Механизмы формирования художественного концепта «Дракула» (на материале романа Б. Стокера «Дракула» и его экранизаций)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В последнее время исследования в сфере концептологии стали затрагивать и область литературоведения, тем самым выделяя художественный концепт как особую категорию. В рамках нового направления был рассмотрен роман Брэма Стокера «Дракула», поскольку данное произведение может выступать в качестве художественного концепта, так как писатель, продолжая готическую традицию, обновил «вампирическую» парадигму, что привело к популяризации вампиров в современной массовой культуре, и на данный момент признаки вампирического поведения восходят уже не к фольклору, а к английскому роману. Таким образом, художественный концепт «Дракула» становится ментальным конструктом, принадлежащим как авторскому сознанию [1], так и являющимся частью этнокультурного сообщества [2].

Цель — представление и рассмотрение произведения Б. Стокера «Дракула» в качестве художественного концепта, а также выявление его семантики и механизмов ее порождения.

Методы. При исследовании художественного концепта «Дракула» были применены методы концептуального анализа. Он включает в себя метод моделирования, представляющий собой структуру концепта в виде интразоны, экстразоны, квазиинтразоны и квазиэктсразоны [4]. Помимо этого применялся семантико-когнитивный метод, выявляющий семы концепта и репрезентирующие их лексемы [3]. Ввиду художественной специфики концепта были применены литературоведческие методы, такие как интертекстуальный анализ, нарративный метод, а также структурно-семиотический.

Результаты. Каждая зона концепта имеет свое содержание и способы создания данного содержания. Интразона включает в себя культурные концепты «вампир» и «Восток» (Восточная Европа), знания из которых послужили основой для создания романа. Механизмами выступают источники о вампирах в классической мифологии, христианстве, фольклоре, готической литературе, а также источники о Восточной Европе, в частности знания о Владе Цепеше и Трансильвании. Далее культурная информация вводится писателем в художественное пространство, тем самым образуя экстразону концепта. На выходе рождаются образы вампира, женщины-жертвы, протагонистов, Трансильвании и Англии, замка, дороги, русской шхуны, страха, науки и религии. Способами создания данных образов выступает не только культурный контекст, но и его переработка и структурирование с помощью жанровых, композиционных и стилистических норм готического романа. Например, зона ценностного осмысления «свой» и «чужой», хронотопные элементы в виде «ускоренного» и «застывшего» времени, повествование от лица людей из рациональной культуры и т. д. Затем снятые по мотивам романа экранизации образуют квазиинтразону, куда также входят созданные Б. Стокером образы, но уже с переосмыслениями режиссеров. Данная зона образуется за счет киноязыка — образы получают визуализацию и аудиальные эффекты. Помимо этого происходят семантические сдвиги. К примеру, образ вампира, несмотря на сохранение жестокости, приобретает сентиментальность и стремление к очеловечиванию. Следствием популяризации «Дракулы» благодаря кинематографу стало образование иных социальных и культурных практик (фильм «Сумерки», фанфики и т. д.), которые сформировались в квазиэкстразону.

Выводы. Данный концепт складывался под влиянием трех важных контекстов — культурного, литературного и кинематографического. С одной стороны, концепт «Дракула» был обусловлен общекультурными представлениями о вампирах и Восточной Европе, однако компоненты, входящие в интразону, были разрозненными и представали только в виде отдельных реплик и предложений из источников. С другой стороны, концепт «Дракула» — это единица сознания Б. Стокера, поскольку полностью он оформился на этапе экстразоны под влиянием словесно-литературной среды, в которой творил писатель. Наконец, данный концепт стал универсальным художественным опытом, который породил новые художественные смыслы, что отразилось в киноадаптациях и в других культурных и социальных практиках.

Full Text

Обоснование. В последнее время исследования в сфере концептологии стали затрагивать и область литературоведения, тем самым выделяя художественный концепт как особую категорию. В рамках нового направления был рассмотрен роман Брэма Стокера «Дракула», поскольку данное произведение может выступать в качестве художественного концепта, так как писатель, продолжая готическую традицию, обновил «вампирическую» парадигму, что привело к популяризации вампиров в современной массовой культуре, и на данный момент признаки вампирического поведения восходят уже не к фольклору, а к английскому роману. Таким образом, художественный концепт «Дракула» становится ментальным конструктом, принадлежащим как авторскому сознанию [1], так и являющимся частью этнокультурного сообщества [2].

Цель — представление и рассмотрение произведения Б. Стокера «Дракула» в качестве художественного концепта, а также выявление его семантики и механизмов ее порождения.

Методы. При исследовании художественного концепта «Дракула» были применены методы концептуального анализа. Он включает в себя метод моделирования, представляющий собой структуру концепта в виде интразоны, экстразоны, квазиинтразоны и квазиэктсразоны [4]. Помимо этого применялся семантико-когнитивный метод, выявляющий семы концепта и репрезентирующие их лексемы [3]. Ввиду художественной специфики концепта были применены литературоведческие методы, такие как интертекстуальный анализ, нарративный метод, а также структурно-семиотический.

Результаты. Каждая зона концепта имеет свое содержание и способы создания данного содержания. Интразона включает в себя культурные концепты «вампир» и «Восток» (Восточная Европа), знания из которых послужили основой для создания романа. Механизмами выступают источники о вампирах в классической мифологии, христианстве, фольклоре, готической литературе, а также источники о Восточной Европе, в частности знания о Владе Цепеше и Трансильвании. Далее культурная информация вводится писателем в художественное пространство, тем самым образуя экстразону концепта. На выходе рождаются образы вампира, женщины-жертвы, протагонистов, Трансильвании и Англии, замка, дороги, русской шхуны, страха, науки и религии. Способами создания данных образов выступает не только культурный контекст, но и его переработка и структурирование с помощью жанровых, композиционных и стилистических норм готического романа. Например, зона ценностного осмысления «свой» и «чужой», хронотопные элементы в виде «ускоренного» и «застывшего» времени, повествование от лица людей из рациональной культуры и т. д. Затем снятые по мотивам романа экранизации образуют квазиинтразону, куда также входят созданные Б. Стокером образы, но уже с переосмыслениями режиссеров. Данная зона образуется за счет киноязыка — образы получают визуализацию и аудиальные эффекты. Помимо этого происходят семантические сдвиги. К примеру, образ вампира, несмотря на сохранение жестокости, приобретает сентиментальность и стремление к очеловечиванию. Следствием популяризации «Дракулы» благодаря кинематографу стало образование иных социальных и культурных практик (фильм «Сумерки», фанфики и т. д.), которые сформировались в квазиэкстразону.

Выводы. Данный концепт складывался под влиянием трех важных контекстов — культурного, литературного и кинематографического. С одной стороны, концепт «Дракула» был обусловлен общекультурными представлениями о вампирах и Восточной Европе, однако компоненты, входящие в интразону, были разрозненными и представали только в виде отдельных реплик и предложений из источников. С другой стороны, концепт «Дракула» — это единица сознания Б. Стокера, поскольку полностью он оформился на этапе экстразоны под влиянием словесно-литературной среды, в которой творил писатель. Наконец, данный концепт стал универсальным художественным опытом, который породил новые художественные смыслы, что отразилось в киноадаптациях и в других культурных и социальных практиках.

×

About the authors

Университет «МИР»

Author for correspondence.
Email: marinaerofeeva27@gmail.com

магистр, группа МЛ-21, факультет лингвистики

Russian Federation, Самара

Университет «МИР»

Email: kuznetsovadarya@yandex.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент

Russian Federation, Самара

References

  1. Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2002. 220 с.
  2. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2004. № 4. C. 39–46.
  3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Москва: АСТ: «Восток-Запад», 2007. 226 с.
  4. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2004.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Ерофеева М.А., Кузнецова Д.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies