Принцип бриколажа в арт-проектировании и креативной практике: традиции архаика и императивы современности

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование.  Принцип бриколажа – это способ создания нового из различных элементов, которые не имеют явной связи друг с другом. Французский антрополог Клод Леви-Стросс ввёл определение метода бриколажа. Он использовал этот подход для изучения культурных практик и традиций, считая, что культура формируется из различных элементов, которые постоянно комбинируются и перерабатываются. Принцип бриколажа также имеет свои корни в архаическом мышлении, где человек использовал все, что было под рукой, для создания новых предметов. Это было необходимо для выживания в условиях ограниченных ресурсов примитивных социальных систем.

В современном мире принцип бриколажа используется в различных областях, от дизайна интерьера до создания музыки и кино. Он позволяет творческим людям использовать свою фантазию и создавать необычные и оригинальные проекты. Культура выстраивает жизненный мир человека с помощью всевозможных средств символической и предметной артикуляции [6-9]. В разработке данной темы внимание было обращено к сочинениям Клода Леви-Строса, а также к некоторым другим исследованиям по теории и практике бриколажа [1-5].

Цель - Изучить принципы бриколажа в арт-проектировании и креативной практике в современном контексте связи времён и диалога культур.

Методы. Используются следующие методы: Сравнительно-исторический анализ, Типологический анализ, Структурно-функциональный метод.

Результаты. Бриколаж - это метод создания новых объектов путем соединения различных элементов и материалов, которые не имеют никакого отношения друг к другу. Этот термин был введен французским антропологом Леви-Строссом в 1960-х годах.

Он считал, что бриколаж - это не просто сборка различных элементов, но скорее процесс создания новых значений и смыслов путем сочетания различных культурных элементов. Леви-Стросс утверждал, что бриколаж может быть использован для создания новых культурных идентичностей, а также для преодоления культурных противоречий и конфликтов. Его работы в этой области стали важным вкладом в развитие теории бриколажа и влияют на многие области науки и искусства до сих пор.

Леви-Стросс исследовал бриколаж как явление в культуре, а также применял его в своей антропологической работе. Он считал, что бриколаж является одним из способов, которыми люди создают и поддерживают культурные традиции. Он также использовал бриколаж в своих исследованиях мифов и ритуалов, чтобы показать, как различные элементы могут быть объединены в единое целое.

Такой подход к проектированию имеет свои корни в традициях архаика, где люди использовали все доступные им ресурсы для создания своих изделий. Например, в древности для создания украшений использовались кости, камни, перья и другие материалы, которые можно было найти в окружающей среде. Таким образом, принцип бриколажа является не только эстетическим приемом, но и свидетельством традиций наших предков.

Однако сегодняшний мир требует от нас не только сохранения традиций, но и инноваций, новаторства и экспериментов. Именно поэтому принцип бриколажа становится все более популярным в современном искусстве. Он позволяет создавать уникальные и оригинальные проекты, которые сочетают в себе элементы разных стилей и направлений.

Одним из примеров использования принципа бриколажа в современном искусстве является работа американского художника Роберта Раушенберга "Комбайн"[1], созданная в 1954 году. В этой работе Раушенберг использовал различные материалы, включая мебельные двери, окна и металлические листы, чтобы создать композицию, которая отображает его видение мира. Другим примером использования принципа бриколажа в арт-проектах может быть проект Инсталляция "Улей" Томаса Сарачено [1].  

Такая инсталляция представляет собой огромный улей, созданный из различных материалов, включая пластиковые пакеты, металлические проволоки и прочие предметы. Улей был установлен в одном из музеев в Нью-Йорке и стал настоящим хитом среди посетителей. Сарачено использует бриколаж, чтобы создавать новые произведения искусства, которые отражают его взгляд на мир. Инсталляция представляет собой большую конструкцию в форме улья, которая висит в воздухе и создает эффект легкости и невесомости. Внутри улья расположены различные платформы и площадки, на которых можно стоять или лежать. Это позволяет посетителям насладиться необычным видом и ощутить ощущение свободного полета. Кроме того, инсталляция подсвечена специальными лампами, что создает дополнительный эффект и придает ей особую атмосферу.

Сегодня бриколаж используется в различных областях, от искусства и дизайна до маркетинга и рекламы. Он может быть использован для создания уникальных и инновационных продуктов и услуг, которые сочетают различные элементы и идеи. Также бриколаж может быть использован для преодоления культурных барьеров и создания новых культурных связей и идентичностей.

Принцип бриколажа также является связующим звеном между традициями архаика и императивами современности. В процессе создания произведений искусства используются элементы из разных культур и эпох, что позволяет объединить традиционные и современные элементы в едином произведении.

Выводы. Бриколаж - это не только техника создания новых объектов из различных материалов, но и философия творчества, которая позволяет расширять границы своего воображения и находить красоту в неожиданных местах. Он может быть использован для создания уникальных и инновационных проектов в различных областях, а также для преодоления культурных барьеров и создания новых культурных связей и идентичностей. Бриколаж является связующим звеном между традициями архаика и императивами современности, что делает его не только интересным, но и полезным навыком, который может принести пользу в любой сфере жизни.

Full Text

Обоснование.  Принцип бриколажа – это способ создания нового из различных элементов, которые не имеют явной связи друг с другом. Французский антрополог Клод Леви-Стросс ввёл определение метода бриколажа. Он использовал этот подход для изучения культурных практик и традиций, считая, что культура формируется из различных элементов, которые постоянно комбинируются и перерабатываются. Принцип бриколажа также имеет свои корни в архаическом мышлении, где человек использовал все, что было под рукой, для создания новых предметов. Это было необходимо для выживания в условиях ограниченных ресурсов примитивных социальных систем.

В современном мире принцип бриколажа используется в различных областях, от дизайна интерьера до создания музыки и кино. Он позволяет творческим людям использовать свою фантазию и создавать необычные и оригинальные проекты. Культура выстраивает жизненный мир человека с помощью всевозможных средств символической и предметной артикуляции [6-9]. В разработке данной темы внимание было обращено к сочинениям Клода Леви-Строса, а также к некоторым другим исследованиям по теории и практике бриколажа [1-5].

Цель - Изучить принципы бриколажа в арт-проектировании и креативной практике в современном контексте связи времён и диалога культур.

Методы. Используются следующие методы: Сравнительно-исторический анализ, Типологический анализ, Структурно-функциональный метод.

Результаты. Бриколаж - это метод создания новых объектов путем соединения различных элементов и материалов, которые не имеют никакого отношения друг к другу. Этот термин был введен французским антропологом Леви-Строссом в 1960-х годах.

Он считал, что бриколаж - это не просто сборка различных элементов, но скорее процесс создания новых значений и смыслов путем сочетания различных культурных элементов. Леви-Стросс утверждал, что бриколаж может быть использован для создания новых культурных идентичностей, а также для преодоления культурных противоречий и конфликтов. Его работы в этой области стали важным вкладом в развитие теории бриколажа и влияют на многие области науки и искусства до сих пор.

Леви-Стросс исследовал бриколаж как явление в культуре, а также применял его в своей антропологической работе. Он считал, что бриколаж является одним из способов, которыми люди создают и поддерживают культурные традиции. Он также использовал бриколаж в своих исследованиях мифов и ритуалов, чтобы показать, как различные элементы могут быть объединены в единое целое.

Такой подход к проектированию имеет свои корни в традициях архаика, где люди использовали все доступные им ресурсы для создания своих изделий. Например, в древности для создания украшений использовались кости, камни, перья и другие материалы, которые можно было найти в окружающей среде. Таким образом, принцип бриколажа является не только эстетическим приемом, но и свидетельством традиций наших предков.

Однако сегодняшний мир требует от нас не только сохранения традиций, но и инноваций, новаторства и экспериментов. Именно поэтому принцип бриколажа становится все более популярным в современном искусстве. Он позволяет создавать уникальные и оригинальные проекты, которые сочетают в себе элементы разных стилей и направлений.

Одним из примеров использования принципа бриколажа в современном искусстве является работа американского художника Роберта Раушенберга "Комбайн"[1], созданная в 1954 году. В этой работе Раушенберг использовал различные материалы, включая мебельные двери, окна и металлические листы, чтобы создать композицию, которая отображает его видение мира. Другим примером использования принципа бриколажа в арт-проектах может быть проект Инсталляция "Улей" Томаса Сарачено [1].  

Такая инсталляция представляет собой огромный улей, созданный из различных материалов, включая пластиковые пакеты, металлические проволоки и прочие предметы. Улей был установлен в одном из музеев в Нью-Йорке и стал настоящим хитом среди посетителей. Сарачено использует бриколаж, чтобы создавать новые произведения искусства, которые отражают его взгляд на мир. Инсталляция представляет собой большую конструкцию в форме улья, которая висит в воздухе и создает эффект легкости и невесомости. Внутри улья расположены различные платформы и площадки, на которых можно стоять или лежать. Это позволяет посетителям насладиться необычным видом и ощутить ощущение свободного полета. Кроме того, инсталляция подсвечена специальными лампами, что создает дополнительный эффект и придает ей особую атмосферу.

Сегодня бриколаж используется в различных областях, от искусства и дизайна до маркетинга и рекламы. Он может быть использован для создания уникальных и инновационных продуктов и услуг, которые сочетают различные элементы и идеи. Также бриколаж может быть использован для преодоления культурных барьеров и создания новых культурных связей и идентичностей.

Принцип бриколажа также является связующим звеном между традициями архаика и императивами современности. В процессе создания произведений искусства используются элементы из разных культур и эпох, что позволяет объединить традиционные и современные элементы в едином произведении.

Выводы. Бриколаж - это не только техника создания новых объектов из различных материалов, но и философия творчества, которая позволяет расширять границы своего воображения и находить красоту в неожиданных местах. Он может быть использован для создания уникальных и инновационных проектов в различных областях, а также для преодоления культурных барьеров и создания новых культурных связей и идентичностей. Бриколаж является связующим звеном между традициями архаика и императивами современности, что делает его не только интересным, но и полезным навыком, который может принести пользу в любой сфере жизни.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Email: pavlyushchenkoylia@mail.ru

студентка группы КМ-221

Russian Federation, Самара

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: ionesov@mail.ru

доктор культурологии, профессор

Russian Federation, Самара

References

  1. Борисова Л. Принцип бриколажа в арт-проектировании. М: Арт-журнал (2), 2018. 34-40 с.
  2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  3. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический Проект, 2008. 520 с.
  4. Леви-Стросс К. Дикая Мысль. М: АСТ, 2017. 412 с.
  5. Стюарт Д. Бриколаж: культурная техника и теория. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 256 с.
  6. Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). С. 7-13.
  7. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Павлющенко Ю.Ю., Ионесов В.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies