Тактильный экспонат в коммуникативном пространстве музея: опыт и возможности проектирования

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. До недавнего времени посещение музея или галереи было преимущественно визуальным опытом: музейные предметы находились вне доступа для посетителей, например, за стеклом или специальным ограждением. В последнее время все чаще в пространстве музеев появляются вещи и предметы, с которыми можно взаимодействовать [5, с. 86].

Цель – выявление роли и значения тактильного экспоната в коммуникативном пространстве современного музея.           

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации музейных артефактов.

Результаты. Центральным звеном музейной коммуникации выступает экспонат, который в отличие от музейного предмета, не обязательно является подлинной вещью [3, с. 26]. Среди музейных экспонатов особый интерес представляют тактильные экспонаты. Под тактильным понимается экспонат (копия), который посетитель может потрогать руками и с которым может взаимодействовать. Их главная задача – корректно донести до посетителя основную идею подлинной вещи, повторив, в формате реплики ее фактуру, текстуру, форму и другие характеристики [6, с. 6].

Выделяют следующие группы тактильных экспонатов: 1. Объемные экспонаты, создаваемые с целью максимально точно передать внешний облик и основные характеристики музейного предмета; 2. Плоские рельефные экспонаты, к которым можно отнести, например, рельефные копии картин. 3. Вспомогательные экспонаты, например, экспонаты-тексты, содержащие научно-обоснованную информацию о всей экспозиции в целом, или об отдельном экспонате в частности. 4. Произведения экспозиционного искусства – произведения, созданные специально для той или иной экспозиции, отражающие замыслы и мотивы выставки [1, с. 23]. Стоит отметить, что особенно актуальны подобного рода экспонаты для детей и посетителей музеев с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня существует ряд музеев, которые могут представить тактильные экспонаты своим посетителям [4, с. 63]. Проанализировав коллекции данных музеев была разработана их классификация, в соответствии со спецификой и назначением тактильных артефактов. В первую группу можно отнести инклюзивные музеи, в которых тактильные экспонаты являются основой коллекции. Во вторую – музеи, общие для всех, но имеющие коллекции тактильных экспонатов.       Пример первой группы музеев - Тактильный музей древней и современной живописи Антерос в городе Болонья (Италия) при институте реабилитации слепых имени Ф. Кавассо. Примером второй группы музеев с тактильными экспонатами является Британский музей, в котором с 2000-х гг. осуществляется программа «Hands on Desks» – отдельные зоны (столы) в рамках постоянной экспозиции, где под присмотром специально обученного волонтера можно подержать в руках не только реплики, но и реальные предметы музейного фонда. В России одними из первых музеев, представивших в своей коллекции тактильные экспонаты, стал Государственный Дарвиновский музей в Москве.  В архивах сохранилась информация, что с момента своего основания в 1907 году музей был открыт для широкой публики [2, с. 66]. В Самаре также имеются музеи, предоставляющие посетителям возможность ощутить экспонаты руками, например, «Самара Космическая». В некоторых музеях разработаны познавательные программы и мероприятия с активным использованием тактильных экспонатов.

Выводы. Тактильные экспонаты являются уникальными предметами, привлекающими к себе внимание посетителей всех возрастов. Сегодня музеи России позволяют посетителям получать более яркие эмоции от посещения той или иной выставки, а для людей с ограниченными возможностями здоровья – это порой чуть ли не единственный способ познать удивительный мир искусства и художественного творчества.

Full Text

Обоснование. До недавнего времени посещение музея или галереи было преимущественно визуальным опытом: музейные предметы находились вне доступа для посетителей, например, за стеклом или специальным ограждением. В последнее время все чаще в пространстве музеев появляются вещи и предметы, с которыми можно взаимодействовать [5, с. 86].

Цель – выявление роли и значения тактильного экспоната в коммуникативном пространстве современного музея.           

Методы. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Анализ и синтез, которые применялись в ходе теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации музейных артефактов.

Результаты. Центральным звеном музейной коммуникации выступает экспонат, который в отличие от музейного предмета, не обязательно является подлинной вещью [3, с. 26]. Среди музейных экспонатов особый интерес представляют тактильные экспонаты. Под тактильным понимается экспонат (копия), который посетитель может потрогать руками и с которым может взаимодействовать. Их главная задача – корректно донести до посетителя основную идею подлинной вещи, повторив, в формате реплики ее фактуру, текстуру, форму и другие характеристики [6, с. 6].

Выделяют следующие группы тактильных экспонатов: 1. Объемные экспонаты, создаваемые с целью максимально точно передать внешний облик и основные характеристики музейного предмета; 2. Плоские рельефные экспонаты, к которым можно отнести, например, рельефные копии картин. 3. Вспомогательные экспонаты, например, экспонаты-тексты, содержащие научно-обоснованную информацию о всей экспозиции в целом, или об отдельном экспонате в частности. 4. Произведения экспозиционного искусства – произведения, созданные специально для той или иной экспозиции, отражающие замыслы и мотивы выставки [1, с. 23]. Стоит отметить, что особенно актуальны подобного рода экспонаты для детей и посетителей музеев с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня существует ряд музеев, которые могут представить тактильные экспонаты своим посетителям [4, с. 63]. Проанализировав коллекции данных музеев была разработана их классификация, в соответствии со спецификой и назначением тактильных артефактов. В первую группу можно отнести инклюзивные музеи, в которых тактильные экспонаты являются основой коллекции. Во вторую – музеи, общие для всех, но имеющие коллекции тактильных экспонатов.       Пример первой группы музеев - Тактильный музей древней и современной живописи Антерос в городе Болонья (Италия) при институте реабилитации слепых имени Ф. Кавассо. Примером второй группы музеев с тактильными экспонатами является Британский музей, в котором с 2000-х гг. осуществляется программа «Hands on Desks» – отдельные зоны (столы) в рамках постоянной экспозиции, где под присмотром специально обученного волонтера можно подержать в руках не только реплики, но и реальные предметы музейного фонда. В России одними из первых музеев, представивших в своей коллекции тактильные экспонаты, стал Государственный Дарвиновский музей в Москве.  В архивах сохранилась информация, что с момента своего основания в 1907 году музей был открыт для широкой публики [2, с. 66]. В Самаре также имеются музеи, предоставляющие посетителям возможность ощутить экспонаты руками, например, «Самара Космическая». В некоторых музеях разработаны познавательные программы и мероприятия с активным использованием тактильных экспонатов.

Выводы. Тактильные экспонаты являются уникальными предметами, привлекающими к себе внимание посетителей всех возрастов. Сегодня музеи России позволяют посетителям получать более яркие эмоции от посещения той или иной выставки, а для людей с ограниченными возможностями здоровья – это порой чуть ли не единственный способ познать удивительный мир искусства и художественного творчества.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: hismatow_a@mail.ru

студентка, группа КМ-320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: chirkovanv@samgik.ru

научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Андреева И.В. Вспомогательные материалы в системе музейной экспозиции: проблема классификации и понятийной идентификации // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2011. № 4(28). С. 22-28.
  2. Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. М.: ГДМ, 2013. 99 с.
  3. Побожакова А.А. Тактильный экспонат: особенности интеграции в музейное пространство // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Вып. 56. 2021. С. 25-31.
  4. Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018. С. 62-66.
  5. Чиркова Н.В. Культура и терроризм: аспекты взаимоотношения // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6. № 3 (16). С. 75-86.
  6. Чиркова Н.В. Открытка как способ сохранения историко-культурного наследия // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2018. С. 6-10.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Хисматова А.Р., Чиркова Н.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies