Монументальная живопись как культурно-историческая основа для новых экскурсионных маршрутов Тольятти

Cover Page
  • Authors: 1, 1, 1, 1
  • Affiliations:
    1. Поволжский государственный университет сервиса
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 454-455
  • Section: Проблемы и перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409679
  • ID: 409679

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Архитектура — это одна из основных составляющих формирования туристического образа города, поскольку это первое, что увидит турист, приехав на новое место, это то, что создает первое впечатление. Монументальная живопись дополняет это впечатление. Благодаря изображенным образам и сюжетам турист может ознакомиться с историей, промышленностью и характерными особенностями города, в который он прибыл, не узнавая первичную информацию о нем заранее.

Цель — разработать маршрут экскурсии по городу Тольятти, посвященный монументальной живописи.

Методы. В исследовании использовались историко-генетический и компаративный методы.

Результаты. В 1990-е годы в Тольятти появились муралы на историческую тематику: Герб Тольятти (ш. Автозаводское д. 43), официальный вариант которого утвержден в 1996 году, и первый в городе мурал, посвященный В.И. Татищеву (ул. Тополиная, д. 4). В 2014 году в Тольятти был проведен фестиваль городской культуры «Арт Сити 2014». Задачей фестиваля было совершенствование городской среды и в итоге преобразование Тольятти в город высокой культуры и комфортного проживания. По результатам конкурса художественных проектов в городе появись новые муралы: Стас Багс, Петр Папасов — «Сны моего детства» (Майский проезд, д. 7 «Б»); Евгений Петраков — «Коммуникация» (ул. Мира, д. 137); Андрей Катаев — «Отражение» (ул. Голосова, д. 105); Сергей Дергун — «Самое интересное внутри» (ул. Свердлова, д. 14); Виктор Ершов — «На горизонте времен, или Основы загадочной механики» (пр-т Степана Разина, д. 90) [1].

Мозаичное панно «Праздник Автостроителей» также является одним из ярчайших примеров монументального искусства, которое передает дух Тольятти как автомобильной столицы страны. В 2021 году городская общественность создала инициативную группу, которая добилась его включения в список выявленных объектов культурного наследия Самарской области.

Еще один объект, мозаичное панно «Радость труда», замечательно дополнил бы экскурсионный показ, потому как в его сюжете соединены история страны и рабочего движения в контексте города Тольятти — города молодых тружеников автомобильной промышленности. Но включить его можно будет лишь тогда, когда завершатся восстановительные работы, ведь за долгие годы простоя панно сильно повредилось [2].

Стоит рассмотреть возможность создания отдельного экскурсионного маршрута, посвященного монументальной живописи в Тольятти, в который могли войти не только вышеперечисленные объекты, но и другие произведения, посвященные бытовым или культурным темам. Например, в 2021 году в рамках международного арт-проекта Samara Ground Art Festival художники со всей России и из-за рубежа преобразили муралами фасады зданий в Самаре и Тольятти. В Центральном районе Тольятти бразильский художник Луис Густаво Мартинс работал с фасадом на бассейне «Старт» (ул. Республиканская, д. 1). А на фасаде АСИ ТГУ (ул. Ушакова, д. 59) представил свою работу граффити-художник Илья Робе. В Портпоселке доцент кафедры «Живопись и художественное образование» ТГУ Алексей Зуев создал мурал в стиле детского рисунка (ул. Комзина, д. 2).

В Автозаводском районе было также создано несколько работ. Самарский художник Денис Вертиго отразил в своем мурале значимые достопримечательности Тольятти (ул. Ворошилова, д. 2 «А»). На фасаде корпуса ТГУ (ул. Фрунзе, д. 2 «Г») российский стрит-арт художник Рустам QBic (Салемгараев) создал диптих «Антиподы» [3].

К сожалению, в связи с особенностями планировки города достаточно сложно включить все вышеперечисленные произведения в один экскурсионный маршрут. Но это может быть интересный и познавательный виртуальный маршрут по Тольятти — центру современной монументальной живописи.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что монументальное искусство занимает одно из важных мест в формировании образа города у гостей и туристов, а потому его включение в экскурсионный показ можно назвать обоснованным и закономерным.

Full Text

Обоснование. Архитектура — это одна из основных составляющих формирования туристического образа города, поскольку это первое, что увидит турист, приехав на новое место, это то, что создает первое впечатление. Монументальная живопись дополняет это впечатление. Благодаря изображенным образам и сюжетам турист может ознакомиться с историей, промышленностью и характерными особенностями города, в который он прибыл, не узнавая первичную информацию о нем заранее.

Цель — разработать маршрут экскурсии по городу Тольятти, посвященный монументальной живописи.

Методы. В исследовании использовались историко-генетический и компаративный методы.

Результаты. В 1990-е годы в Тольятти появились муралы на историческую тематику: Герб Тольятти (ш. Автозаводское д. 43), официальный вариант которого утвержден в 1996 году, и первый в городе мурал, посвященный В.И. Татищеву (ул. Тополиная, д. 4). В 2014 году в Тольятти был проведен фестиваль городской культуры «Арт Сити 2014». Задачей фестиваля было совершенствование городской среды и в итоге преобразование Тольятти в город высокой культуры и комфортного проживания. По результатам конкурса художественных проектов в городе появись новые муралы: Стас Багс, Петр Папасов — «Сны моего детства» (Майский проезд, д. 7 «Б»); Евгений Петраков — «Коммуникация» (ул. Мира, д. 137); Андрей Катаев — «Отражение» (ул. Голосова, д. 105); Сергей Дергун — «Самое интересное внутри» (ул. Свердлова, д. 14); Виктор Ершов — «На горизонте времен, или Основы загадочной механики» (пр-т Степана Разина, д. 90) [1].

Мозаичное панно «Праздник Автостроителей» также является одним из ярчайших примеров монументального искусства, которое передает дух Тольятти как автомобильной столицы страны. В 2021 году городская общественность создала инициативную группу, которая добилась его включения в список выявленных объектов культурного наследия Самарской области.

Еще один объект, мозаичное панно «Радость труда», замечательно дополнил бы экскурсионный показ, потому как в его сюжете соединены история страны и рабочего движения в контексте города Тольятти — города молодых тружеников автомобильной промышленности. Но включить его можно будет лишь тогда, когда завершатся восстановительные работы, ведь за долгие годы простоя панно сильно повредилось [2].

Стоит рассмотреть возможность создания отдельного экскурсионного маршрута, посвященного монументальной живописи в Тольятти, в который могли войти не только вышеперечисленные объекты, но и другие произведения, посвященные бытовым или культурным темам. Например, в 2021 году в рамках международного арт-проекта Samara Ground Art Festival художники со всей России и из-за рубежа преобразили муралами фасады зданий в Самаре и Тольятти. В Центральном районе Тольятти бразильский художник Луис Густаво Мартинс работал с фасадом на бассейне «Старт» (ул. Республиканская, д. 1). А на фасаде АСИ ТГУ (ул. Ушакова, д. 59) представил свою работу граффити-художник Илья Робе. В Портпоселке доцент кафедры «Живопись и художественное образование» ТГУ Алексей Зуев создал мурал в стиле детского рисунка (ул. Комзина, д. 2).

В Автозаводском районе было также создано несколько работ. Самарский художник Денис Вертиго отразил в своем мурале значимые достопримечательности Тольятти (ул. Ворошилова, д. 2 «А»). На фасаде корпуса ТГУ (ул. Фрунзе, д. 2 «Г») российский стрит-арт художник Рустам QBic (Салемгараев) создал диптих «Антиподы» [3].

К сожалению, в связи с особенностями планировки города достаточно сложно включить все вышеперечисленные произведения в один экскурсионный маршрут. Но это может быть интересный и познавательный виртуальный маршрут по Тольятти — центру современной монументальной живописи.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что монументальное искусство занимает одно из важных мест в формировании образа города у гостей и туристов, а потому его включение в экскурсионный показ можно назвать обоснованным и закономерным.

×

About the authors

Поволжский государственный университет сервиса

Author for correspondence.
Email: Holly140@mail.ru

студентка, группа ИСТб — 1902а, Гуманитарно-педагогический институт, кафедра «История и философия»

Russian Federation, Тольятти

Поволжский государственный университет сервиса

Email: solovyova22276@mail.ru

студентка, группа ИСТб — 2002а, Гуманитарно-педагогический институт, кафедра «История и философия»

Russian Federation, Тольятти

Поволжский государственный университет сервиса

Email: tolazis01@gmail.com

студентка, группа ИСТб — 1902а, Гуманитарно-педагогический институт, кафедра «История и философия»

Russian Federation, Тольятти

Поволжский государственный университет сервиса

Email: evchenko75@mail.ru

научный руководитель, кандидат философских наук, доцент

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Государственный геральдический регистр (по состоянию на 1 января 2005 г.) // Бюллетень Геральдического совета при президенте Российской Федерации. Вып. 1. Москва: Издание Геральдического совета при Президенте РФ, 2005. 120 с.
  2. volna73.blogspot.com [Электронный ресурс]. Волобуева Н. Прогулки по Тольятти [дата обращения: 3.04.2023]. Доступ по: https://web.archive.org/web/20190117012819/http://volna73.blogspot.com:80/2018/07/3.html
  3. mincult.samregion.ru [Электронный ресурс]. Международный арт-проект Samara Ground Art Festival стартовал в Самаре [дата обращения: 3.04.2023]. Доступ по: https://mincult.samregion.ru/press_centr/novosti/festival-ulichnogo-iskusstva-samara-ground-art-festival/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Сысуева А.С., Соловьева М.В., Савиных А.Д., Евченко О.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies