Культурная медиация в пространстве современного музея

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Музей сегодня – это не только место коллекционирования и сохранения исторически значимых вещей и предметов [4, с. 75]. Современный музей – это многофункциональное учреждение культуры, где создаются общественные смыслы, а также особым образом сочетаются образовательные практики и творческие инициативы [6, с. 32]. Одним из современных методов музейной работы является культурная медиация или арт-медиация [5, с. 335].

Цель – анализ и теоретическое обоснование культурной медиации в пространстве современного музея.           

Методы. Для проведения исследования применялся комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Метод анализа и синтеза, который использовался для теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.

Результаты. В ходе проведенного исследования было установлено следующее: термин «медиация» означает «комплекс действий, который выполняет медиатор в пространстве музея с целью обозначения соответствия между выставленными музейными экспонатами и теми смыслами, которые они в себе могут содержать» [2, с. 55]. Задача медиатора – помочь интерпретировать и правильно трактовать тот или иной музейный артефакт. Таким образом, медиатор является своеобразным посредником между музейным объектом и зрителем. Однако, в отличие от экскурсовода, медиатор делает это не навязчиво, «мягко», учитывая мнение посетителя музея о данном артефакте культуры. Роль медиатора состоит в том, чтобы создать связь между оригинальным образом и собственным видением пришедшего в музей. Стоит отметить, что особенно актуальна роль медиатора в музеях современного искусства, где непросто самостоятельно истолковать выставленный в музейном пространстве экспонат.

Существует несколько форм культурной медиации: вербальная, телесная, средовая, партиципаторная, перформативная, инклюзивания и др. [1].

  1. Вербальная медиация является наиболее популярным и простым типом медиации и больше напоминает беседу. Вербальная медиация может быть прямой, когда происходит непосредственное взаимодействие с личностью медиатора, работающего с посетителями в конкретном арт-пространства. Второй тип вербальной медиации – опосредованная медиация, допускающая отсутствие в пространстве музея личности медиатора. Но в этом случае, его должно заменить то или иное техническое устройство.
  2. Телесная или пластическая медиация может быть реализована с помощью своего рода аватара, использовать свое тело как некий инструмент, с помощью которого посетитель музея может быть вовлечен или погружен в выставочное пространство. К подобным работам относятся многочисленные практики «танцев в музее».
  3. Средовая медиация в основном не использует реального медиатора. Основой для нее являются заранее подготовленные треки, используемые в пространстве экспозиции. Средовые медиации используют эффект виртуальной реальности. В ней соответствующая среда воплощается с помощью цифровых технологий. Ориентация в пространстве и движение по экспозиции осуществляется посетителем при помощи подсказок.
  4. Партиципаторная медиация – основана на взаимодействии людей в контексте того или иного пространства: музея, галереи или арт-площадки. В основе этой медиационной практики лежит принцип соучастия или сотворчества.
  5. Перформативная медиация – медиация, в которой все участники воплощают художественное высказывание в индивидуализированной форме.
  6. Инклюзивная медиация. Она реализуется главным образом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Возросло значение феномена визуальной доминанты не только в современном искусстве, но и в культуре в целом [3, с. 65]. Современные музеи все более активно реализуют в своей деятельности формы культурной медиации. Медиацию можно определить, как акт коммуникации, направленный на выстраивание тесной связи между музейными предметами и зрителем. Непосредственное участие посетителей в художественном событии реализуется при помощи медиаторов. Подобный культурный опыт способствует установлению связей между культурными институциями и различными социальными группами.

Full Text

Обоснование. Музей сегодня – это не только место коллекционирования и сохранения исторически значимых вещей и предметов [4, с. 75]. Современный музей – это многофункциональное учреждение культуры, где создаются общественные смыслы, а также особым образом сочетаются образовательные практики и творческие инициативы [6, с. 32]. Одним из современных методов музейной работы является культурная медиация или арт-медиация [5, с. 335].

Цель – анализ и теоретическое обоснование культурной медиации в пространстве современного музея.           

Методы. Для проведения исследования применялся комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Метод анализа и синтеза, который использовался для теоретического освоения литературы; структурно-функциональный; типологический; методы интерпретации визуального материала.

Результаты. В ходе проведенного исследования было установлено следующее: термин «медиация» означает «комплекс действий, который выполняет медиатор в пространстве музея с целью обозначения соответствия между выставленными музейными экспонатами и теми смыслами, которые они в себе могут содержать» [2, с. 55]. Задача медиатора – помочь интерпретировать и правильно трактовать тот или иной музейный артефакт. Таким образом, медиатор является своеобразным посредником между музейным объектом и зрителем. Однако, в отличие от экскурсовода, медиатор делает это не навязчиво, «мягко», учитывая мнение посетителя музея о данном артефакте культуры. Роль медиатора состоит в том, чтобы создать связь между оригинальным образом и собственным видением пришедшего в музей. Стоит отметить, что особенно актуальна роль медиатора в музеях современного искусства, где непросто самостоятельно истолковать выставленный в музейном пространстве экспонат.

Существует несколько форм культурной медиации: вербальная, телесная, средовая, партиципаторная, перформативная, инклюзивания и др. [1].

  1. Вербальная медиация является наиболее популярным и простым типом медиации и больше напоминает беседу. Вербальная медиация может быть прямой, когда происходит непосредственное взаимодействие с личностью медиатора, работающего с посетителями в конкретном арт-пространства. Второй тип вербальной медиации – опосредованная медиация, допускающая отсутствие в пространстве музея личности медиатора. Но в этом случае, его должно заменить то или иное техническое устройство.
  2. Телесная или пластическая медиация может быть реализована с помощью своего рода аватара, использовать свое тело как некий инструмент, с помощью которого посетитель музея может быть вовлечен или погружен в выставочное пространство. К подобным работам относятся многочисленные практики «танцев в музее».
  3. Средовая медиация в основном не использует реального медиатора. Основой для нее являются заранее подготовленные треки, используемые в пространстве экспозиции. Средовые медиации используют эффект виртуальной реальности. В ней соответствующая среда воплощается с помощью цифровых технологий. Ориентация в пространстве и движение по экспозиции осуществляется посетителем при помощи подсказок.
  4. Партиципаторная медиация – основана на взаимодействии людей в контексте того или иного пространства: музея, галереи или арт-площадки. В основе этой медиационной практики лежит принцип соучастия или сотворчества.
  5. Перформативная медиация – медиация, в которой все участники воплощают художественное высказывание в индивидуализированной форме.
  6. Инклюзивная медиация. Она реализуется главным образом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Возросло значение феномена визуальной доминанты не только в современном искусстве, но и в культуре в целом [3, с. 65]. Современные музеи все более активно реализуют в своей деятельности формы культурной медиации. Медиацию можно определить, как акт коммуникации, направленный на выстраивание тесной связи между музейными предметами и зрителем. Непосредственное участие посетителей в художественном событии реализуется при помощи медиаторов. Подобный культурный опыт способствует установлению связей между культурными институциями и различными социальными группами.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: pandalololol@mail.ru

студентка, группа КМ-320, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Венкова А.В. Арт-медиация: философия, эстетика и художественная практика // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2021. № 11. С. 819-826.
  2. Рачкова О.С Понятие музейной медиации в современной зарубежной музеологии // Наука и современность. 2014. № 29. С.54-61.
  3. Чиркова Н.В. Искушение вкусом в культурной полистилистике российского общества: когнитивные возможности эстетической аксиологии // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Самара: Самарский государственный институт культуры. 2018. С. 62-66.
  4. Чиркова Н.В. Культура и терроризм: аспекты взаимоотношения // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6. № 3 (16). С. 75-86.
  5. Чиркова Н.В. Эстетизация повседневности как тенденция современного общества // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. Т. 1. С. 332-336.
  6. Щербакова Е.В. Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства // Педагогика и психология образования. 2014. № 3. С. 31-36.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Мальцева А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies