Мужское и женское в психоанализе Ж. Лакана

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 35-36
  • Section: Философия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409183
  • ID: 409183

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современной культуре гендерные проблемы входят в число самых обсуждаемых и значимых. Во второй половине XX века мы можем наблюдать в обществе значительные изменения: преобразование института семьи и брака, трансформацию гендерных практик, появление подвижности мужских и женских социальных ролей. Подобного рода перемены вызывают постоянные споры о том, какое воздействие они оказывают на общество и на трансформацию ценностных установок. Обращение к пониманию природы мужского и женского в психоанализе Ж. Лакана способно не только ответить вопрос о гендерном равенстве, но открыть новую возможность понимания человеком самого себя.

Цель - опираясь на психоанализ Ж. Лакана, определить специфику мужского и женского желания, а также формы его репрезентации в культуре.

Методы. Для выполнения поставленной цели проанализируем литературные данные [1-6]. В ходе анализа выявим в чем, по мнению Ж. Лакана, заключается особенность женского и мужского начал, а также сравним их.

Результаты. В исследовании показано, что психоаналитическая традиция указывает на главенствующее место Отца в истории западноевропейской культуры, что подтверждает факт доминирования мужского начала над женским, благодаря чему на уровне научного обсуждения продолжается функционирование фаллических структур. В психоанализе З. Фрейда мужское начало определяется через страх кастрации. По мнению Ж. Лакана мужское через наслаждение ищет постоянного подтверждения в собственном существовании. Таким образом, мужское начало как бы оттягивает событие кастрации. Так, можно сделать вывод о том, что в психоанализе З. Фрейда и Ж. Лакана мужское начало представляется через страх кастрации, что заставляет мужчину актуализировать наслаждение и таким образом убеждаться в собственном существовании. По мнению З. Фрейда и Ж. Лакана, мужское всегда можно расценивать как «позитивное» начало, которое выражается в «позитивной» сексуальной энергии, а женское начало формулируется как «влечение к смерти», то есть негативное и разрушающее. Насколько мужское определяет себя через женское и посредством него как «не-женское», настолько женское обнаруживает себя на пределе мужского определения только как женское. Для женщины фаллос безразличен, в фаллической функции она не-вся. В силу того, что женское начало не вписывается в фаллическое и остается более таинственным, чем мужское, Лакан сравнивает женское наслаждение с религиозным экстазом. Мужское же наслаждение исчерпывается фаллическим, для субъекта в мужской позиции закон кастрации подчиняет его наслаждение целиком, тогда как женское наслаждение этим не исчерпывается. В современном мире предпочтение отдается воображаемому фаллосу, что выражается, по мнению Ж. Лакана, в вымышленной функции престижа и власти, следовании фантазму о наслаждении.

Выводы. В ходе анализа выявлено, что мужское начало связано с господством и руководством, важную роль для него (мужского начала) играет именно фаллическая функция. Женское начало полностью противоположно мужскому, оно противостоит ему. Женское начало выражается в становлении и в стремлении к универсальному.

Full Text

Обоснование. В современной культуре гендерные проблемы входят в число самых обсуждаемых и значимых. Во второй половине XX века мы можем наблюдать в обществе значительные изменения: преобразование института семьи и брака, трансформацию гендерных практик, появление подвижности мужских и женских социальных ролей. Подобного рода перемены вызывают постоянные споры о том, какое воздействие они оказывают на общество и на трансформацию ценностных установок. Обращение к пониманию природы мужского и женского в психоанализе Ж. Лакана способно не только ответить вопрос о гендерном равенстве, но открыть новую возможность понимания человеком самого себя.

Цель - опираясь на психоанализ Ж. Лакана, определить специфику мужского и женского желания, а также формы его репрезентации в культуре.

Методы. Для выполнения поставленной цели проанализируем литературные данные [1-6]. В ходе анализа выявим в чем, по мнению Ж. Лакана, заключается особенность женского и мужского начал, а также сравним их.

Результаты. В исследовании показано, что психоаналитическая традиция указывает на главенствующее место Отца в истории западноевропейской культуры, что подтверждает факт доминирования мужского начала над женским, благодаря чему на уровне научного обсуждения продолжается функционирование фаллических структур. В психоанализе З. Фрейда мужское начало определяется через страх кастрации. По мнению Ж. Лакана мужское через наслаждение ищет постоянного подтверждения в собственном существовании. Таким образом, мужское начало как бы оттягивает событие кастрации. Так, можно сделать вывод о том, что в психоанализе З. Фрейда и Ж. Лакана мужское начало представляется через страх кастрации, что заставляет мужчину актуализировать наслаждение и таким образом убеждаться в собственном существовании. По мнению З. Фрейда и Ж. Лакана, мужское всегда можно расценивать как «позитивное» начало, которое выражается в «позитивной» сексуальной энергии, а женское начало формулируется как «влечение к смерти», то есть негативное и разрушающее. Насколько мужское определяет себя через женское и посредством него как «не-женское», настолько женское обнаруживает себя на пределе мужского определения только как женское. Для женщины фаллос безразличен, в фаллической функции она не-вся. В силу того, что женское начало не вписывается в фаллическое и остается более таинственным, чем мужское, Лакан сравнивает женское наслаждение с религиозным экстазом. Мужское же наслаждение исчерпывается фаллическим, для субъекта в мужской позиции закон кастрации подчиняет его наслаждение целиком, тогда как женское наслаждение этим не исчерпывается. В современном мире предпочтение отдается воображаемому фаллосу, что выражается, по мнению Ж. Лакана, в вымышленной функции престижа и власти, следовании фантазму о наслаждении.

Выводы. В ходе анализа выявлено, что мужское начало связано с господством и руководством, важную роль для него (мужского начала) играет именно фаллическая функция. Женское начало полностью противоположно мужскому, оно противостоит ему. Женское начало выражается в становлении и в стремлении к универсальному.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: stepalina888@gmail.com

студентка, группа 5301-420304D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: arthur_boyard@mail.ru

научный руководитель, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Russian Federation, Самара

References

  1. Лакан Ж. Семинары. Книга 20. Еще. Под ред. Жака-Алена Миллера. М.: Гнозис/Логос, 2011.
  2. Мазин В. А. Введение в Лакана // Фонд научных исследований. М: «Прагматика культуры», 2004. С. 128-134 (Предназначение фаллоса), С. 177-183 (Еще: чего хочет женщина?).
  3. Соколова О.В. Философия. Психология. Педагогика // «Мужское-женское»: генезис дискурса. Ижевск: Вестник Удмуртского университета, Вып. 1, 2009. С. 117-119.
  4. Юран А. О природе женского. Ориентиры в подходе к темному континенту, СПб., 2011.
  5. Аристархова И. Л. Концепция женской идентичности в современном французском психоанализе, М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 5-24
  6. Лакан Ж. Значение фаллоса // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, Логос, 1997

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Степанова А.А., Костомаров А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies