Отражение культуры православия в натюрмортах тольяттинских художников

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 19-20
  • Section: Дизайн и изобразительное искусство
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/375274
  • ID: 375274

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Интерес к отечественной истории и культуре, в том числе и к православию, отражается сегодня во многих сферах жизни, способствует становлению молодого поколения, знающих и уважающих историю своей страны. Так же и в художественной среде – многие художники, в том числе и тольяттинские, обращаются к православию, как к источнику вдохновения, идей и сокровенных смыслов.

Цель - рассмотреть православную тематику в натюрмортном жанре тольяттинских художников-современников.

Методы: В ходе работы над исследованием было изучено живописное творчество тольяттинских художников в жанре натюрморт (на основе материалов выставок, виртуальных галерей), определен список художников для анализа – Д. Анчуков, С. Горячева, О. Седых, Д. Елисеенко (данные художники были выбраны так как именно среди их работ большое количество посвящено культуре православия), проанализированы творческие работы православной тематики в жанре натюрморт (вышеперечисленных художников) с точки зрения сюжета и композиции.

Результаты. Художник Д. Анчуков – представитель реалистического направления, работает в различных жанрах, преимущественно в технике масляной живописи, тематика православия прослеживается у художника как в пейзаже, сюжетной картине, так и в натюрморте [1]. Его работы отличает масштабность и детальность. Среди натюрмортов художника выделяется работа «Краски нашей Пасхи», которая рассказывает зрителю о русских традициях подготовки к празднику – крашение яиц. На картине мы видим луковую шелуху, свеклу, ягоды черники – натуральные красители, предметы крестьянского быта – крынки, плетеную корзину, расшитое полотенце, теплый колорит картины и натуральные фактуры приближают человека к простому и родному быту.

Художница С. Горячева работает преимущественно в натюрмортном жанре, стилистика живописи – реалистичная. Многие натюрморты художница посвящает празднику Пасхи, например «Пасха», «Праздник Пасхи», «Пасха с одуванчиками» [2]. Пасхальные натюрморты художницы передают всю торжественность и радость события, они наполнены теплыми красными, бордовыми оттенками, предметы - самовар, цветы и яства – освящены ярким солнечным светом. Работы С. Горячевой обращают нас к традициям и детским воспоминаниям, используя при этом детали – народные платки, леденцы-петушки, цветы.

Художница О. Седых так же преимущественно работает в натюрмортном жанре, наиболее любимы художницей цветочные композиции. Среди многочисленных работ художницы встречаются и натюрморты православной тематики, например, «История вербы», «Пасхальная медуница», «Серебристое цветение» [4]. Работа «Серебристое цветение» интересна как по содержанию, так и по исполнению. На работе центральное место занимают два больших вербных букета, напоминающих зрителю о вербном воскресении, а зеленые яблоки, маленький горшочек с цветами и птичка, возможно, символизируют приближение весны. Особое внимание стоит уделить технике работы и ее цветовой гамме – работа выполнена в серебристых оттенках при помощи густых мазков краски. Мазки и общий колорит картины пересекаются с цветом и формой пушистых шариков вербы, что создает ощущение погружения в пространство картины, которое как будто все заполнено вербой. 

Художник Д. Елисеенко, представитель реалистичной живописи, работает в различных жанрах, основной темой творчества является поколенческая связь. Многие работы художника обращаются к теме православия, например, пейзажи «Среди колоколов», «Поволжский православный институт» [3]. Среди натюрмортов следует выделить работу «У иконы». На картине мы видим зажжённую перед иконой свечу, раскрытую книгу (скорее всего Евангелие), медаль, на дальнем плане мундир и старые военные фото. Всё это навевает мысль о том, что предметы лежат для совершения молитвы за воина.

Выводы. Натюрморты тольяттинских художников отражают светлую и душевную атмосферу православия. Приведенные примеры современного изобразительного искусства показывают актуальность натюрморта православной тематики в живописи.

Full Text

Обоснование. Интерес к отечественной истории и культуре, в том числе и к православию, отражается сегодня во многих сферах жизни, способствует становлению молодого поколения, знающих и уважающих историю своей страны. Так же и в художественной среде – многие художники, в том числе и тольяттинские, обращаются к православию, как к источнику вдохновения, идей и сокровенных смыслов.

Цель - рассмотреть православную тематику в натюрмортном жанре тольяттинских художников-современников.

Методы: В ходе работы над исследованием было изучено живописное творчество тольяттинских художников в жанре натюрморт (на основе материалов выставок, виртуальных галерей), определен список художников для анализа – Д. Анчуков, С. Горячева, О. Седых, Д. Елисеенко (данные художники были выбраны так как именно среди их работ большое количество посвящено культуре православия), проанализированы творческие работы православной тематики в жанре натюрморт (вышеперечисленных художников) с точки зрения сюжета и композиции.

Результаты. Художник Д. Анчуков – представитель реалистического направления, работает в различных жанрах, преимущественно в технике масляной живописи, тематика православия прослеживается у художника как в пейзаже, сюжетной картине, так и в натюрморте [1]. Его работы отличает масштабность и детальность. Среди натюрмортов художника выделяется работа «Краски нашей Пасхи», которая рассказывает зрителю о русских традициях подготовки к празднику – крашение яиц. На картине мы видим луковую шелуху, свеклу, ягоды черники – натуральные красители, предметы крестьянского быта – крынки, плетеную корзину, расшитое полотенце, теплый колорит картины и натуральные фактуры приближают человека к простому и родному быту.

Художница С. Горячева работает преимущественно в натюрмортном жанре, стилистика живописи – реалистичная. Многие натюрморты художница посвящает празднику Пасхи, например «Пасха», «Праздник Пасхи», «Пасха с одуванчиками» [2]. Пасхальные натюрморты художницы передают всю торжественность и радость события, они наполнены теплыми красными, бордовыми оттенками, предметы - самовар, цветы и яства – освящены ярким солнечным светом. Работы С. Горячевой обращают нас к традициям и детским воспоминаниям, используя при этом детали – народные платки, леденцы-петушки, цветы.

Художница О. Седых так же преимущественно работает в натюрмортном жанре, наиболее любимы художницей цветочные композиции. Среди многочисленных работ художницы встречаются и натюрморты православной тематики, например, «История вербы», «Пасхальная медуница», «Серебристое цветение» [4]. Работа «Серебристое цветение» интересна как по содержанию, так и по исполнению. На работе центральное место занимают два больших вербных букета, напоминающих зрителю о вербном воскресении, а зеленые яблоки, маленький горшочек с цветами и птичка, возможно, символизируют приближение весны. Особое внимание стоит уделить технике работы и ее цветовой гамме – работа выполнена в серебристых оттенках при помощи густых мазков краски. Мазки и общий колорит картины пересекаются с цветом и формой пушистых шариков вербы, что создает ощущение погружения в пространство картины, которое как будто все заполнено вербой. 

Художник Д. Елисеенко, представитель реалистичной живописи, работает в различных жанрах, основной темой творчества является поколенческая связь. Многие работы художника обращаются к теме православия, например, пейзажи «Среди колоколов», «Поволжский православный институт» [3]. Среди натюрмортов следует выделить работу «У иконы». На картине мы видим зажжённую перед иконой свечу, раскрытую книгу (скорее всего Евангелие), медаль, на дальнем плане мундир и старые военные фото. Всё это навевает мысль о том, что предметы лежат для совершения молитвы за воина.

Выводы. Натюрморты тольяттинских художников отражают светлую и душевную атмосферу православия. Приведенные примеры современного изобразительного искусства показывают актуальность натюрморта православной тематики в живописи.

×

About the authors

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Email: lubaobraztsova@mail.ru

студент, группа ИЗО-201, кафедра изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского

Author for correspondence.
Email: evgeniya2293@yandex.ru
SPIN-code: 6004-8721

научный руководитель; кандидат искусствоведения; доцент кафедры изобразительного искусства

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Художник Анчуков Дмитрий. — Текст : электронный // ArtNow.ru : [сайт]. — URL: https://artnow.ru/ru/gallery/0/4475.html (дата обращения: 05.04.2023).
  2. Художник Горячева Светлана. — Текст : электронный // ArtNow.ru : [сайт]. — URL: https://artnow.ru/ru/gallery/0/2574.html (дата обращения: 06.04.2023).
  3. Художник Елисеенко Денис. — Текст : электронный // ArtNow.ru : [сайт]. — URL: https://artnow.ru/ru/gallery/0/6646.html (дата обращения: 06.04.2023).
  4. Художник Седых Ольга. — Текст : электронный // ArtNow.ru : [сайт]. — URL: https://artnow.ru/ru/gallery/0/28810.html (дата обращения: 05.04.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Образцова Л.Д., Кузнецова Е.Ю.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies