Мотив революции в рассказах современных авторов 1990–2000 гг.

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Edição: Volume 2 (2022)
  • Páginas: 96-97
  • Seção: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107810
  • ID: 107810

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В докладе сделана попытка проследить, как раскрывается мотив революции в рассказах современных авторов, а также выявить особенности его поэтики в сравнении с творчеством их предшественников. Этим обусловливается важность и актуальность данной работы.

Цель — раскрытие мотива революции в творчестве современных российских авторов.

Методы. Был проведен: 1) мотивный анализ произведений; 2) анализ изобразительно-выразительных средств, реализующих мотив революции.

Результаты. Если в литературе советского периода мотив революции раскрывался преимущественно как динамический, то в рассказах современных авторов мы наблюдаем совершенно противоположную тенденцию. В выбранном нами сборнике только в произведении Валерия Бочкова «Живое сердце дракона» мотив революции можно однозначно считать динамическим. Этот рассказ повествует о жертве большевистского восстания — на момент произошедшего, юной гимназистке. Революция стала отправной точкой последовавших изменений в жизни героини. Это и дает нам основания полагать, что в данном случае мы имеем дело с динамическим мотивом.

При мотивном анализе произведений, где революция изображается как воспоминание, мы обнаружили некоторую двойственность: с одной стороны, интересующие нас события случились с героями очень давно и ни коем образом не должны оказывать влияние на их настоящее, однако в самом воспоминании заключена динамика. Например, в рассказе Марии Панкевич «Нина» герой говорит: «Да, это было целый век назад — Великая Октябрьская революция, которая исковеркала жизнь моей семьи». И хотя далее по тексту персонаж рассказывает трагическую историю своей семьи, он излагает факты своей биографии как что-то минувшее и пережитое, — пройденный этап в его жизни, не оказывающий никакого действия на его текущую действительность. Поэтому мы определяем мотив революции в рассказе «Нина» как статический.

При изображении революции как предмета споров и обсуждений или как философского размышления мотив фигурирует в произведениях лишь посредством нескольких реплик из диалога или внутреннего монолога героя и не влечет за собой никаких перемен в ситуации, созданной автором. Например, в рассказе Юрия Буйды «Священные кости контрреволюции» персонажи ведут горячий спор о восстании, о том, оправданы ли были те средства, к которым пришлось прибегнуть большевикам ради достижения цели. Но разговор быстро сворачивается, каждый из спорщиков остается «при своем», и далее этот эпизод никак не отражается на жизни героев.

Любопытно раскрывается мотив революции как провидения. Например, в рассказе В.О. Пелевина «Хрустальный мир» юнкера предсказывают разложение, умирание старой культуры, — царизма, что впоследствии и случилось, однако мы можем только гадать, как изменилась жизнь персонажей после. Лишь элементарное знание истории подсказывает нам, что могло произойти, но внутри текста на это нет никаких прямых указаний. Это дает нам право назвать мотив революции в рассказе Пелевина статическим, хотя в нем изначально заложен потенциал к динамике.

Мы посчитали количество употреблений слова «революция» и ее синонимов, составили лексические ряды и получили следующие результаты:

Революция — 19 раз.

Погром — 7 раз.

Восстание — 5 раз.

Переворот — 4 раза.

На их основании справедливо будет заметить тенденцию к избеганию идеологемы «революция». В шестнацати случаях оно заменяется эвфемизмами, а советская формулировка «Великая Октябрьская социалистическая революция» вышла из употребления вовсе.

Нельзя также не принять во внимание коннотации, в которых употребляется слово «революция». В большинстве случаев оно имеет отрицательную коннотацию.

Выводы. Мотив революции в рассказах современных авторов является преимущественно статическим и, как правило, используется в отрицательной коннотации, в реализации которой писателям помогают такие изобразительно-выразительные средства, как эвфемизмы и перифразы.

Texto integral

Обоснование. В докладе сделана попытка проследить, как раскрывается мотив революции в рассказах современных авторов, а также выявить особенности его поэтики в сравнении с творчеством их предшественников. Этим обусловливается важность и актуальность данной работы.

Цель — раскрытие мотива революции в творчестве современных российских авторов.

Методы. Был проведен: 1) мотивный анализ произведений; 2) анализ изобразительно-выразительных средств, реализующих мотив революции.

Результаты. Если в литературе советского периода мотив революции раскрывался преимущественно как динамический, то в рассказах современных авторов мы наблюдаем совершенно противоположную тенденцию. В выбранном нами сборнике только в произведении Валерия Бочкова «Живое сердце дракона» мотив революции можно однозначно считать динамическим. Этот рассказ повествует о жертве большевистского восстания — на момент произошедшего, юной гимназистке. Революция стала отправной точкой последовавших изменений в жизни героини. Это и дает нам основания полагать, что в данном случае мы имеем дело с динамическим мотивом.

При мотивном анализе произведений, где революция изображается как воспоминание, мы обнаружили некоторую двойственность: с одной стороны, интересующие нас события случились с героями очень давно и ни коем образом не должны оказывать влияние на их настоящее, однако в самом воспоминании заключена динамика. Например, в рассказе Марии Панкевич «Нина» герой говорит: «Да, это было целый век назад — Великая Октябрьская революция, которая исковеркала жизнь моей семьи». И хотя далее по тексту персонаж рассказывает трагическую историю своей семьи, он излагает факты своей биографии как что-то минувшее и пережитое, — пройденный этап в его жизни, не оказывающий никакого действия на его текущую действительность. Поэтому мы определяем мотив революции в рассказе «Нина» как статический.

При изображении революции как предмета споров и обсуждений или как философского размышления мотив фигурирует в произведениях лишь посредством нескольких реплик из диалога или внутреннего монолога героя и не влечет за собой никаких перемен в ситуации, созданной автором. Например, в рассказе Юрия Буйды «Священные кости контрреволюции» персонажи ведут горячий спор о восстании, о том, оправданы ли были те средства, к которым пришлось прибегнуть большевикам ради достижения цели. Но разговор быстро сворачивается, каждый из спорщиков остается «при своем», и далее этот эпизод никак не отражается на жизни героев.

Любопытно раскрывается мотив революции как провидения. Например, в рассказе В.О. Пелевина «Хрустальный мир» юнкера предсказывают разложение, умирание старой культуры, — царизма, что впоследствии и случилось, однако мы можем только гадать, как изменилась жизнь персонажей после. Лишь элементарное знание истории подсказывает нам, что могло произойти, но внутри текста на это нет никаких прямых указаний. Это дает нам право назвать мотив революции в рассказе Пелевина статическим, хотя в нем изначально заложен потенциал к динамике.

Мы посчитали количество употреблений слова «революция» и ее синонимов, составили лексические ряды и получили следующие результаты:

Революция — 19 раз.

Погром — 7 раз.

Восстание — 5 раз.

Переворот — 4 раза.

На их основании справедливо будет заметить тенденцию к избеганию идеологемы «революция». В шестнацати случаях оно заменяется эвфемизмами, а советская формулировка «Великая Октябрьская социалистическая революция» вышла из употребления вовсе.

Нельзя также не принять во внимание коннотации, в которых употребляется слово «революция». В большинстве случаев оно имеет отрицательную коннотацию.

Выводы. Мотив революции в рассказах современных авторов является преимущественно статическим и, как правило, используется в отрицательной коннотации, в реализации которой писателям помогают такие изобразительно-выразительные средства, как эвфемизмы и перифразы.

×

Sobre autores

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Autor responsável pela correspondência
Email: trotaisie@gmail.com

студентка, группа 1, факультет русской филологии

Rússia, Самара

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: anisimovaAN@mgpu.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. Москва: Флинта, Наука, 2011.
  3. Силантьев И.В. Мотив как единица художественного повествования // Русская литература XIX–XX вв.: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. Новосибирск: СО РАН, 2004.
  4. Семнадцать о семнадцатом: сборник рассказов. Москва: Эксмо, 2017.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Троицкая Т.А., Анисимова А.Н., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies