«Почему предпочитали отдавать детей в Епархиальное училище?»: записки Рязанских «Епархиалок» конца XIX – начала XX вв.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В России в имперский период все большее значение получала социализация молодежи в публичных школах под контролем государственной власти независимо от сословной и этнической принадлежности учащихся [1, c. 169] или их пола [2, c. 50-52]. В учебных заведениях старались соблюсти верность этическим традициям и «коллективной памяти национальных, социальных, локальных, конфессиональных или иных групп» российского общества [3, c. 360]. На должность законоучителя всегда старались подобрать образованного священника [4, c. 56]. Православная церковь уделяла внимание обучению девочек, для чего создавала женские училища. В данном исследовании на основании воспоминаний их воспитанниц реконструируется быт, организация обучения и воспитания в этих образовательных учреждениях.

Цель - выявить, каков был вклад женских училищ православной церкви в развитие народного просвещения. Для достижения этой цели решались следующие задачи: рассмотреть историю создания данных училищ; выяснить преимущества, побуждавшие родителей отдавать в них дочерей; выявить трудности, с которыми сталкивались дети в этих учебных заведениях.

Методы. В основу исследования положены теория модернизации, современные приемы истории повседневности и новой социальной истории, сравнительно-исторический и историко-генетический методы.

Результаты. Идея создания школ для дочерей духовенства принадлежит сёстрам Шиповым. Открытие первого такого учебного учреждения состоялось в 1843 г. в Царском Селе. В 1866 г. насчитывалось 11 училищ девиц духовного звания по образцу Царскосельского. Затем еще больше школ для девочек было создано церковным начальством отдельных епархий. Они стали называться «епархиальными училищами». Некоторые из них делали упор на воспитание, некоторые стремились повысить, прежде всего, уровень образования [5, c. 75]. Так, по мнению Шиповых, будущей попадье не стоило преподавать языки, музыку, танцы [6, c. 8]. Однако в некоторых училищах, в том числе Самарском, на хорошем уровне велись уроки музыки, что поддерживал местный архиерей [7, с. 18], одобрял губернатор [8, с. 261]. За дополнительную плату желающим в свободное от основной учебы время преподавали европейские языки [9, c. 172].

Воспитанницы епархиальных училищ просили увеличить время обучения, расширить круг общеобразовательных предметов. В 1907 г. по этим просьбам Синод внес изменения в учебный курс и ввел «Положение о седьмом дополнительном педагогическом классе при епархиальных женских училищах» [10, с. 24].

Если в середине XIX в. женские училища с трудом набирали воспитанниц, то к концу века прием велся на конкурсной основе [10, c. 20-21]. Выпускницы епархиальных училищ получали не только общее среднее образование, но и педагогическую подготовку [7, с. 261-262]. Они имели право работать в качестве домашней учительницы и преподавать в начальных школах. Около 60% выпускниц посвящали себя учительскому труду [10, c. 21].

Училища девиц духовного звания и женские епархиальные училища являлись закрытыми заведениями, девочки всегда были на глазах воспитательниц. С точки зрения родителей это было преимуществом епархиальных училищ. При наличии интерната с общежитием священнослужители из отдаленных местностей могли не беспокоиться за дочерей [10, c. 115]. Однако дети всегда хотели больше свободы и находили разные пути и уловки, чтобы обойти слишком строгие запреты.

Выводы. Мемуары воспитанниц женских епархиальных училищ являются важным историческим источником. Воспитанницы даже под строгим контролем старались сделать свою жизнь интересной. Вспоминая о своих школах, они писали, что встретили там «многих умных и прекрасных людей» [10, с. 132]. Училища духовного ведомства для девочек сыграли важную роль в развитии женского и профессионального педагогического образования в России.

Full Text

Обоснование. В России в имперский период все большее значение получала социализация молодежи в публичных школах под контролем государственной власти независимо от сословной и этнической принадлежности учащихся [1, c. 169] или их пола [2, c. 50-52]. В учебных заведениях старались соблюсти верность этическим традициям и «коллективной памяти национальных, социальных, локальных, конфессиональных или иных групп» российского общества [3, c. 360]. На должность законоучителя всегда старались подобрать образованного священника [4, c. 56]. Православная церковь уделяла внимание обучению девочек, для чего создавала женские училища. В данном исследовании на основании воспоминаний их воспитанниц реконструируется быт, организация обучения и воспитания в этих образовательных учреждениях.

Цель - выявить, каков был вклад женских училищ православной церкви в развитие народного просвещения. Для достижения этой цели решались следующие задачи: рассмотреть историю создания данных училищ; выяснить преимущества, побуждавшие родителей отдавать в них дочерей; выявить трудности, с которыми сталкивались дети в этих учебных заведениях.

Методы. В основу исследования положены теория модернизации, современные приемы истории повседневности и новой социальной истории, сравнительно-исторический и историко-генетический методы.

Результаты. Идея создания школ для дочерей духовенства принадлежит сёстрам Шиповым. Открытие первого такого учебного учреждения состоялось в 1843 г. в Царском Селе. В 1866 г. насчитывалось 11 училищ девиц духовного звания по образцу Царскосельского. Затем еще больше школ для девочек было создано церковным начальством отдельных епархий. Они стали называться «епархиальными училищами». Некоторые из них делали упор на воспитание, некоторые стремились повысить, прежде всего, уровень образования [5, c. 75]. Так, по мнению Шиповых, будущей попадье не стоило преподавать языки, музыку, танцы [6, c. 8]. Однако в некоторых училищах, в том числе Самарском, на хорошем уровне велись уроки музыки, что поддерживал местный архиерей [7, с. 18], одобрял губернатор [8, с. 261]. За дополнительную плату желающим в свободное от основной учебы время преподавали европейские языки [9, c. 172].

Воспитанницы епархиальных училищ просили увеличить время обучения, расширить круг общеобразовательных предметов. В 1907 г. по этим просьбам Синод внес изменения в учебный курс и ввел «Положение о седьмом дополнительном педагогическом классе при епархиальных женских училищах» [10, с. 24].

Если в середине XIX в. женские училища с трудом набирали воспитанниц, то к концу века прием велся на конкурсной основе [10, c. 20-21]. Выпускницы епархиальных училищ получали не только общее среднее образование, но и педагогическую подготовку [7, с. 261-262]. Они имели право работать в качестве домашней учительницы и преподавать в начальных школах. Около 60% выпускниц посвящали себя учительскому труду [10, c. 21].

Училища девиц духовного звания и женские епархиальные училища являлись закрытыми заведениями, девочки всегда были на глазах воспитательниц. С точки зрения родителей это было преимуществом епархиальных училищ. При наличии интерната с общежитием священнослужители из отдаленных местностей могли не беспокоиться за дочерей [10, c. 115]. Однако дети всегда хотели больше свободы и находили разные пути и уловки, чтобы обойти слишком строгие запреты.

Выводы. Мемуары воспитанниц женских епархиальных училищ являются важным историческим источником. Воспитанницы даже под строгим контролем старались сделать свою жизнь интересной. Вспоминая о своих школах, они писали, что встретили там «многих умных и прекрасных людей» [10, с. 132]. Училища духовного ведомства для девочек сыграли важную роль в развитии женского и профессионального педагогического образования в России.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: lsanjkk6@gmail.com

студент, группа гр. БВ-221, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Смирнов Ю.Н. Башкиры Самарского Заволжья: включение в имперское пространство России XVIII-XIX вв. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4 (202). С. 161-173.
  2. Артамонова Л.М. Практики школьной социализации девочек и профессионализации учительского женского труда в провинциальном городе XIX в. // Модернизация культуры: потенциал искусства, науки, образования. Материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. Самара, 2022. С. 49-54.
  3. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Аксаковский кружок трудовой помощи как опыт коммеморативной практики // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. Вып. 2. С. 358-372.
  4. Артамонова Л.М. Священники-законоучители начальных школ городов Самарской губернии в середине XIX века // Двадцать первые Иоанновские чтения: материалы науч. конф. Самара: НТЦ, 2017. С. 43-59.
  5. Климкина Э.В. Отражение личности епископа Самарского и Ставропольского Герасима (Добросердова) в церковной периодике // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2020. С. 74-77.
  6. Попова О.Д. О быте и нравах женских епархиальных училищ // Социальная история. 2013. № 1. С. 124-152.
  7. Кабытов П.С., Смирнов Ю.Н., Тюрин В.Н. и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Самарское Поволжье во второй половине XIX - начале XX века. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2020. 480 с.
  8. Якунин В.Н. Роль правящих архиереев в становлении и развитии Самарской епархии в 1851-1917 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2019. № 4 (52). С. 9-25.
  9. Ляпина А.В. Наставники Самарской духовной семинарии в истории Самарского епархиального женского училища // Научные труды Самарской духовной семинарии: сб. ст. Самара, 2019. С. 167-176.
  10. Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ / сост., предисл., подгот. текста и коммент. О.Д. Попова. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 298 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Чаплыгина А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies