Культура участия в коммеморативных практиках современного музея

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Актуальность темы заключается в том, что в последние несколько лет наблюдается интеллектуальный поворот к коммуникативно-ролевой модели музея в современном обществе. Музейные практики могут быть образцами и катализаторами социальных перемен лишь через коммуникативные сдвиги и конструирование новой партисипативной среды в общении с социумом. Данную тему в своих работах рассматривали такие учёные как В.И. Ионесов, М.В. Короткова, Н. Саймон, А.В. Смирнов и другие [1-8].

Цель исследования - показать и обосновать теоретические позиции и креативные возможности музейного арт-проектирования в современной культуре.

Методы. Используются методы систематизации и сравнительно историографического анализа.

Результаты. Двойная направленность музейной деятельности – в меморативное прошлое и актуальное настоящее, делает музей не только площадкой разностороннего сотрудничества, но также исключительно важным и эффективным инструментом социальных преобразований [1].

Как указывает В.И. Ионесов, существует два взаимосвязанных контекста социальной вовлеченности в музейное пространство. Во-первых, экспонируемые артефакты влияют на сознание визитёров, заставляют их задумываться над какими-либо темами, меняют их мышление. И также окружающая музей социальная действительность способна влиять на музей, определять специфику его деятельности и креативные возможности [7].

Приведём примеры использования коммеморативных практик в Самарском государственном институте культуры.  Практика проводилась В.И. Ионесовым в 2018 году в рамках сотрудничества Самаркандского государственного университета и СГИКа. Представителям узбекской делегации предложили посетить две экспозиции с одинаковыми материалами на тему миротворчества, но оформленных по-разному. Один зал был декорирован растительным орнаментом сюзане, другой – несоединёнными геометрическими фигурами. Визитёрам предложили описать свои ощущения, в каком зале они чувствовали умиротворение, спокойствие, а какой вызывал дискомфорт и тревогу? Почти все представители узбекской общины выбрали первый зал – с растительными, контрастными, но соединёнными с друг другом   орнаментами. Эти цветовые и орнаментальные композиции ассоциировались у них с уютом, взаимопомощью и теплом. А другой зал – в холодных оттенках и повторяющимися геометрическими фигурами больше вызывал у них беспокойство. Как оказалось, их восточному менталитету гораздо ближе связанные друг с другом растительные мотивы и орнаменты, нежели монотонные композиции из обособленных фигур.

Поэтому важно учитывать специфику восприятия посетителей при создании выставки. Некорректное размещение предметов, произвольная комбинация историко-тематических сюжетов, непродуманная цветовая палитра, нарушения принципов пространственного построения экспозиции могут не совпадать с традиционным мировосприятием конкретного этноса и трактоваться ими не так, как это было задумано куратором [7].

Другим успешным опытом следует признать транскультурный креативный проект Peace Mask Project, объединивший усилия сотни людей самых разных профессий с единым желанием умиротворить и гармонизировать культуру посредством обращения к уникальным чертам человеческого лица [8]. Сделать это удалось через искусство маски, которая символизирует миротворчество и транслирует его идеи. Тем самым, культура участия открывает новые антропологические смыслы общечеловеческих ценностей и объединяет людей через их разнообразие и творчество.

Проанализировав коммеморативные практики, проведённые в Самаре, а также за рубежом, мы можем говорить о том, что сейчас культура участия в музейных практиках применяется всё чаще, музеи стремятся быть ближе к своей публике. Данная модель позволяет социальным институтам визуализации памяти привести артефакты коммуникации в движение – включить их в живой диалог с визитёрами музея.

Выводы. Итак, можно сделать вывод о том, что современный музей может стать успешным в своей социально-гуманистической миссии, если ему удастся трансформировать миротворчество в практику культивирования новых коммуникативных стратегий и контекстов, направленных на сцепление лучших образцов прошлого с насущными запросами современности [1].

Необходимым условием эффективного продвижения культуры участия в музее является переход к новым информационным и арт-коммуникативным техникам визуальной репрезентации артефактов культурного наследия. Музеи в этом случае не только проектирует новое пространство для содержательного диалога экспонатов и визитёров, но и включают посетителей музея в сотворчество, предлагая им разделить опыт сопереживания и стать участниками живого миротворческого процесса [7].

Full Text

Обоснование. Актуальность темы заключается в том, что в последние несколько лет наблюдается интеллектуальный поворот к коммуникативно-ролевой модели музея в современном обществе. Музейные практики могут быть образцами и катализаторами социальных перемен лишь через коммуникативные сдвиги и конструирование новой партисипативной среды в общении с социумом. Данную тему в своих работах рассматривали такие учёные как В.И. Ионесов, М.В. Короткова, Н. Саймон, А.В. Смирнов и другие [1-8].

Цель исследования - показать и обосновать теоретические позиции и креативные возможности музейного арт-проектирования в современной культуре.

Методы. Используются методы систематизации и сравнительно историографического анализа.

Результаты. Двойная направленность музейной деятельности – в меморативное прошлое и актуальное настоящее, делает музей не только площадкой разностороннего сотрудничества, но также исключительно важным и эффективным инструментом социальных преобразований [1].

Как указывает В.И. Ионесов, существует два взаимосвязанных контекста социальной вовлеченности в музейное пространство. Во-первых, экспонируемые артефакты влияют на сознание визитёров, заставляют их задумываться над какими-либо темами, меняют их мышление. И также окружающая музей социальная действительность способна влиять на музей, определять специфику его деятельности и креативные возможности [7].

Приведём примеры использования коммеморативных практик в Самарском государственном институте культуры.  Практика проводилась В.И. Ионесовым в 2018 году в рамках сотрудничества Самаркандского государственного университета и СГИКа. Представителям узбекской делегации предложили посетить две экспозиции с одинаковыми материалами на тему миротворчества, но оформленных по-разному. Один зал был декорирован растительным орнаментом сюзане, другой – несоединёнными геометрическими фигурами. Визитёрам предложили описать свои ощущения, в каком зале они чувствовали умиротворение, спокойствие, а какой вызывал дискомфорт и тревогу? Почти все представители узбекской общины выбрали первый зал – с растительными, контрастными, но соединёнными с друг другом   орнаментами. Эти цветовые и орнаментальные композиции ассоциировались у них с уютом, взаимопомощью и теплом. А другой зал – в холодных оттенках и повторяющимися геометрическими фигурами больше вызывал у них беспокойство. Как оказалось, их восточному менталитету гораздо ближе связанные друг с другом растительные мотивы и орнаменты, нежели монотонные композиции из обособленных фигур.

Поэтому важно учитывать специфику восприятия посетителей при создании выставки. Некорректное размещение предметов, произвольная комбинация историко-тематических сюжетов, непродуманная цветовая палитра, нарушения принципов пространственного построения экспозиции могут не совпадать с традиционным мировосприятием конкретного этноса и трактоваться ими не так, как это было задумано куратором [7].

Другим успешным опытом следует признать транскультурный креативный проект Peace Mask Project, объединивший усилия сотни людей самых разных профессий с единым желанием умиротворить и гармонизировать культуру посредством обращения к уникальным чертам человеческого лица [8]. Сделать это удалось через искусство маски, которая символизирует миротворчество и транслирует его идеи. Тем самым, культура участия открывает новые антропологические смыслы общечеловеческих ценностей и объединяет людей через их разнообразие и творчество.

Проанализировав коммеморативные практики, проведённые в Самаре, а также за рубежом, мы можем говорить о том, что сейчас культура участия в музейных практиках применяется всё чаще, музеи стремятся быть ближе к своей публике. Данная модель позволяет социальным институтам визуализации памяти привести артефакты коммуникации в движение – включить их в живой диалог с визитёрами музея.

Выводы. Итак, можно сделать вывод о том, что современный музей может стать успешным в своей социально-гуманистической миссии, если ему удастся трансформировать миротворчество в практику культивирования новых коммуникативных стратегий и контекстов, направленных на сцепление лучших образцов прошлого с насущными запросами современности [1].

Необходимым условием эффективного продвижения культуры участия в музее является переход к новым информационным и арт-коммуникативным техникам визуальной репрезентации артефактов культурного наследия. Музеи в этом случае не только проектирует новое пространство для содержательного диалога экспонатов и визитёров, но и включают посетителей музея в сотворчество, предлагая им разделить опыт сопереживания и стать участниками живого миротворческого процесса [7].

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: klim0vaaleksandra@yandex.ru

студентка группы КМ-320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: ionesov@mail.ru

научный руководитель, профессор, доктор культурологии, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения

Russian Federation, Самара

References

  1. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 75-81.
  2. Ионесов В.И. О словотворчестве как трансформации культуры
  3. // В сборнике: Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.Ю. Акифьевой. – Самара, СГИК, 2018. С. 134-140.
  4. Короткова М.В. Культура участия и партиципаторные стратегии в музейной педагогике // Наука и школа. 2020. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-uchastiya-i-partitsipatornye-strategii-v-muzeynoy-pedagogike (дата обращения: 11.03.2023).
  5. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // В сборнике: Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы международной научной конференции (К 90-летию профессора Валентина Николаевича Михелькевича). – Самара, СГИК, 2017. С. 382-393
  6. Саймон, Н. Партиципаторный музей. – М.: Ад Маргинем Пресс (Garage Pro), 2017. – 368 с.
  7. Смирнов А. В. Современный музей: коммуникация или коммеморация // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-muzey-kommunikatsiya-ili-kommemoratsiya (дата обращения: 04.03.2023).
  8. Ionesov V.I. Can peacemaking be a peace maker? // Peace Review. 2018. Т. 30. № 4. С. 527-536.
  9. Peace Mask Project. [Электронный ресурс] URL: https://www.peacemask.org/(дата обращения: 04.03.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Климова А.А., Ионесов В.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies