Особенности фандрайзинга в сфере культуры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современная социально-культурная сфера характеризуется большим числом некоммерческих организаций, способствующих решению социально-культурных проблем и гармонизации общества. Но зачастую эти организации сами нуждаются в поддержке. В связи с этим актуальным вопросом для сферы культуры становится вопрос фандрайзинга.

Цель — выявить особенности развития фандрайзинга в сфере культуры.

Методы. В данной работе был использован метод анализа и обобщения литературы и документации учреждений культуры.

Результаты. «В широком смысле фандрайзингом в учреждениях культуры принято считать механизм вовлечения финансовых ресурсов, волонтерской помощи, различных услуг, информационных, маркетинговых, организационных ресурсов, помещений и других средств как дополнительную поддержку в реализации мероприятий, социально-культурных проектов. В узком смысле понятие "фандрайзинг" означает привлечение денежных средств из внешних источников» [2].

К источникам финансирования, привлекаемых в рамках фандрайзинга, относятся фонды, коммерческие организации, частные лица, благотворительность, краудфандинговые платформы и эндаумент.

Целевые капиталы могут быть одним из дополнительных источников финансирования в сфере культуры. Кроме того, они могут обеспечить реализацию проектов организаций [4].

Правовое обеспечение использования целевого капитала было положено в конце 2006 г., в связи с принятием соответствующего Федерального закона (ФЗ № 275 от 30.12.2006) [3].

Культура и искусство в России стало второй сферой по распространению эндаумент-фондов. На эти фонды приходится более 35 фондов (более 6 млрд рублей их активов). Это крупные по объемам привлекаемого капитала фонды.

Один из первых эндаумент-фондов — это фонд Государственного Эрмитажа, действующий с 2011 г. На данный момент эндаумент-фонд Государственного Эрмитажа составляет 794 млн рублей. Можно проследить тенденцию на увеличение доходов от фандрайзинга, при которой он может играть более значимую роль в финансировании проектов учреждения [1].

Выводы. Основными источниками фандрайзинга в сфере культуры являются пожертвования и эндаумент-фонды. Фандрайзинг в основном применяется в крупных организациях культуры, в регионах это направление еще предстоит развивать.

Полный текст

Обоснование. Современная социально-культурная сфера характеризуется большим числом некоммерческих организаций, способствующих решению социально-культурных проблем и гармонизации общества. Но зачастую эти организации сами нуждаются в поддержке. В связи с этим актуальным вопросом для сферы культуры становится вопрос фандрайзинга.

Цель — выявить особенности развития фандрайзинга в сфере культуры.

Методы. В данной работе был использован метод анализа и обобщения литературы и документации учреждений культуры.

Результаты. «В широком смысле фандрайзингом в учреждениях культуры принято считать механизм вовлечения финансовых ресурсов, волонтерской помощи, различных услуг, информационных, маркетинговых, организационных ресурсов, помещений и других средств как дополнительную поддержку в реализации мероприятий, социально-культурных проектов. В узком смысле понятие "фандрайзинг" означает привлечение денежных средств из внешних источников» [2].

К источникам финансирования, привлекаемых в рамках фандрайзинга, относятся фонды, коммерческие организации, частные лица, благотворительность, краудфандинговые платформы и эндаумент.

Целевые капиталы могут быть одним из дополнительных источников финансирования в сфере культуры. Кроме того, они могут обеспечить реализацию проектов организаций [4].

Правовое обеспечение использования целевого капитала было положено в конце 2006 г., в связи с принятием соответствующего Федерального закона (ФЗ № 275 от 30.12.2006) [3].

Культура и искусство в России стало второй сферой по распространению эндаумент-фондов. На эти фонды приходится более 35 фондов (более 6 млрд рублей их активов). Это крупные по объемам привлекаемого капитала фонды.

Один из первых эндаумент-фондов — это фонд Государственного Эрмитажа, действующий с 2011 г. На данный момент эндаумент-фонд Государственного Эрмитажа составляет 794 млн рублей. Можно проследить тенденцию на увеличение доходов от фандрайзинга, при которой он может играть более значимую роль в финансировании проектов учреждения [1].

Выводы. Основными источниками фандрайзинга в сфере культуры являются пожертвования и эндаумент-фонды. Фандрайзинг в основном применяется в крупных организациях культуры, в регионах это направление еще предстоит развивать.

×

Об авторах

Александра Алексеевна Климова

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: klim0vaaleksandra@yandex.ru

студентка, группа КМ-320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Россия, Самара

Светлана Валентиновна Домнина

Самарский государственный институт культуры

Email: swdomnina@mail.ru

научный руководитель, доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью

Россия, Самара

Список литературы

  1. Аудиторское заключение и финансовый отчет Фонда за 2021 год [Электронный ресурс] // Фонд целевого капитала (эндаумент) Государственного Эрмитажа. URL: http://www.hermitagendowment.ru/doc/%D0 %90uditreport2021.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
  2. Домнина С.В. Проблемы и составляющие развития фандрайзинга в сфере культуры // Экономика и предпринимательство. 2023. № 2. С. 700–703. doi: 10.34925/EIP.2023.151.2.132
  3. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (дата обращения: 08.04.2023).
  4. Шекова Е.Л. Фандрайзинг как технология привлечения ресурсов в сферу культуры // Петербургский экономический журнал. 2017. №1. С. 82–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fandrayzing-kak-tehnologiya-privlecheniya-resursov-v-sferu-kultury (дата обращения: 18.03.2023). EDN: YHCMFT

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Климова А.А., Домнина С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах