Синестезия как ключ к пониманию романа В.В. Набокова «Дар»

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 98-99
  • Section: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/368909
  • ID: 368909

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Набоковское творчество чаще всего рассматривают в контексте двоемирия, то есть последовательного членения художественного мира произведения на две семантически противоположные части. По мнению исследователей, роман «Дар» превосходно иллюстрирует мотив пребывания на границе между двумя мирами, так как главный герой Набокова, Федор Годунов-Чердынцев, постоянно вынужден находиться в зоне между контрастными полюсами: между реальностью и творчеством, между прозой и поэзией, между автором и героем и т. д. Таким образом в «Даре» сконструирована уникальная ситуация многомирия, которая в итоге оказывается для героя болезненной. Поэтому Федор пытается преодолеть границы, находя точки соприкосновения одного мира с другим. Так, Годунов-Чердынцев в своих первых стихах обращается к теме детства, проведенного в России. Тем самым он увязывает новый, чужой для него мир, в котором он сейчас вынужден существовать, с уже пройденным и хорошо знакомым этапом жизни.

Самая значимая граница «Дара» проходит между рождением и смертью. И Федор ощущает единство этих двух состояний. По выражению Набокова, это две «идеально черные вечности», которые разделяются «щелью слабого света» под названием жизнь. В связи с этим снова становится важной категория детства, так как ребенок только что вышел из состояния этого темного небытия.

Мотив детства сосредотачивает внимание на теме границ: ребенок чувствителен ко всем вещам окружающего мира и на ранних этапах воспринимает мир синкретически. Эта способность подключать к анализу объектов действительности несколько органов восприятия одновременно называется синестезией. Можно сказать, что любой человек в раннем детстве был синестетом, однако Федор Годунов-Чердынцев сохранил это умение и во взрослой жизни. Мир «Дара» — это мир, увиденный глазами человека со способностью обостренного восприятия.

Цель — на примере романа «Дар» пересмотреть проблему границ в набоковском творчестве с учетом значимости такого когнитивного феномена, как синестезия.

Методы. В исследовании представлены результаты структурного анализа романа В.В. Набокова «Дар» с учетом наблюдений Л.А. Волошиной в области детской психологии.

Результаты. В «Даре» с новой стороны открывается мир, к которому привык читатель. Это происходит за счет использования тех средств выразительности, которые свойственны исключительно поэтике набоковского романа. В первую очередь, это неординарные сравнения, которые порой бывает сложно понять в контексте происходящего. Например, «кричащая монгольским голосом» лошадь со «стоявшим султаном» хвостом; пятно масла, названное «попугаем асфальта», — это образы, которые получились в результате размывания границ между обыденным восприятием предметов реальности и таким восприятием, которое становится возможным только в сознании художника-синестета. Исследование показывает, какие закономерности можно найти в порядке использования тех или иных тропов, чем объясняется «экзотичность» языка Годунова-Чердынцева.

Выводы. Процесс создания межчувственных связей ведет к размыванию границ в романе, что и позволяет получить наиболее подробную и оттого почти фантастическую картину действительности, где потусторонний мир способен открыться не только исключительным личностям. Поэтому взгляд на роман В.В. Набокова «Дар» может быть скорректирован с учетом этой особенности мировосприятия Федора Годунова-Чердынцева. Так как синестезия свойственна каждому человеку еще в период детства, можно предположить, что набоковская «потусторонность» доступна не только талантливым художникам или особенным людям: все сводится к желанию личности всматриваться в окружающий мир и находить закономерные связи в нем.

Full Text

Обоснование. Набоковское творчество чаще всего рассматривают в контексте двоемирия, то есть последовательного членения художественного мира произведения на две семантически противоположные части. По мнению исследователей, роман «Дар» превосходно иллюстрирует мотив пребывания на границе между двумя мирами, так как главный герой Набокова, Федор Годунов-Чердынцев, постоянно вынужден находиться в зоне между контрастными полюсами: между реальностью и творчеством, между прозой и поэзией, между автором и героем и т. д. Таким образом в «Даре» сконструирована уникальная ситуация многомирия, которая в итоге оказывается для героя болезненной. Поэтому Федор пытается преодолеть границы, находя точки соприкосновения одного мира с другим. Так, Годунов-Чердынцев в своих первых стихах обращается к теме детства, проведенного в России. Тем самым он увязывает новый, чужой для него мир, в котором он сейчас вынужден существовать, с уже пройденным и хорошо знакомым этапом жизни.

Самая значимая граница «Дара» проходит между рождением и смертью. И Федор ощущает единство этих двух состояний. По выражению Набокова, это две «идеально черные вечности», которые разделяются «щелью слабого света» под названием жизнь. В связи с этим снова становится важной категория детства, так как ребенок только что вышел из состояния этого темного небытия.

Мотив детства сосредотачивает внимание на теме границ: ребенок чувствителен ко всем вещам окружающего мира и на ранних этапах воспринимает мир синкретически. Эта способность подключать к анализу объектов действительности несколько органов восприятия одновременно называется синестезией. Можно сказать, что любой человек в раннем детстве был синестетом, однако Федор Годунов-Чердынцев сохранил это умение и во взрослой жизни. Мир «Дара» — это мир, увиденный глазами человека со способностью обостренного восприятия.

Цель — на примере романа «Дар» пересмотреть проблему границ в набоковском творчестве с учетом значимости такого когнитивного феномена, как синестезия.

Методы. В исследовании представлены результаты структурного анализа романа В.В. Набокова «Дар» с учетом наблюдений Л.А. Волошиной в области детской психологии.

Результаты. В «Даре» с новой стороны открывается мир, к которому привык читатель. Это происходит за счет использования тех средств выразительности, которые свойственны исключительно поэтике набоковского романа. В первую очередь, это неординарные сравнения, которые порой бывает сложно понять в контексте происходящего. Например, «кричащая монгольским голосом» лошадь со «стоявшим султаном» хвостом; пятно масла, названное «попугаем асфальта», — это образы, которые получились в результате размывания границ между обыденным восприятием предметов реальности и таким восприятием, которое становится возможным только в сознании художника-синестета. Исследование показывает, какие закономерности можно найти в порядке использования тех или иных тропов, чем объясняется «экзотичность» языка Годунова-Чердынцева.

Выводы. Процесс создания межчувственных связей ведет к размыванию границ в романе, что и позволяет получить наиболее подробную и оттого почти фантастическую картину действительности, где потусторонний мир способен открыться не только исключительным личностям. Поэтому взгляд на роман В.В. Набокова «Дар» может быть скорректирован с учетом этой особенности мировосприятия Федора Годунова-Чердынцева. Так как синестезия свойственна каждому человеку еще в период детства, можно предположить, что набоковская «потусторонность» доступна не только талантливым художникам или особенным людям: все сводится к желанию личности всматриваться в окружающий мир и находить закономерные связи в нем.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: evelina.koverzneva@yandex.ru

студентка, группа 5102-450401D, факультет истории и теории литературы

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: kazarina_tv@bk.ru

научный руководитель, доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Russian Federation, Самара

References

  1. Блэкуэлл Ст. Границы искусства — чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова. Санкт-Петербург: РХГИ, 1997.
  2. Смирнов И. Логико-философский роман «Дар» // Звезда. 2016. № 2.
  3. Набокова В.Е. Предисловие. В. Набоков. Стихи. Москва: Ардис, 1979. С. 4.
  4. Набоков В.В. Дар. Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2022. 480 с.
  5. Волошина Л.А. Синестезия и мир детства // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 2. С. 115–122.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Коверзнева Э.Д., Казарина Т.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies