Духовное образование в Российской империи и Самарской губернии в 1884 – 1914 годах

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 24-25
  • Section: История
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/346681
  • ID: 346681

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Духовное образование в Российской империи было важной частью отечественной образовательной системы. Образование нужно было как священникам, так и другим сословиям, система духовного образования в определённой мере отвечала на этот запрос от государства и общества. В рассматриваемый период же система духовного образования окончательно формируется, наиболее полно представляя свои особенности. Актуальность данной работы также усиливается тем, что духовное образование Самарской губернии ещё не получило должного освещения в научных исследованиях [1].

Цель - проанализировать систему духовного образования Самарской губернии в период с 1884 по 1914 годы.

Методы. Основными методами данного исследования стали: диахронный, позволяющий рассмотреть историю развития системы духовного образования в отдельно взятом регионе; метод контент-анализа, направленный на анализ содержания имеющихся источников; общенаучный метод анализа и синтеза; статистический метод.

Результаты. Рассматривая систему духовного образования в Российской империи и Самарской губернии, были выделены 3 основные ветви духовного образования, которые развивались в Самарской губернии [2].

Первой ступенью духовного образования являлись духовные училища. В Самарской губернии данного периода существовало 3 духовных училища: Самарское, Бугурусланское и Николаевское. Число обучающихся с 1884 по 1914 годы оставалось примерно одинаковым. Например, 1884 году в училищах обучалось 509 человек, в 1914 – 648, рост незначительный. В духовных училищах Самарской епархии принимались дети из разных сословий, они получали общие знания в светских дисциплинах, обучались духовным предметам и получали воспитание в духе православия. Образование было дешёвым, некоторые родители сами содержали своих детей, некоторые писали заявление, и их детей содержала церковь. Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3].

Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4].

Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез. Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5].

Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий. В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике. В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3].

Во внеурочное время, которое воспитанницы проводили в училище, они занимались рукоделием, чтением рекомендованных учителями книг и слушанием лекции по различным темам.

В училище находилась библиотека, в которой находилось более 5 тысяч томов. Читать книги можно было лишь под строгим надзором воспитательниц. Надзор был строгим, старались контролировать учениц, как на уроках, так и во внеурочное время. Надзор за литературой, читаемой ученицами производили начальницы, инспекторы классов, преподавательницы словесности и русского языка.

Также в епархиальном училище находился физический кабинет, который пополнялся различными изобретениями для проведения лабораторных работ и экспериментов на уроках [3].

Выводы. Таким образом, мы можем видеть, что в Самарской губернии в рассматриваемый период была развита сеть духовных образовательных учреждений, в которых обучались по преимуществу дети священников и крестьян. Ученики получали знания, как духовные, так и светские, что давало возможность детям обучиться грамоте и построить в будущем не только духовную, но и светскую карьеру. Образование было дешёвым, доступным, соответствующим требованиям эпохи. Сеть духовных образовательных учреждений являлась важной частью всей образовательной системы Самарской губернии.

Full Text

Обоснование. Духовное образование в Российской империи было важной частью отечественной образовательной системы. Образование нужно было как священникам, так и другим сословиям, система духовного образования в определённой мере отвечала на этот запрос от государства и общества. В рассматриваемый период же система духовного образования окончательно формируется, наиболее полно представляя свои особенности. Актуальность данной работы также усиливается тем, что духовное образование Самарской губернии ещё не получило должного освещения в научных исследованиях [1].

Цель - проанализировать систему духовного образования Самарской губернии в период с 1884 по 1914 годы.

Методы. Основными методами данного исследования стали: диахронный, позволяющий рассмотреть историю развития системы духовного образования в отдельно взятом регионе; метод контент-анализа, направленный на анализ содержания имеющихся источников; общенаучный метод анализа и синтеза; статистический метод.

Результаты. Рассматривая систему духовного образования в Российской империи и Самарской губернии, были выделены 3 основные ветви духовного образования, которые развивались в Самарской губернии [2].

Первой ступенью духовного образования являлись духовные училища. В Самарской губернии данного периода существовало 3 духовных училища: Самарское, Бугурусланское и Николаевское. Число обучающихся с 1884 по 1914 годы оставалось примерно одинаковым. Например, 1884 году в училищах обучалось 509 человек, в 1914 – 648, рост незначительный. В духовных училищах Самарской епархии принимались дети из разных сословий, они получали общие знания в светских дисциплинах, обучались духовным предметам и получали воспитание в духе православия. Образование было дешёвым, некоторые родители сами содержали своих детей, некоторые писали заявление, и их детей содержала церковь. Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3].

Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4].

Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез. Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5].

Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий. В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике. В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3].

Во внеурочное время, которое воспитанницы проводили в училище, они занимались рукоделием, чтением рекомендованных учителями книг и слушанием лекции по различным темам.

В училище находилась библиотека, в которой находилось более 5 тысяч томов. Читать книги можно было лишь под строгим надзором воспитательниц. Надзор был строгим, старались контролировать учениц, как на уроках, так и во внеурочное время. Надзор за литературой, читаемой ученицами производили начальницы, инспекторы классов, преподавательницы словесности и русского языка.

Также в епархиальном училище находился физический кабинет, который пополнялся различными изобретениями для проведения лабораторных работ и экспериментов на уроках [3].

Выводы. Таким образом, мы можем видеть, что в Самарской губернии в рассматриваемый период была развита сеть духовных образовательных учреждений, в которых обучались по преимуществу дети священников и крестьян. Ученики получали знания, как духовные, так и светские, что давало возможность детям обучиться грамоте и построить в будущем не только духовную, но и светскую карьеру. Образование было дешёвым, доступным, соответствующим требованиям эпохи. Сеть духовных образовательных учреждений являлась важной частью всей образовательной системы Самарской губернии.

×

About the authors

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Author for correspondence.
Email: den.hop@mail.ru

студент, группа И-301, кафедра теологии, философии, истории

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине 19- начале 20 вв. Серия «Российское общество». Современые исследования. Москва.: Новый хронограф, 2002. – 272 с.
  2. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания ... [по годам]. - СПб. ; Пг., 1886-1916. – URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23457 (Дата обращения: 09.03.2023). – Текст: электронный.
  3. Самарские епархиальные ведомости. Самара, 1867–1918 / Духовенство Русской православной церкви в XX веке. – URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1272/ (Дата обращения: 10.03.2023). – Текст: электронный.
  4. Самарская православная духовная семинария / [Авт.-сост. Н. Огудина]. - Самара : Самар. Дом печати, 2002. - 191 с. – URL: https://rusist.info/book/307726 (Дата обращения: 14.03.2023). – Текст: электронный.
  5. Свечников В. С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European Research. 2014. — № 1 (1). — С. 57-60. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samarskaya-duhovnaya-seminariya-glazami-seminarista-sto-let-nazad (Дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  6. Смолич И. К. История Русской церкви / И. К. Смолич. – Ч. 1: 1700 – 1917. – Москва: Издательство Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря, 1996. – 798 с.
  7. Соловьёв С. В. История Самарской духовной семинарии в период с 1858 по 1918 годы // Поволжский вестник науки, 2021. № 1 (19). С. 45 – 47. – URL: https://pravinst.ru/nauka/zhurnal-povolzhskiy-vestnik-nauki/docs/PVN%201%20(19)_2021.pdf (Дата обращения: 10.03.2023). – Текст: электронный.
  8. Якунин В. Н. Духовное образование, церковно-приходские и воскресные школы в Самарской епархии во второй половине XIX — начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета, 2019. № 3 (31). С. 276—289. - URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/19_31_2019.pdf (Дата обращения: 12.03.2023). – Текст: электронный.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Волков Д.П.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies