Христианское переосмысление традиционной восточнославянской символики в древнерусской белокаменной резьбе

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Дмитриевский собор во Владимире представляется шедевром домонгольского периода русской культуры, символом гармонии и равновесия. Несмотря на небольшие размеры, ему свойственны величие и монументальность, благородные формы и идеальные пропорции. Собор, по достаточно убедительной версии, был построен в 1191 г. [1, с.76-77]

Особое великолепие собору придает резьба по белому камню. В ней отражены представления людей Древней Руси о совершенстве и красоте мироздания, их художественное мастерство и духовные поиски. Среди памятников занимает особое место. В Дмитриевском соборе впервые на Владимирской земле был реализовано сплошное покрытие стен резными рельефами.

На фасадах храма помещено 566 белокаменных блоков, покрытых изображениями. Скульптуры Дмитриевского собора несут чрезвычайно важные сведения для понимания картины мира в древнерусской культуре. Здесь переплетаются христианские символы, народные сказочные образы, литературные сюжеты, изображения реальных исторических лиц. Все они требуют детального изучения, чему и посвящено данное исследование.

Цель - выявить, как происходило переосмысление традиционных восточнославянских символов в резьбе православного храма. Для достижения этой цели решались следующие задачи: рассмотреть, какие мотивы и смыслы заложены в белокаменной резьбе собора; изучить, какая информация о прошлом сохранилась в архитектурных и скульптурных образах, которые являют собой «зримое воплощение исторической памяти» [2, с. 43].

Методы. В основу исследования положена современная концепция «мест памяти» (les lieux de mémoire) [3, с. 17], под которыми в российской традиции часто подразумеваются архитектурные памятники и ансамбли [4, с. 358]. Использованы искусствоведческий, источниковедческий, библиографический приемы анализа вещественных памятников и письменных материалов. Задействован социокультурный подход к изучению национальной идентичности и коммеморативных практик культивирования «исторической памяти» [5, с. 358]. Применен историко-генетический метод, раскрывающий православное происхождение образов и символов, в том числе возрождающихся в современной России [6, с. 6].

Результаты. Большинство рельефов (470) представляют собой традиционные для восточнославянского искусства изображения растений, птиц и животных: «Звери и птицы изображены в движении – в беге или с поднятой лапой, с распахнутыми крыльями» [7, с. 314]. 46 резных камней имеют прямые православные первоисточники. Однако и те, и другие скульптурные композиции подчинены общим религиозным и политическим идеям. Мудрость Божественного замысла воспевается ключевой фигурой исполняющего псалмы царя Давида: «Каждое дыхание славит Господа». Тему Божественного происхождения земной власти раскрывают композиция «Вознесение Александра Македонского» на сюжет средневекового романа «Александрия» и портретное изображение великого князя Всеволода Юрьевича и его «Большого гнезда» - пятерых сыновей [1, с. 78-79, 83-87].

Полная реконструкция художественной композиции резьбы невозможна из-за утрат в результате разборки древних галерей и башен, переделок кровли и иных частей памятника [8, с. 17]

Выводы. Дмитриевский собор – один из выдающихся памятников художественной культуры Древней Руси. В белокаменной резьбе фасадов храма христианские символы гармонично сочетаются с образами старых мифов, народных сказок, литературных и исторических персонажей. Во многом это связано именно с темой прославления в уборе домовой (личной) княжеской церкви мощи державы, опирающейся на веру, закон и силу. В русской истории с древних времен «духовные и воинские подвиги дополняют друг друга» [9, с. 365].

В течение второй половины XX - начала XXI вв. убранство собора неоднократно реставрировалось. Несмотря на отдельные ошибки и неудачи реставраторов, забота о сбережении памятника архитектуры сыграла важное значение для сохранения исторической памяти об одной из самых замечательных страниц отечественной истории и культуры, связанной с Владимирской Русью XII-XIII вв.

Full Text

Обоснование. Дмитриевский собор во Владимире представляется шедевром домонгольского периода русской культуры, символом гармонии и равновесия. Несмотря на небольшие размеры, ему свойственны величие и монументальность, благородные формы и идеальные пропорции. Собор, по достаточно убедительной версии, был построен в 1191 г. [1, с.76-77]

Особое великолепие собору придает резьба по белому камню. В ней отражены представления людей Древней Руси о совершенстве и красоте мироздания, их художественное мастерство и духовные поиски. Среди памятников занимает особое место. В Дмитриевском соборе впервые на Владимирской земле был реализовано сплошное покрытие стен резными рельефами.

На фасадах храма помещено 566 белокаменных блоков, покрытых изображениями. Скульптуры Дмитриевского собора несут чрезвычайно важные сведения для понимания картины мира в древнерусской культуре. Здесь переплетаются христианские символы, народные сказочные образы, литературные сюжеты, изображения реальных исторических лиц. Все они требуют детального изучения, чему и посвящено данное исследование.

Цель - выявить, как происходило переосмысление традиционных восточнославянских символов в резьбе православного храма. Для достижения этой цели решались следующие задачи: рассмотреть, какие мотивы и смыслы заложены в белокаменной резьбе собора; изучить, какая информация о прошлом сохранилась в архитектурных и скульптурных образах, которые являют собой «зримое воплощение исторической памяти» [2, с. 43].

Методы. В основу исследования положена современная концепция «мест памяти» (les lieux de mémoire) [3, с. 17], под которыми в российской традиции часто подразумеваются архитектурные памятники и ансамбли [4, с. 358]. Использованы искусствоведческий, источниковедческий, библиографический приемы анализа вещественных памятников и письменных материалов. Задействован социокультурный подход к изучению национальной идентичности и коммеморативных практик культивирования «исторической памяти» [5, с. 358]. Применен историко-генетический метод, раскрывающий православное происхождение образов и символов, в том числе возрождающихся в современной России [6, с. 6].

Результаты. Большинство рельефов (470) представляют собой традиционные для восточнославянского искусства изображения растений, птиц и животных: «Звери и птицы изображены в движении – в беге или с поднятой лапой, с распахнутыми крыльями» [7, с. 314]. 46 резных камней имеют прямые православные первоисточники. Однако и те, и другие скульптурные композиции подчинены общим религиозным и политическим идеям. Мудрость Божественного замысла воспевается ключевой фигурой исполняющего псалмы царя Давида: «Каждое дыхание славит Господа». Тему Божественного происхождения земной власти раскрывают композиция «Вознесение Александра Македонского» на сюжет средневекового романа «Александрия» и портретное изображение великого князя Всеволода Юрьевича и его «Большого гнезда» - пятерых сыновей [1, с. 78-79, 83-87].

Полная реконструкция художественной композиции резьбы невозможна из-за утрат в результате разборки древних галерей и башен, переделок кровли и иных частей памятника [8, с. 17]

Выводы. Дмитриевский собор – один из выдающихся памятников художественной культуры Древней Руси. В белокаменной резьбе фасадов храма христианские символы гармонично сочетаются с образами старых мифов, народных сказок, литературных и исторических персонажей. Во многом это связано именно с темой прославления в уборе домовой (личной) княжеской церкви мощи державы, опирающейся на веру, закон и силу. В русской истории с древних времен «духовные и воинские подвиги дополняют друг друга» [9, с. 365].

В течение второй половины XX - начала XXI вв. убранство собора неоднократно реставрировалось. Несмотря на отдельные ошибки и неудачи реставраторов, забота о сбережении памятника архитектуры сыграла важное значение для сохранения исторической памяти об одной из самых замечательных страниц отечественной истории и культуры, связанной с Владимирской Русью XII-XIII вв.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: sadchikova_darya@mail.ru

студент, группа МДИ-122, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий;

Russian Federation, Самара

References

  1. Карташова А.А., Карташов С.А., Морозов М.Р. Дмитриевский собор во Владимире – монумент княжеской власти Владимиро-Суздальской Руси // Архитектура и современные информационные технологии. 2020. № 4 (53). С. 74-96.
  2. Смирнов Ю.Н. Навсегда рядом в исторической памяти и на площади волжского города: ракета и ее создатель // Центр и периферия. 2021. № 4. С. 37-43.
  3. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. С. 17-50.
  4. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Документальные и архитектурные маркеры «мест памяти» авиационно-космической Самары в архиве и на мемориальных площадях // Историческая наука и архивы в XXI веке: материалы Второй Всерос. конф. Самара: ООО «САМАРАМА», 2023. С. 67-75.
  5. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Аксаковский кружок трудовой помощи как опыт коммеморативной практики // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. № 2. С. 358-372.
  6. Артамонова Л.М. Свято-георгиевская символика Великой Победы // Великая Победа в памяти народа: материалы Всерос. конф. Самара: СФ МГПУ, 2010. Т. 2. С. 6-10.
  7. Гладкая М.С., Скворцов А.И. Периодизация рельефов Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство: художественная культура Х - первой половины ХІІІ в. М.: Наука, 1988. С. 307-329.
  8. Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: опыт комплексного исследования: автореф. дис. канд. искусствовед. М., 2006. 38 с.
  9. Смирнов Ю.Н. Христианские святые в символике исторической памяти о Великой Победе // Память о прошлом - 2020. Сборник докладов и сообщений IX историко-архивного форума. Самара: РГА в г. Самаре, 2020. С. 365-370.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Садчикова Д.Д.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies