Поэтика абсурда в пьесе В. Набокова «Изобретение вальса»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В данной работе центральное место занимает абсурдное составляющее пьесы В. Набокова «Изобретение Вальса». Драматург в своем произведении представляет совершенно абсурдную ситуацию, воплощающуюся не только на сюжетном уровне, но и в организации художественного текста. Творчество В. Набокова не причисляют к «театру абсурда», исходя из этого основной проблемой является определение степени репрезентации абсурдных приемов в драматическом наследии В. Набокова на примере одного произведения.

Цель — выявить элементы поэтики абсурда в пьесе В. Набокова «Изобретение Вальса».

Методы. В исследовании применяются методы историко-типологического, структурно-семиотического и интертекстуального анализа текста.

Результаты. В ходе исследования установлено, что в пьесе «Изобретение Вальса» явно присутствуют черты «театра абсурда». В. Набоков с помощью заголовочного комплекса обманывает читательские ожидания описания вальса как танца, поскольку центральное место в пьесе отводится не факту культуры, а безумцу, неслучайно получившему номинацию Вальс. Персонаж, как танец, вальсирует окружающими. Более того, наделяя героя весьма необычным именем, драматург отсылает читателя к пушкинскому определению, названному поэтом безумным. Абсурдная ситуация заключается в желании сумасшедшего спасти жителей страны от вражеского государства за счет уничтожения жизни на земле при помощи вымышленного прибора — телемора. В. Набоков, наделяя своего героя идеей использования гибельного оружия, комически трансформирует антиутопии и научно-фантастические пьесы начала XX в., идущие от А. Толстого, К. Чапек, Г. Уэллса. Действующие лица набоковской пьесы изображены совершенно нелепыми. Многие из них представляются неживыми существами неопределенного статуса, то есть куклами, или же вовсе невидимыми существами. Наиболее ярко алогизм проявляется в образе Вальса, свергнувшего военного министра с целью захватить абсолютную власть. Однако вместо того, чтобы использовать свой диктаторский потенциал для реализации мечты о новой эпохе, Вальс злоупотребляет властью для удовлетворения своих капризов и порочных желаний. Противостояние героев порождает у безумца чувство страха невозможности влиять на людей так, как ему хочется. В пьесу В. Набокова вошли конкретные элементы поэтики абсурда. Автор, создавая пьесу, использует кольцевую композицию и повтор действий, наличие которых было обнаружено М. Эсслином в пьесах абсурдистов. Разрушение коммуникации прослеживается в диалогах министра и полковника, министра и Вальса, абсолютно неслышащих друг друга. Язык в пьесе является не только преградой рациональному общению, но и местом для каламбура.

Выводы. Анализ пьесы В. Набокова «Изобретение Вальса» позволяет говорить о преобладании традиций театра абсурда в творчестве драматурга. Такие приемы абсурда, как абсолютный уход от реальности, бессвязный диалог, марионеточные персонажи, кольцевая композиция, впоследствии будут использоваться Э. Ионеско, С. Беккетом, Ж. Жене и другими абсурдистами.

Full Text

Обоснование. В данной работе центральное место занимает абсурдное составляющее пьесы В. Набокова «Изобретение Вальса». Драматург в своем произведении представляет совершенно абсурдную ситуацию, воплощающуюся не только на сюжетном уровне, но и в организации художественного текста. Творчество В. Набокова не причисляют к «театру абсурда», исходя из этого основной проблемой является определение степени репрезентации абсурдных приемов в драматическом наследии В. Набокова на примере одного произведения.

Цель — выявить элементы поэтики абсурда в пьесе В. Набокова «Изобретение Вальса».

Методы. В исследовании применяются методы историко-типологического, структурно-семиотического и интертекстуального анализа текста.

Результаты. В ходе исследования установлено, что в пьесе «Изобретение Вальса» явно присутствуют черты «театра абсурда». В. Набоков с помощью заголовочного комплекса обманывает читательские ожидания описания вальса как танца, поскольку центральное место в пьесе отводится не факту культуры, а безумцу, неслучайно получившему номинацию Вальс. Персонаж, как танец, вальсирует окружающими. Более того, наделяя героя весьма необычным именем, драматург отсылает читателя к пушкинскому определению, названному поэтом безумным. Абсурдная ситуация заключается в желании сумасшедшего спасти жителей страны от вражеского государства за счет уничтожения жизни на земле при помощи вымышленного прибора — телемора. В. Набоков, наделяя своего героя идеей использования гибельного оружия, комически трансформирует антиутопии и научно-фантастические пьесы начала XX в., идущие от А. Толстого, К. Чапек, Г. Уэллса. Действующие лица набоковской пьесы изображены совершенно нелепыми. Многие из них представляются неживыми существами неопределенного статуса, то есть куклами, или же вовсе невидимыми существами. Наиболее ярко алогизм проявляется в образе Вальса, свергнувшего военного министра с целью захватить абсолютную власть. Однако вместо того, чтобы использовать свой диктаторский потенциал для реализации мечты о новой эпохе, Вальс злоупотребляет властью для удовлетворения своих капризов и порочных желаний. Противостояние героев порождает у безумца чувство страха невозможности влиять на людей так, как ему хочется. В пьесу В. Набокова вошли конкретные элементы поэтики абсурда. Автор, создавая пьесу, использует кольцевую композицию и повтор действий, наличие которых было обнаружено М. Эсслином в пьесах абсурдистов. Разрушение коммуникации прослеживается в диалогах министра и полковника, министра и Вальса, абсолютно неслышащих друг друга. Язык в пьесе является не только преградой рациональному общению, но и местом для каламбура.

Выводы. Анализ пьесы В. Набокова «Изобретение Вальса» позволяет говорить о преобладании традиций театра абсурда в творчестве драматурга. Такие приемы абсурда, как абсолютный уход от реальности, бессвязный диалог, марионеточные персонажи, кольцевая композиция, впоследствии будут использоваться Э. Ионеско, С. Беккетом, Ж. Жене и другими абсурдистами.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: fololeeva.k@sgspu.ru

студентка, группа ФФ-б18РЛо2, филологический факультет

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: zhurcheva@pgsga.ru

научный руководитель, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики обучения

Russian Federation, Самара

References

  1. Эсслин М. Театр абсурда / под ред. Е.С. Алексеева, пер. Г.В. Коваленко. Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2010.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Фололеева К.В., Журчева О.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies