Интеллектуальные боевые искусства в диалоге культур и в миротворческих практиках социокультурного проектирования
- Авторы: Макеев В.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2022)
- Страницы: 288-289
- Раздел: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107975
- ID: 107975
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Боевые искусства Востока — явление многоликое, самобытное, сложное и уникальное, испокон веков игравшее существенную роль в истории и культуре разных стран и народов. Восточные единоборства представляют собой практически необозримый пласт многовековой, специфической, своеобразной культурной традиции и древней мудрости, зародившейся и развивавшейся в недрах великих цивилизаций Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и ряда других стран. При овладении восточными единоборствами первостепенное значение играла морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности отодвигается на второй план. В связи с этим боевые искусства Востока принято называть интеллектуальными. На сегодняшний день существует группа исследований, затрагивающих различные аспекты интеллектуальных боевых искусств [1–3].
Цель — проанализировать систему интеллектуальных боевых искусств как новую философию примирения и ресурс социокультурного проектирования.
Методы. Теоретические: анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; культурологические: структурно-функциональный для исследования особенностей основных элементов боевых искусств Востока; типологический, предназначенный для изучения различных подходов в исследовании феномена восточных единоборств; практические: метод социокультурного проектирования.
Результаты. В результате проведенного исследования было установлено следующее: восточные единоборства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Единой классификации восточных единоборств не существует, однако выделяют классификационные признаки, которые позволяют их систематизировать.
Первый классификационный признак — это технический арсенал единоборства. В зависимости от используемой техники восточные единоборства можно разделить на ударные, бросковые и смешанные. Это разделение условно, так как в той или иной форме каждого вида используется либо ударная, либо борцовская техника.
Вторая классификация основана на использовании оружия: единоборства, использующие работу с оружием и не использующие. Данная классификация также весьма условна, так как каждый вид восточного единоборства издревле кроме духовного и физического совершенствования носил и прикладной характер — защита от вооруженного и невооруженного противника, а это подразумевало использование оружия в тренировочном процессе.
Следующий классификационный признак — разделение на «внутренние» и «внешние» стили боевых искусств. Внутренние стили направлены на работу с сознанием, характеризуются стремлением к внутреннему расслаблению, работе с дыханием, развитию сверхчувствительности, интуиции, работе с энергией (айкидо, тайцзицюань, цигун и др.). «Внешние» стили основаны на физической силе, выносливости, скорости, быстроте реакции, воле к победе (киокусинкай, тайский бокс, ушу саньда и т. д.).
В зависимости от назначения восточные единоборства можно разделить: на единоборства, цель которых самооборона (хапкидо и др.), демонстрационные формы единоборств (ушу таолу и др.) и спортивные единоборства (дзюдо, ушу саньда, тхэквондо и др.).
Восточные единоборства могут быть классифицированы по традиционности: исторические традиционные боевые искусства (например, иайдо) и современные (каратэ, тхэквондо и др.).
По региону происхождения восточные единоборства разделяют: на японские (айкидо, джиу-джитсу, дзюдо, каратэ и др.), китайские (ушу), корейские (тхэквондо, хапкидо), вьетнамские (вовинам-вьетводао), тайские (муай тай или тайский бокс) и др.
Было установлено, что восточные единоборства представляют собой совокупность символов, и выявлено, что символика, берущая свое начало в культуре и духовных традициях древней Японии, дошла до наших дней практически неизменной. Это символика одежды и внешнего вида борца. Костюм является определенной системой предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением [5, с. 143]; символика цвета, например, цвет пояса в каратэ, обозначает уровень мастерства его владельца [6, с. 90]; символика прически, например, по прическе можно определить ранг борца сумо: мастера носят сложную прическу «оитёмагэ» (узел в форме листа дерева гингко), борцы, не достигшие уровня мастера, — прическу «тёнмагэ»; символика жестов.
Кроме того, были проанализированы современные практики, презентующие боевые искусства Востока не просто как систему физических упражнений, а как некую философию познания окружающего мира, направленную на совершенствование личности.
Выводы. Интеллектуальные боевые искусства — это многовековые традиции, стиль жизни и символические практики, позволяющие постигнуть цель и смысл существования. В связи с данным обстоятельством нами был разработан социокультурный проект «Боевые искусства для мира», репрезентующий боевые искусства Востока как новую философию примирения и способ самосовершенствования личности. Проект, на наш взгляд, актуален и значим, поскольку на современном этапе развития общества стоит сложная задача воспитания подрастающего поколения в духе уважения друг к другу, толерантного отношения к различным этносам и культурам, а также задача формирования умения коммуницировать друг с другом без агрессии и конфликтов [4, с. 62]. Форма реализации проекта — цикл мероприятий (теоретических семинаров, круглых столов и мастер-классов), позиционирующих восточные единоборства как мировоззренческую систему нравственно-волевого самосовершенствования личности.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Боевые искусства Востока — явление многоликое, самобытное, сложное и уникальное, испокон веков игравшее существенную роль в истории и культуре разных стран и народов. Восточные единоборства представляют собой практически необозримый пласт многовековой, специфической, своеобразной культурной традиции и древней мудрости, зародившейся и развивавшейся в недрах великих цивилизаций Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и ряда других стран. При овладении восточными единоборствами первостепенное значение играла морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности отодвигается на второй план. В связи с этим боевые искусства Востока принято называть интеллектуальными. На сегодняшний день существует группа исследований, затрагивающих различные аспекты интеллектуальных боевых искусств [1–3].
Цель — проанализировать систему интеллектуальных боевых искусств как новую философию примирения и ресурс социокультурного проектирования.
Методы. Теоретические: анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; культурологические: структурно-функциональный для исследования особенностей основных элементов боевых искусств Востока; типологический, предназначенный для изучения различных подходов в исследовании феномена восточных единоборств; практические: метод социокультурного проектирования.
Результаты. В результате проведенного исследования было установлено следующее: восточные единоборства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Единой классификации восточных единоборств не существует, однако выделяют классификационные признаки, которые позволяют их систематизировать.
Первый классификационный признак — это технический арсенал единоборства. В зависимости от используемой техники восточные единоборства можно разделить на ударные, бросковые и смешанные. Это разделение условно, так как в той или иной форме каждого вида используется либо ударная, либо борцовская техника.
Вторая классификация основана на использовании оружия: единоборства, использующие работу с оружием и не использующие. Данная классификация также весьма условна, так как каждый вид восточного единоборства издревле кроме духовного и физического совершенствования носил и прикладной характер — защита от вооруженного и невооруженного противника, а это подразумевало использование оружия в тренировочном процессе.
Следующий классификационный признак — разделение на «внутренние» и «внешние» стили боевых искусств. Внутренние стили направлены на работу с сознанием, характеризуются стремлением к внутреннему расслаблению, работе с дыханием, развитию сверхчувствительности, интуиции, работе с энергией (айкидо, тайцзицюань, цигун и др.). «Внешние» стили основаны на физической силе, выносливости, скорости, быстроте реакции, воле к победе (киокусинкай, тайский бокс, ушу саньда и т. д.).
В зависимости от назначения восточные единоборства можно разделить: на единоборства, цель которых самооборона (хапкидо и др.), демонстрационные формы единоборств (ушу таолу и др.) и спортивные единоборства (дзюдо, ушу саньда, тхэквондо и др.).
Восточные единоборства могут быть классифицированы по традиционности: исторические традиционные боевые искусства (например, иайдо) и современные (каратэ, тхэквондо и др.).
По региону происхождения восточные единоборства разделяют: на японские (айкидо, джиу-джитсу, дзюдо, каратэ и др.), китайские (ушу), корейские (тхэквондо, хапкидо), вьетнамские (вовинам-вьетводао), тайские (муай тай или тайский бокс) и др.
Было установлено, что восточные единоборства представляют собой совокупность символов, и выявлено, что символика, берущая свое начало в культуре и духовных традициях древней Японии, дошла до наших дней практически неизменной. Это символика одежды и внешнего вида борца. Костюм является определенной системой предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением [5, с. 143]; символика цвета, например, цвет пояса в каратэ, обозначает уровень мастерства его владельца [6, с. 90]; символика прически, например, по прическе можно определить ранг борца сумо: мастера носят сложную прическу «оитёмагэ» (узел в форме листа дерева гингко), борцы, не достигшие уровня мастера, — прическу «тёнмагэ»; символика жестов.
Кроме того, были проанализированы современные практики, презентующие боевые искусства Востока не просто как систему физических упражнений, а как некую философию познания окружающего мира, направленную на совершенствование личности.
Выводы. Интеллектуальные боевые искусства — это многовековые традиции, стиль жизни и символические практики, позволяющие постигнуть цель и смысл существования. В связи с данным обстоятельством нами был разработан социокультурный проект «Боевые искусства для мира», репрезентующий боевые искусства Востока как новую философию примирения и способ самосовершенствования личности. Проект, на наш взгляд, актуален и значим, поскольку на современном этапе развития общества стоит сложная задача воспитания подрастающего поколения в духе уважения друг к другу, толерантного отношения к различным этносам и культурам, а также задача формирования умения коммуницировать друг с другом без агрессии и конфликтов [4, с. 62]. Форма реализации проекта — цикл мероприятий (теоретических семинаров, круглых столов и мастер-классов), позиционирующих восточные единоборства как мировоззренческую систему нравственно-волевого самосовершенствования личности.
Об авторах
Владислав Александрович Макеев
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: timonin.timofei@gmail.com
студент, группа ФК-49, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Россия, СамараСписок литературы
- Дзюн Т. Японская идеология. Москва: Прогресс, 1982.
- Мицуги С. Айкидо и гармония в природе. Киев: София; Москва: Гелиос, 2002.
- Табата К. Секреты тактики: уроки великих мастеров. Санкт-Петербург: ДИЛЯ, 2006.
- Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332−336.
- Чиркова Н.В. Этнические сюжеты и образы в современном костюме: традиции и новации // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. С. 142−151.
- Чиркова Н.В. Феномен цвета в историко-культурном контексте // Креативная экономика и социальные инновации. 2021. Т. 11. № 1 (34). С. 90−96.