Когнитивно-психологические основания социальных стереотипов:обусловленный разум культурные коды и модели поведения

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Социальное поведение и восприятие людьми друг друга определяется множеством факторов. Для объяснения поведения и поступков друг друга, мы используем различные механизмы реагирования, которые значительно упрощают процесс переработки информации. Тем не менее, объясняя, поведение друг друга, а также поведение другой группы, могут возникать значительные неточности и искажения [1; 6].

Цель данной разработки выявить воздействие культуры на формирование социальных стереотипов как специфически психологического феномена. Культура оказывает сильное влияние не только на творческие способности человека, но и зачастую обуславливает стереотипы и даже предрассудки в социальном поведении [2-5; 7].

Методы.  В категорию основных процессов упрощения информации относятся и оценочные суждения. Стереотип представляет собой некое некритическое обобщенное суждение, которое раскрывает отличительные особенности некоторой социальной группы людей. Стереотипы помогают нам значительно упрощать большие объемы информации, категоризировать информацию.

Результаты. Когнитивные искажения как основное свойство обусловленного мышления – главный нарушитель спокойствия в человеческой жизни. Следствием предосудительных установок нашего мышления становятся стереотипы или шаблоны восприятия, которые кроме того, являются главным источником страха, тревоги и противоборства в отношениях между людьми и народами.  Стереотип представляет собой некое некритическое обобщенное суждение, которое раскрывает отличительные особенности некоторой социальной группы людей. Стереотипы помогают нам значительно упрощать большие объемы информации, категоризировать информацию. А также на основе стереотипов нам гораздо проще прогнозировать поведение и поступки окружающих. Категоризация (стереотипизация) может привести к двум различным следствиям. В первом случае-это упрощенное процесса познания человека или социальных групп. Второе следствие стереотипизации-возникновение устойчивого предубеждения. Негативный повторяющийся опыт закрепляет определенное суждение по отношению к представителю определенной группы и приводит к сильной неприязни. Можно сделать вывод о том, что восприятие других представителей этой группы будет окрашено негативизмом, а подчас даже враждебностью. Восприятие как познавательный процесс имеет такую специфическую особенность как константность. Не имеет особого значения перемены в удаленности или освещенности, образ человека все равно будет оставаться неизменным. Установка в процессе восприятие занимает ключевую роль, что подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями.

Для того, чтобы повысить свою собственную значимость мы зачастую прибегаем к ложным атрибуциям. Очевидно то, что две конкурирующие группы будут приписывать друг другу отрицательные качества. Следовательно, восприятие враждебных групп будет стереотипным и не отражать реального положения вещей. И обусловленность можно представить, как некую автоматическую программу действий, принцип её работы подобен компьютерной программе. Поступать обусловленно-значит действовать без тени сомнения. [5, c. 20]. Типовые культурные представления Г.Триандис определяет термином «субъективная культура». Детали культурных различий создают негативные представления о друг друге (стереотипы).

Выводы. Мозг человека может приводить к когнитивным искажениям. Люди не всегда поступают рационально, именно поэтому следует более детально отнестись к ошибкам мышления, да и в целом к понятию «рациональность». В том случае, если наши убеждения будут восприниматься как абсолютные и неоспоримые, то может произойти и так, что в определенные обстоятельствах они потеряют свое значение и смысл.

Full Text

Обоснование. Социальное поведение и восприятие людьми друг друга определяется множеством факторов. Для объяснения поведения и поступков друг друга, мы используем различные механизмы реагирования, которые значительно упрощают процесс переработки информации. Тем не менее, объясняя, поведение друг друга, а также поведение другой группы, могут возникать значительные неточности и искажения [1; 6].

Цель данной разработки выявить воздействие культуры на формирование социальных стереотипов как специфически психологического феномена. Культура оказывает сильное влияние не только на творческие способности человека, но и зачастую обуславливает стереотипы и даже предрассудки в социальном поведении [2-5; 7].

Методы.  В категорию основных процессов упрощения информации относятся и оценочные суждения. Стереотип представляет собой некое некритическое обобщенное суждение, которое раскрывает отличительные особенности некоторой социальной группы людей. Стереотипы помогают нам значительно упрощать большие объемы информации, категоризировать информацию.

Результаты. Когнитивные искажения как основное свойство обусловленного мышления – главный нарушитель спокойствия в человеческой жизни. Следствием предосудительных установок нашего мышления становятся стереотипы или шаблоны восприятия, которые кроме того, являются главным источником страха, тревоги и противоборства в отношениях между людьми и народами.  Стереотип представляет собой некое некритическое обобщенное суждение, которое раскрывает отличительные особенности некоторой социальной группы людей. Стереотипы помогают нам значительно упрощать большие объемы информации, категоризировать информацию. А также на основе стереотипов нам гораздо проще прогнозировать поведение и поступки окружающих. Категоризация (стереотипизация) может привести к двум различным следствиям. В первом случае-это упрощенное процесса познания человека или социальных групп. Второе следствие стереотипизации-возникновение устойчивого предубеждения. Негативный повторяющийся опыт закрепляет определенное суждение по отношению к представителю определенной группы и приводит к сильной неприязни. Можно сделать вывод о том, что восприятие других представителей этой группы будет окрашено негативизмом, а подчас даже враждебностью. Восприятие как познавательный процесс имеет такую специфическую особенность как константность. Не имеет особого значения перемены в удаленности или освещенности, образ человека все равно будет оставаться неизменным. Установка в процессе восприятие занимает ключевую роль, что подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями.

Для того, чтобы повысить свою собственную значимость мы зачастую прибегаем к ложным атрибуциям. Очевидно то, что две конкурирующие группы будут приписывать друг другу отрицательные качества. Следовательно, восприятие враждебных групп будет стереотипным и не отражать реального положения вещей. И обусловленность можно представить, как некую автоматическую программу действий, принцип её работы подобен компьютерной программе. Поступать обусловленно-значит действовать без тени сомнения. [5, c. 20]. Типовые культурные представления Г.Триандис определяет термином «субъективная культура». Детали культурных различий создают негативные представления о друг друге (стереотипы).

Выводы. Мозг человека может приводить к когнитивным искажениям. Люди не всегда поступают рационально, именно поэтому следует более детально отнестись к ошибкам мышления, да и в целом к понятию «рациональность». В том случае, если наши убеждения будут восприниматься как абсолютные и неоспоримые, то может произойти и так, что в определенные обстоятельствах они потеряют свое значение и смысл.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: julia9989@list.ru

магистрант

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: chernyshova_geni@bk.ru

научный руководитель, доцент кафедры психологии и социальной педагогики

Russian Federation, Самара

References

  1. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015.
  2. Ионесов В.И., Белкин А.И. Кризис как культурная реальность и трансформация идентичности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2. С. 201-205.
  3. Ионесов В.И. О словотворчестве как трансформации культуры // Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество. – Самара, СГИК, 2018. С. 134-140.
  4. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // Педагогика творчества: личность, знание, культура. – Самара, СГИК, 2017. С. 382-393
  5. Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007.
  6. Уэбстер-Дойл Т. Игры разума к пониманию природы предрассудков и конфликтов, или как научиться жить в мире. – Самара: Самарский научный центр, 2020.
  7. Ionesov V.I. Can peacemaking be a peace maker? // Peace Review. 2018. Т. 30. № 4. С. 527-536.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Копылова Ю.C., Чернышова Е.Л.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies