Древнерусский женский костюм: особенности изучения и реконструкции

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 322-323
  • Section: Теория и история культуры
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/375367
  • ID: 375367

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Славянский костюм периода средневекового Древнерусского государства является малоизученным феноменом культуры [1, с. 2940]. Древнерусская одежда имела своеобразные черты в крое, украшениях и обуви. Яркая его сторона – стремление к красоте [5, с. 62]. Особенно это касается женского костюма.

Цель - осуществить реконструкцию древнерусского женского костюма с учетом особенностей одежды, украшений и обуви.

Методы. В исследовании применялся ретроспективный метод, позволяющий воссоздать знание об эпохе по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время [6, с. 333]. Этот метод позволяет сформировать представление о древнерусском женском костюме на основе сохранившихся источников. Кроме того, нами были использован также метод реконструкции, который позволяет не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, прикоснуться к самой атмосфере периода Древней Руси посредством воссоздания женского костюма.

Результаты. К V в. в Среднем Поволжье сложилась именьковская культура. Представители этой культуры занимали пространство от устья реки Камы на севере до Самарской Луки на юге вплоть до VIII века нашей эры. Именьковская культура, считается славянской раннесредневековой археологической культурой. В этот же период в междуречье Волги и Оки образовался союз племен во главе со старейшиной Вятко, по его имени этот народ стал называться «вятичи». Так как ареал обитания и род занятий именьковской и вятичской культур в VII-VIII веках территориально почти совпадает, это дает право предполагать, что и в изучаемый период (X-XIV вв.) представители славян в Самарском Заволжье и вятичи имели приблизительно схожую культуру, а значит, и похожий костюм. К сожалению, целых предметов одежды X-XIV вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, которые находят археологи при раскопках древнерусских поселений и погребений [3, с. 21]. На основе этих данных, а также упоминаний и описаний одежды в письменных источниках, можно реконструировать женский древнерусский славянский костюм.

В состав данного костюма входили:

  1. Сорочица, бесполикового кроя, сшитая из белой льняной ткани полотняного переплетения.
  2. Запона, сшитая из гладкокрашеного льна жаккардового переплетения.
  3. Пояс, сотканный на бердо, дополнен ножом в ножнах и игольником.
  4. Для фиксации рукавов сорочицы на запястьях используются металлические створчатые браслеты.
  5. Головной убор – обруч-очелье с плотной основой. К нему крепятся 4-х ярусные височные кольца: два верхних – гладкие проволочные, два нижних - характерные для вятичей семи лопастные.
  6. Шейное украшение – гривна пластинчатая.
  7. Крест, в середине которого символ «Засеянное поле». Это является свидетельством ярко выраженного в средние века двоеверия.
  8. Ожерелье с лунницей было древнейшим оберегом женского здоровья [2, с. 41].
  9. Перстень решётчатый двузигзаговый ажурный, считаются этническим признаком славянского племени вятичей.

Выводы.

Средневековый женский костюм был неоднороден. Различные символы и обряды определяют этнокультурную специфику народов [4, с. 289]. Это в первую очередь доказывают сохранившиеся артефакты – височные кольца и другие украшения. Женский древнерусский костюм был многослойным, что подтверждается археологическими находками, в которых под суконной тканью, находят более тонкую полотняного переплетения. Славянские архаичные типы сорочиц являются прототипами русских рубах более позднего периода. Славяне использовали для пошива одежды домотканые льняные, конопляные и шерстяные ткани. Шелковые и жаккардовые ткани были привозными. Главную роль в женском костюме играли навесные лобно-височные, поясные, наручные, шейно-нагрудные украшения из металла и бусин. Костюм замужней женщины и девушки отличался только головным убором и причёской.

Full Text

Обоснование. Славянский костюм периода средневекового Древнерусского государства является малоизученным феноменом культуры [1, с. 2940]. Древнерусская одежда имела своеобразные черты в крое, украшениях и обуви. Яркая его сторона – стремление к красоте [5, с. 62]. Особенно это касается женского костюма.

Цель - осуществить реконструкцию древнерусского женского костюма с учетом особенностей одежды, украшений и обуви.

Методы. В исследовании применялся ретроспективный метод, позволяющий воссоздать знание об эпохе по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время [6, с. 333]. Этот метод позволяет сформировать представление о древнерусском женском костюме на основе сохранившихся источников. Кроме того, нами были использован также метод реконструкции, который позволяет не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, прикоснуться к самой атмосфере периода Древней Руси посредством воссоздания женского костюма.

Результаты. К V в. в Среднем Поволжье сложилась именьковская культура. Представители этой культуры занимали пространство от устья реки Камы на севере до Самарской Луки на юге вплоть до VIII века нашей эры. Именьковская культура, считается славянской раннесредневековой археологической культурой. В этот же период в междуречье Волги и Оки образовался союз племен во главе со старейшиной Вятко, по его имени этот народ стал называться «вятичи». Так как ареал обитания и род занятий именьковской и вятичской культур в VII-VIII веках территориально почти совпадает, это дает право предполагать, что и в изучаемый период (X-XIV вв.) представители славян в Самарском Заволжье и вятичи имели приблизительно схожую культуру, а значит, и похожий костюм. К сожалению, целых предметов одежды X-XIV вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, которые находят археологи при раскопках древнерусских поселений и погребений [3, с. 21]. На основе этих данных, а также упоминаний и описаний одежды в письменных источниках, можно реконструировать женский древнерусский славянский костюм.

В состав данного костюма входили:

  1. Сорочица, бесполикового кроя, сшитая из белой льняной ткани полотняного переплетения.
  2. Запона, сшитая из гладкокрашеного льна жаккардового переплетения.
  3. Пояс, сотканный на бердо, дополнен ножом в ножнах и игольником.
  4. Для фиксации рукавов сорочицы на запястьях используются металлические створчатые браслеты.
  5. Головной убор – обруч-очелье с плотной основой. К нему крепятся 4-х ярусные височные кольца: два верхних – гладкие проволочные, два нижних - характерные для вятичей семи лопастные.
  6. Шейное украшение – гривна пластинчатая.
  7. Крест, в середине которого символ «Засеянное поле». Это является свидетельством ярко выраженного в средние века двоеверия.
  8. Ожерелье с лунницей было древнейшим оберегом женского здоровья [2, с. 41].
  9. Перстень решётчатый двузигзаговый ажурный, считаются этническим признаком славянского племени вятичей.

Выводы.

Средневековый женский костюм был неоднороден. Различные символы и обряды определяют этнокультурную специфику народов [4, с. 289]. Это в первую очередь доказывают сохранившиеся артефакты – височные кольца и другие украшения. Женский древнерусский костюм был многослойным, что подтверждается археологическими находками, в которых под суконной тканью, находят более тонкую полотняного переплетения. Славянские архаичные типы сорочиц являются прототипами русских рубах более позднего периода. Славяне использовали для пошива одежды домотканые льняные, конопляные и шерстяные ткани. Шелковые и жаккардовые ткани были привозными. Главную роль в женском костюме играли навесные лобно-височные, поясные, наручные, шейно-нагрудные украшения из металла и бусин. Костюм замужней женщины и девушки отличался только головным убором и причёской.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: sonyasolodovnikova1805@gmail.com

студент, группа 7120-380302D, факультет менеджмента

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: mich.chirk@mail.ru

научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Богачева А.А., Мелехова К.А. Русский национальный костюм как источник вдохновения для современных дизайнеров костюма // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники. Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. С. 2940-2943.
  2. Дроботова П.С., Каппушева З.М., Гончаров К.А. Обереги в традиционном русском костюме // Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019. С. 40-45.
  3. Степанова Ю.В. Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологических, письменных и изобразительных источников. М.: Издательский дом КДУ, 2017.
  4. Чирков М.С. Традиционное православие в российском обществе начала XXI века // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2020. С. 288-294.
  5. Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры. 2018. С. 62-66.
  6. Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332-336.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Солодовникова С.А., Чирков М.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies