Аллегорический сюжет Пляски смерти в творчестве поэтов «Серебряного века»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Серебряный век русской поэзии – это период в истории русской литературы, который охватывает конец XIX – начало XX веков. Одной из главных особенностей поэзии Серебряного века является обращение к теме смерти и бренности бытия [2, с. 152]. Многие поэты часто обращались к символизму и мистике, что дало их произведениям особую таинственность и загадочность [1, с. 114]. Происходило осмысление духовного опыта человека [6, с. 62]. В этот период были созданы работы, которые стали классикой русской литературы.

Цель – осмысление аллегорического сюжета «пляски смерти» в творчестве поэтов «Серебряного века».

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы анализа текстовой информации.

Результаты. В литературе России конца XIX – первой четверти XX века особую популярность обрел символизм. Это литературное течение, которому характерно использование множества метафор и витиеватых образов, значение которых может быть трактовано по-разному [7, с. 334]. Поэты Серебряного века жили и работали на рубеже столетий, в эпоху сильных социальных и политических перемен, войн и революций, что несомненно отразилось на их творчестве [4, с. 657].  Сюжет «Пляски смерти» был весьма популярен в поэзии В. Брюсова, А. Блока, Ф. Сологуба и др. Этот сюжет символизировал неизбежность смерти и непредсказуемость судьбы.

Так, в произведении Валерия Брюсова «Пляска смерти» (1909) композиционно прослеживается связь с гравюрой художника эпохи Возрождения Ганса Гольбейна Младшего. Живописец в своих гравюрах обращается к традиционному сюжету Плясок Смерти: Смерть водит хоровод со своими жертвами из самых разных сословий. Поэт одним из первых переосмысливает традицию Плясок Смерти в XX веке, его Смерть не является обезличенной, она напрямую обращается к своим жертвам. С помощью презрительного «Эй» она подчеркивает свое превосходство над ними, но в тоже время Смерть проявляет симпатию и заботу по отношению к своим жертвам, обращаясь к ним словно к старым знакомым: «Принимай меня, как друга: Землепашец я, как ты!» «Здравствуй, друг!», «Как и ты, любовник я!», «Дай обнять тебя, душа!» и т.д. Во всех фрагментах стихотворения переходом в загробный мир является ритуал пляски.

Другой поэт Серебряного века Александр Блок написал свои Пляски Смерти через несколько лет после Валерия Брюсова. А. Блок отходит от классической парной композиции Смерти и ее жертвы, для главного героя ­­– Мертвеца, земная рутина не прекращается даже после его кончины.

В творчестве Федора Сологуба так же существует стихотворение под названием «Пляска Смерти». Это произведение было написано им в марте 1918 года. Автор не знает, что ожидать от перемен, его тревожное состояние передается читателю. Пляска Смерти в стихотворении Сологуба принимает грандиозный размах: смерть уже не действует в масштабе одной личности, ей совершено безразлична судьба огромной страны, она «Пляшет пляску нестройную над гробовой доской» целого государства.

Выводы. Живя в эпоху глубоких социальных и политических перемен, поэты Серебряного века испытывали тревогу перед неясным будущем [5, с. 82]. Популярный в то время символизм, стал благодатной почвой для идей мотива «Пляски Смерти». Старинные композиции Макабров переносятся в современную для писателей Серебряного века обстановку [3, с. 89]. Общая мистичность и метафоричность произведений отлично компанирует с извечными темами о хрупкости жизни и бренности человеческого бытия.

Full Text

Обоснование. Серебряный век русской поэзии – это период в истории русской литературы, который охватывает конец XIX – начало XX веков. Одной из главных особенностей поэзии Серебряного века является обращение к теме смерти и бренности бытия [2, с. 152]. Многие поэты часто обращались к символизму и мистике, что дало их произведениям особую таинственность и загадочность [1, с. 114]. Происходило осмысление духовного опыта человека [6, с. 62]. В этот период были созданы работы, которые стали классикой русской литературы.

Цель – осмысление аллегорического сюжета «пляски смерти» в творчестве поэтов «Серебряного века».

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы анализа текстовой информации.

Результаты. В литературе России конца XIX – первой четверти XX века особую популярность обрел символизм. Это литературное течение, которому характерно использование множества метафор и витиеватых образов, значение которых может быть трактовано по-разному [7, с. 334]. Поэты Серебряного века жили и работали на рубеже столетий, в эпоху сильных социальных и политических перемен, войн и революций, что несомненно отразилось на их творчестве [4, с. 657].  Сюжет «Пляски смерти» был весьма популярен в поэзии В. Брюсова, А. Блока, Ф. Сологуба и др. Этот сюжет символизировал неизбежность смерти и непредсказуемость судьбы.

Так, в произведении Валерия Брюсова «Пляска смерти» (1909) композиционно прослеживается связь с гравюрой художника эпохи Возрождения Ганса Гольбейна Младшего. Живописец в своих гравюрах обращается к традиционному сюжету Плясок Смерти: Смерть водит хоровод со своими жертвами из самых разных сословий. Поэт одним из первых переосмысливает традицию Плясок Смерти в XX веке, его Смерть не является обезличенной, она напрямую обращается к своим жертвам. С помощью презрительного «Эй» она подчеркивает свое превосходство над ними, но в тоже время Смерть проявляет симпатию и заботу по отношению к своим жертвам, обращаясь к ним словно к старым знакомым: «Принимай меня, как друга: Землепашец я, как ты!» «Здравствуй, друг!», «Как и ты, любовник я!», «Дай обнять тебя, душа!» и т.д. Во всех фрагментах стихотворения переходом в загробный мир является ритуал пляски.

Другой поэт Серебряного века Александр Блок написал свои Пляски Смерти через несколько лет после Валерия Брюсова. А. Блок отходит от классической парной композиции Смерти и ее жертвы, для главного героя ­­– Мертвеца, земная рутина не прекращается даже после его кончины.

В творчестве Федора Сологуба так же существует стихотворение под названием «Пляска Смерти». Это произведение было написано им в марте 1918 года. Автор не знает, что ожидать от перемен, его тревожное состояние передается читателю. Пляска Смерти в стихотворении Сологуба принимает грандиозный размах: смерть уже не действует в масштабе одной личности, ей совершено безразлична судьба огромной страны, она «Пляшет пляску нестройную над гробовой доской» целого государства.

Выводы. Живя в эпоху глубоких социальных и политических перемен, поэты Серебряного века испытывали тревогу перед неясным будущем [5, с. 82]. Популярный в то время символизм, стал благодатной почвой для идей мотива «Пляски Смерти». Старинные композиции Макабров переносятся в современную для писателей Серебряного века обстановку [3, с. 89]. Общая мистичность и метафоричность произведений отлично компанирует с извечными темами о хрупкости жизни и бренности человеческого бытия.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: nat.chirk@mail.ru

студент, группа КМ-221, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Климова В.Е. Осмысление концепции первородного греха в текстуальных и визуальных практиках христианства на примере «пляски смерти» // Восток и Запад в духовной культуре России: диалог и противостояние (от Александра Невского до наших дней). Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2021. С. 151-159.
  2. Парфенюк Т.А. Общественное отношение к смерти (на примере переходного периода от средневековья к новому времени) // Связи с общественностью как средство повышения узнаваемости марки. Сборник статей межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. М.: Российский университет дружбы народов, 2020. С. 87-90.
  3. Чирков М.С. «Все завоевания культуры станут общенародным достоянием»: революционные события в России 1917 года и трансформация русской культуры // Художественные парадигмы в эпоху социальной турбулентности. Материалы Международного научно-практического форума: в 2 т. Самара: Самарский государственный институт культуры; Согласие, 2019. Т.1. С. 655-659.
  4. Чиркова Н.В. Культура и терроризм: аспекты взаимоотношения // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6. № 3 (16). С. 75-86.
  5. Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018. С. 62-66.
  6. Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т.1. С. 332-336.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Тимонин Т.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies