Антропологические модели человека в этике заботы

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 31-32
  • Section: Философия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409717
  • ID: 409717

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование: Понимая любую этику как систему понятий, ценностей и использующих их нарративов, с помощью которой субъект получает возможность принимать моральные решения и выносить моральные суждения о своих и чужих поступках, мы полагаем, что каждая этика предлагает нам также и некие антропологические модели человека.

Цель  исследовать антропологические модели человека, сформулированные в рамках этики заботы - моральной теории, исходящей из фундаментальности опыта заботы в жизни каждого человека и концептуализирующую заботу как наивысшую ценность и практическую деятельность.

Методы. антропологический анализ некоторых моральных теорий, изложенных в работах по этике заботы.

Результаты. Мы начнём с анализа антропологической модели Человека понимающего из философии Айрис Мёрдок. Начинает она со взгляда на человека как существа автономного, не имеющего заранее заданного извне предназначения, а поэтому – преследующего только свои личные интересы. Более того самость, в которой живёт наше Я, характеризуется как «страна иллюзий», которые закрывают нас от реальности. Выход из этого «естественного» состояния человека находится в морали: отказе от своего эгоизма и выходе к реальности, как она есть. В этом нам помогает внимание. Для Мёрдок мораль начинается задолго до любого поступка и решения о поступании. Наши эмоции, речь и прочие компоненты внутренней ментальной жизни и когнитивные функции сознания являются частью нашего морального бытия. Поэтому внимание - основная моральная способность человека, главной целью которой является понимание другого человека таким, как он есть: отдельной самостоятельной человеческой реальностью, на которую мы не можем проецировать свои фантазии и которая заслуживает нашего уважения и заботы [1, 2].

Элизабет Спелман вводит такую антропологическую модель как Человек чинящий. Она отмечает, что сам человек и окружающий его материальный и социальный мир по своей природе недолговечен, склонен к расстраиванию, порче и даже разрушению. Поэтому одной из главных потребностей   человека является забота об окружающем мире вещей и людей. Починка почти непрестанно требуется от нас и указывает на то, насколько глубоко мы погружены в отношения с вещами и другими людьми, насколько наше благополучие взаимозависит от благополучия других. Этика заботы подчёркивает хрупкость нашего мира [4].  

Вирджиния Хельд выдвигает антропологическую модель Человека заботящегося. Её главная идея заключается в том, что каждый человека – это реляционное существо, то есть состоящее во множестве взаимозависимых отношений с другими, и многие из этих отношений являются отношениями заботы. Заботятся о детях, о стариках, о больных и многих других. Осознания опыта заботы о нас и других делает нас моральными субъектами, чьи идентичности конструируются через нарративы, которые производит окружающее нас общество. Однако каждый человек способен создавать свои контр-истории, производить переоценку ценностей и идеалов, выбирать новые жизненные пути. Получается, что автономия человека – это не его предзаданное качество, а навык, получаемый из социальной практики.  Находясь в многочисленных отношениях, человек должен постоянно проводить их оценку и стремиться улучшать их, используя не только заботу, но и также уважение к другим людям. Необходимо осознавать взаимозависимость между людьми и взращивать друг в друге на практике доверие, взаимность заботы и уважение к автономности себя и других [3].

Выводы. Человек является реляционным и взаимозависимым существом, которому нужна этика, чтобы выстраивать более гармоничные отношения с другими людьми, осознавая хрупкость этого мира и ценность внимания к Другому и его автономности. Этика заботы призвана помочь нам в этом.

Full Text

Обоснование: Понимая любую этику как систему понятий, ценностей и использующих их нарративов, с помощью которой субъект получает возможность принимать моральные решения и выносить моральные суждения о своих и чужих поступках, мы полагаем, что каждая этика предлагает нам также и некие антропологические модели человека.

Цель  исследовать антропологические модели человека, сформулированные в рамках этики заботы - моральной теории, исходящей из фундаментальности опыта заботы в жизни каждого человека и концептуализирующую заботу как наивысшую ценность и практическую деятельность.

Методы. антропологический анализ некоторых моральных теорий, изложенных в работах по этике заботы.

Результаты. Мы начнём с анализа антропологической модели Человека понимающего из философии Айрис Мёрдок. Начинает она со взгляда на человека как существа автономного, не имеющего заранее заданного извне предназначения, а поэтому – преследующего только свои личные интересы. Более того самость, в которой живёт наше Я, характеризуется как «страна иллюзий», которые закрывают нас от реальности. Выход из этого «естественного» состояния человека находится в морали: отказе от своего эгоизма и выходе к реальности, как она есть. В этом нам помогает внимание. Для Мёрдок мораль начинается задолго до любого поступка и решения о поступании. Наши эмоции, речь и прочие компоненты внутренней ментальной жизни и когнитивные функции сознания являются частью нашего морального бытия. Поэтому внимание - основная моральная способность человека, главной целью которой является понимание другого человека таким, как он есть: отдельной самостоятельной человеческой реальностью, на которую мы не можем проецировать свои фантазии и которая заслуживает нашего уважения и заботы [1, 2].

Элизабет Спелман вводит такую антропологическую модель как Человек чинящий. Она отмечает, что сам человек и окружающий его материальный и социальный мир по своей природе недолговечен, склонен к расстраиванию, порче и даже разрушению. Поэтому одной из главных потребностей   человека является забота об окружающем мире вещей и людей. Починка почти непрестанно требуется от нас и указывает на то, насколько глубоко мы погружены в отношения с вещами и другими людьми, насколько наше благополучие взаимозависит от благополучия других. Этика заботы подчёркивает хрупкость нашего мира [4].  

Вирджиния Хельд выдвигает антропологическую модель Человека заботящегося. Её главная идея заключается в том, что каждый человека – это реляционное существо, то есть состоящее во множестве взаимозависимых отношений с другими, и многие из этих отношений являются отношениями заботы. Заботятся о детях, о стариках, о больных и многих других. Осознания опыта заботы о нас и других делает нас моральными субъектами, чьи идентичности конструируются через нарративы, которые производит окружающее нас общество. Однако каждый человек способен создавать свои контр-истории, производить переоценку ценностей и идеалов, выбирать новые жизненные пути. Получается, что автономия человека – это не его предзаданное качество, а навык, получаемый из социальной практики.  Находясь в многочисленных отношениях, человек должен постоянно проводить их оценку и стремиться улучшать их, используя не только заботу, но и также уважение к другим людям. Необходимо осознавать взаимозависимость между людьми и взращивать друг в друге на практике доверие, взаимность заботы и уважение к автономности себя и других [3].

Выводы. Человек является реляционным и взаимозависимым существом, которому нужна этика, чтобы выстраивать более гармоничные отношения с другими людьми, осознавая хрупкость этого мира и ценность внимания к Другому и его автономности. Этика заботы призвана помочь нам в этом.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: alexlab013@gmail.com

магистрант, группа 5201-470401D, социологический факультет

Russian Federation, Самара

References

  1. Мёрдок А. Суверенность блага // Логос. 2008. №1 (64). С. 117–137.
  2. Blum L. Iris Murdoch // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2022/entries/murdoch (Дата обращения: 29.04.2023)
  3. Held V. The Ethics of Care: Personal, Political, and Global. New York: Oxford University Press, 2006.
  4. Spelman E.V. The Household as Repair Shop // Calhoun C. (ed.) Setting the Moral Compass: Essays by Women Philosophers. New York: Oxford University Press, 2004.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Лабазин А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies