Культура участия как социокультурный феномен

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование: Культура участия — это явление современного общества, когда характеризуется активным участием граждан в различных сферах жизнедеятельности: политической, культурной, управленческой и т.д. Практики культуры участия находят широкий отклик у разных слоев населения, которые становятся их соавторами, к их имению стараются прислушиваться и учитывать при организации культурных событий. Одними из первых в нашей стране стали применять методы культуры участия музейные работники (кураторы, искусствоведы, менеджеры искусства).

Культуру участия как социокультурный феномен исследовали такие отечественные авторы, как Д. Агапова [1], А.А. Деникин [2], Ю.В. Зиновьева и Ю.Ю. Мацкевич [3], М.В. Короткова [4] и др.

Цель - рассмотреть культуру участия как социокультурный феномен и выявить его основные особенности и характеристики на примере современных музейных практик.

Методы: в рамках исследования нами применены методы сравнительного анализа и системного анализа деятельности современных музеев.

Результаты: Культура участия в пространстве музея — это вектор, который помогает самым разным группам и сообществам людей свободно вносить свой вклад в создание и организацию музейных экспозиций, проектов и событий. Именно это делает музей по-настоящему живым. На базе идеи «культуры участия» появился термин «партиципаторный музей».

На основе анализа музейных практик, мы выделили следующие особенности и характеристики культуры участия как социокультурного феномена.

Во-первых, интерактивность, которая выражается в непосредственном взаимодействии посетителя с экспозицией и предполагает внимание к мотивации посетителя, его психологическим потребностям, его познавательным стратегиям: игровое взаимодействие друг с другом, ролевые игры, действия с включением рук, квест, поиск с путеводителем[4, с.13].

Во-вторых, тесная связь партиципаторных практик с информационными технологиями, благодаря которым у каждого посетителя появилось право голоса, мнения, создания своего контента. Также важно подчеркнуть, что культура участия — это открытость, доступность и, как следствие, вовлечение в деятельность самых широких аудиторий.

В-третьих, обращение к коммуникативным потребностям человека. Это новые формы коммуникации, новое понимание общности, возможности выходить за свои собственные границы, взаимодействовать и соучаствовать.

В-четвертых, совместное проектирование, т.к. культура участия помогает развивать в людях чувство ответственности за все, что их окружает, за счет чувства присвоения.

Выводы: Проекты в духе культуры участия позволяет культурным институциям понимать лучше людей, аудиторию, получать от них живой отклик, вести с ними диалог на равных. Посетитель же получает возможность высказать свое мнение, общаться со специалистами в определенной области, опыт участия в культурных событиях.

Full Text

Обоснование: Культура участия — это явление современного общества, когда характеризуется активным участием граждан в различных сферах жизнедеятельности: политической, культурной, управленческой и т.д. Практики культуры участия находят широкий отклик у разных слоев населения, которые становятся их соавторами, к их имению стараются прислушиваться и учитывать при организации культурных событий. Одними из первых в нашей стране стали применять методы культуры участия музейные работники (кураторы, искусствоведы, менеджеры искусства).

Культуру участия как социокультурный феномен исследовали такие отечественные авторы, как Д. Агапова [1], А.А. Деникин [2], Ю.В. Зиновьева и Ю.Ю. Мацкевич [3], М.В. Короткова [4] и др.

Цель - рассмотреть культуру участия как социокультурный феномен и выявить его основные особенности и характеристики на примере современных музейных практик.

Методы: в рамках исследования нами применены методы сравнительного анализа и системного анализа деятельности современных музеев.

Результаты: Культура участия в пространстве музея — это вектор, который помогает самым разным группам и сообществам людей свободно вносить свой вклад в создание и организацию музейных экспозиций, проектов и событий. Именно это делает музей по-настоящему живым. На базе идеи «культуры участия» появился термин «партиципаторный музей».

На основе анализа музейных практик, мы выделили следующие особенности и характеристики культуры участия как социокультурного феномена.

Во-первых, интерактивность, которая выражается в непосредственном взаимодействии посетителя с экспозицией и предполагает внимание к мотивации посетителя, его психологическим потребностям, его познавательным стратегиям: игровое взаимодействие друг с другом, ролевые игры, действия с включением рук, квест, поиск с путеводителем[4, с.13].

Во-вторых, тесная связь партиципаторных практик с информационными технологиями, благодаря которым у каждого посетителя появилось право голоса, мнения, создания своего контента. Также важно подчеркнуть, что культура участия — это открытость, доступность и, как следствие, вовлечение в деятельность самых широких аудиторий.

В-третьих, обращение к коммуникативным потребностям человека. Это новые формы коммуникации, новое понимание общности, возможности выходить за свои собственные границы, взаимодействовать и соучаствовать.

В-четвертых, совместное проектирование, т.к. культура участия помогает развивать в людях чувство ответственности за все, что их окружает, за счет чувства присвоения.

Выводы: Проекты в духе культуры участия позволяет культурным институциям понимать лучше людей, аудиторию, получать от них живой отклик, вести с ними диалог на равных. Посетитель же получает возможность высказать свое мнение, общаться со специалистами в определенной области, опыт участия в культурных событиях.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: persushinka@gmail.com

студент, группа КМ-320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: zaytsevaia@samgik.ru

доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения, кандидат культурологии, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. С. 9-20.
  2. Деникин А.А. К определению термина «партиципация» в контексте современных художественных практик // Наука телевидения. № 14.1. 2018. С. 58-78.
  3. Зиновьева Ю.В., Мацкевич Ю.Ю. Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом // Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. 2015. Том 212. С. 83-92.
  4. Короткова М.В. Культура участия и партиципаторные стратегии в музейной педагогике. // Наука и школа. № 4. 2020. С.97-102.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Шатова А.Л., Зайцева И.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies