в последствии культура может стать не столько сферой, требующей только затрат, сколько источником обогащения государственного бюджета и важным фактором развития страны и общества в целом. На данном этапе множество исследователей серьезно занимаются вопросом финансирования бюджетных учреждений социально-культурной направленности [1]. Например, фундаментальные исследования этому посвятил заместитель директора Института экономики РАН Александр Рубенштейн [2]. В Самарской же области данную тему основательно в своих научных работах раскрыли С.В. Домнина и О.А. Подкопаев [3, 4]. И всех этих исследователей объединяет одна мысль — развитие сферы культуры не может осуществляться только с помощью частичного государственного финансирования и коммерциализации. Выход из этой ситуации один — налаживать другие, более современные каналы финансирования и благодаря этому создавать эффективную многоканальную систему финансирования.

Цель — исследовать различные каналы финансирования учреждений культуры для дальнейшей передачи опыта и формирования многоканальной системы финансирования в учреждениях культуры Самарской области.

Методы. В работе использовалось несколько методов научного исследования, в основном теоретические, а именно: анализ научной литературы, сравнение и анализ полученных данных.

Результаты. Предложено более 10 современных источников финансирования. К самым перспективным источникам относятся: краудфандинг, эндаумент-фонды, процентная филантропия, маркированные налоги. К сожалению, в Российской Федерации данные методы финансирования применяются либо очень ограниченно, либо совсем не применяются. Для института процентной филантропии в России не разработана нормативно-правовая база. Это является большим упущением, ведь рассматриваемые каналы финансирования могли бы серьезно помочь отечественным учреждениям культуры. Реализация этой стратегии станет существенным шагом на пути снижения финансовой зависимости организаций культуры от государства.

Выводы. Сфера культуры — один из ключевых секторов национальной экономики, поэтому очень важно развивать эту сферу, и также важно научить учреждения самостоятельно привлекать средства из вне и настраивать многоканальную систему финансирования. Это даст учреждениям больше свободы и станет императивом в их дальнейшем развитии.

×

Sobre autores

Самарский государственный институт культуры

Autor responsável pela correspondência
Email: aleksandrovaera@mail.ru

студентка группы СКД-220 факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Rússia, Самара

Самарский государственный институт культуры

Email: podkopaev@smrgaki.ru

доцент кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью, канд. экон. наук, доцент

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. Москва: Планета музыки, 2010. 288 с.
  2. Рубинштейн А.Я. Инновационная модель финансирования культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 2. C. 95–105.
  3. Домнина С.В., Подкопаев О.А. Привлечение общественной финансовой поддержки учреждениями культуры // Фундаментальные исследования. 2020. № 9. С. 20–24.
  4. Подкопаев О.А. Развитие институтов общественной финансовой поддержки производителей культурных благ // Экономика и управление собственностью. 2017. № 3. С. 58–60.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Александрова Э.А., Подкопаев О.А., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies