Метафизика цунами

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Исследуемой темой в данной статье является просвещенный катастрофизм - понятие, введенное Жан-Пьером Дюпои в его работе «Малая метафизика цунами»[1]. В представленной статье данный термин используется для более широкого рассмотрения в контексте общественных процессов. Рассматривается общественная реакция на последствия природных катаклизмов, произошедших в разные периоды истории.

Цель - Рассмотрение реакции происходит исключительно в контексте «божественного» или других сверхъестественных сил, который является частью понятия просвещенного катастрофизма. Целью представленного исследования является выявление изменений общественной реакции на природные катастрофы.

Методы. В своей работе «Малая метафизика цунами» Жан-Пьер Дюпои придает множество характеристик понятию просвещенного катастрофизма. Одна из характеристик понятия - «уловка», цель которой показать, что человечество, т.е. «мы» - «жертвы насилия, продолжаем держать в уме, что причина происходящего – в нас же самих»[1]. Согласно автору, общество, прежде всего, обращается к богу, т.е. пытается найти замысел в наличие природных катастроф. При этом, также ссылаясь на автора, люди склонны находить причины катаклизмов в собственных недостатках.

Для сравнения общественной реакции Жан-Пьер Дюпои также приводит землетрясение в Лиссабоне в 1755 году и землетрясение в Таиланде в 2004 году. В «Малой метафизике цунами» Дюпои анализирует реакцию на это событие крупнейших философов: Вольтера и Ж.Ж. Руссо. Автор утверждает, что реакция СМИ и общественных деятелей на происшествие в XXI веке «практически один в один» повторяет реакцию французских философов на землетрясение XVIII века[1]. Руссо в своём «Письме господину Вольтеру»[2] спрашивает Вольтера «Вам бы хотелось чтобы землетрясение случилось не в Лиссабоне, а где-нибудь в сердце пустыни.» Дюпои также пишет, что основные волнения по поводу землетрясения в Таиланде были обоснованы тем, что на курортах Таиланда в то время, присутствовало большое количество европейских туристов. Раскрывая взгляды Вольтера, Дюпои сравнивает их с реакцией американского комментатора Дэвида Брукса. Вольтер, в отличие от Руссо, в «Поэме о гибели Лиссабона»[3] настаивает на бессмысленности и беспощадности происходившего. Брукс, в свою очередь, в своем комментарии «A Time to Mourn»[4] описывает произошедшее в Таиланде не как божественную волю, а как хаос стихии, соглашаясь с Вольтером.  

Результаты. Для сравнения общественной реакции на природные катастрофы обратимся к Землетрясению в Турции и Сирии, которое началось 6 февраля 2023 года. Масштаб катастрофы во многом сопоставим с цунами в Таиланде и землетрясением в Лиссабоне, так как землетрясение 2023 года также затронуло сразу несколько регионов и уже унесло жизни нескольких десятков тысяч человек. Данные события также можно рассматривать как схожие, ввиду наличия туристического аспекта, по мнению Дюпои, этот фактор был ключевым при рассмотрении последствий цунами в Таиланде. Несмотря на это, пострадавших в Турции туристов было не так много, поскольку, к моменту начала землетрясения ещё не начался туристический сезон.

Выводы. Говоря об опыте теодицеи, Жан-Пьер Дюпои делает вывод, что в сознании человека именно бог ответственен за страдания людей от природных катастроф. Однако, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что последние катастрофы в общественном сознании встречаются другим способом. Люди все больше склонны делать вывод, что именно технологии определяют уровень страдания человека, так как без развития определенных технологий страданий будет больше, что видно из сравнения реакции на последние землетрясения в Японии и Турции. В «формуле» Дюпои сегодня бог заменяется технологиями, именно они определяют уровень природного зла, которое будет вынуждено встретить человечество.

Full Text

Обоснование. Исследуемой темой в данной статье является просвещенный катастрофизм - понятие, введенное Жан-Пьером Дюпои в его работе «Малая метафизика цунами»[1]. В представленной статье данный термин используется для более широкого рассмотрения в контексте общественных процессов. Рассматривается общественная реакция на последствия природных катаклизмов, произошедших в разные периоды истории.

Цель - Рассмотрение реакции происходит исключительно в контексте «божественного» или других сверхъестественных сил, который является частью понятия просвещенного катастрофизма. Целью представленного исследования является выявление изменений общественной реакции на природные катастрофы.

Методы. В своей работе «Малая метафизика цунами» Жан-Пьер Дюпои придает множество характеристик понятию просвещенного катастрофизма. Одна из характеристик понятия - «уловка», цель которой показать, что человечество, т.е. «мы» - «жертвы насилия, продолжаем держать в уме, что причина происходящего – в нас же самих»[1]. Согласно автору, общество, прежде всего, обращается к богу, т.е. пытается найти замысел в наличие природных катастроф. При этом, также ссылаясь на автора, люди склонны находить причины катаклизмов в собственных недостатках.

Для сравнения общественной реакции Жан-Пьер Дюпои также приводит землетрясение в Лиссабоне в 1755 году и землетрясение в Таиланде в 2004 году. В «Малой метафизике цунами» Дюпои анализирует реакцию на это событие крупнейших философов: Вольтера и Ж.Ж. Руссо. Автор утверждает, что реакция СМИ и общественных деятелей на происшествие в XXI веке «практически один в один» повторяет реакцию французских философов на землетрясение XVIII века[1]. Руссо в своём «Письме господину Вольтеру»[2] спрашивает Вольтера «Вам бы хотелось чтобы землетрясение случилось не в Лиссабоне, а где-нибудь в сердце пустыни.» Дюпои также пишет, что основные волнения по поводу землетрясения в Таиланде были обоснованы тем, что на курортах Таиланда в то время, присутствовало большое количество европейских туристов. Раскрывая взгляды Вольтера, Дюпои сравнивает их с реакцией американского комментатора Дэвида Брукса. Вольтер, в отличие от Руссо, в «Поэме о гибели Лиссабона»[3] настаивает на бессмысленности и беспощадности происходившего. Брукс, в свою очередь, в своем комментарии «A Time to Mourn»[4] описывает произошедшее в Таиланде не как божественную волю, а как хаос стихии, соглашаясь с Вольтером.  

Результаты. Для сравнения общественной реакции на природные катастрофы обратимся к Землетрясению в Турции и Сирии, которое началось 6 февраля 2023 года. Масштаб катастрофы во многом сопоставим с цунами в Таиланде и землетрясением в Лиссабоне, так как землетрясение 2023 года также затронуло сразу несколько регионов и уже унесло жизни нескольких десятков тысяч человек. Данные события также можно рассматривать как схожие, ввиду наличия туристического аспекта, по мнению Дюпои, этот фактор был ключевым при рассмотрении последствий цунами в Таиланде. Несмотря на это, пострадавших в Турции туристов было не так много, поскольку, к моменту начала землетрясения ещё не начался туристический сезон.

Выводы. Говоря об опыте теодицеи, Жан-Пьер Дюпои делает вывод, что в сознании человека именно бог ответственен за страдания людей от природных катастроф. Однако, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что последние катастрофы в общественном сознании встречаются другим способом. Люди все больше склонны делать вывод, что именно технологии определяют уровень страдания человека, так как без развития определенных технологий страданий будет больше, что видно из сравнения реакции на последние землетрясения в Японии и Турции. В «формуле» Дюпои сегодня бог заменяется технологиями, именно они определяют уровень природного зла, которое будет вынуждено встретить человечество.

×

About the authors

Самарский государственный технический университет

Author for correspondence.
Email: growshon@mail.ru

студент, группа 111, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

Самарский государственный технический университет

Email: danilpicugin95@gmail.com

студент, группа 111, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

Самарский государственный технический университет

Email: romanceisaev@gmail.com

научный руководитель авторов, кандидат философских наук, институт инженерно-экономического и гуманитарного образования

Russian Federation, Самара

References

  1. Гринбаум, А. (2019) Сакрализация будущего // Дюпои, Ж.-П. Малая метафизика цунами / переулок с фр. А.Захаревич. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха. С. 131-140.
  2. Cambridge University Press // Cambridge Core, доступны по ссылке: https://www.cambridge.org/core/series/cambridge-texts-in-the-history-of-political-thought/CC1E9888A90FEA2D68B4CF40E7F7A1E7 [Дата обращения: 8 апреля 2023]
  3. Voltaire, "Poem on the Lisbon Disaster, or An Examination of the Axiom: All is Well" (1756), доступно по ссылке: http://people.whitman.edu/~iversojr/Candide/lisbon.htm [Дата обращения: 8 апреля]
  4. A Time to Mourn, by David Brooks, доступно по ссылке: https://www.nytimes.com/2005/01/01/opinion/a-time-to-mourn.html?searchResultPosition=1 [Дата обращения: 8 апреля]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Тихомиров Д.М., Пичугин Д.С., Исаев Р.О.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies