Психологические аспекты реализации индивидуального подхода к обучающимся в исполнительском классе

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 278-279
  • Section: Педагогика и психология художественного образования
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409748
  • ID: 409748

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Музыкальное обучение представляет собой сложный двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающегося. Важнейшим принципом, от которого зависит успешность такого обучения, является принцип индивидуального подхода к обучающемуся. Руководствуясь этим принципом, педагогу важно уметь учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благоприятно влиять на музыкальное развитие обучающегося. В музыкальной педагогике индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов обучения, различных вариантов заданий, дозировку домашней работы. Одним из первых в педагоге, кто отметил важность данного подхода, был Я.А. Коменский.

К важнейшим индивидуальным особенностям учащихся-музыкантов относят темперамент. Исторически определились четыре типа темперамента. Они обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. Преобладают в смешанном виде, но при доминировании одного определённого типа [2, 3].

Цель - провести изучение индивидуальных особенностей темперамента обучающихся для выстраивания эффективной траектории музыкального обучения.

Методы. Нами были исследованы 11 детей младшего школьного и подросткового возраста, обучающиеся в классе фортепиано. В процессе изучения индивидуальных особенностей обучающихся по карте наблюдения С.И. Вершинина нами был определен тип темперамента каждого обучающегося [1]. В результате наблюдения и анализа нами были выявлены следующие типологические особенности темпераментов учащихся-музыкантов:

 

Таблица 1. Типологические особенности темпераментов у учащихся-музыкантов.

Сангвиник

Процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Быстро осваивает новый материал, однако быстро остывает. На выступлении от сильного волнения ускоряет темп исполнения произведения.

Холерик

Плохо управляет своими моторными реакциями без посторонней помощи. Эмоционален. Обладает оригинальной творческой индивидуальностью. К исполняемым музыкальным произведениям относится субъективно. Склонен к погрешностям в ритме.

Флегматик

Медленно реагирует на новые двигательные и эмоциональные задачи. Склонен к устойчивому замедлению темпа. От него трудно добиться яркого выразительного исполнения.

Меланхолик

Свойственны непродолжительная работоспособность, высокая чувствительность, глубокая музыкальность. Выступления на сцене зачатую сопровождаются срывами.

 

Результаты. Анализируя индивидуально-психологические особенности учащихся-музыкантов, нами были сформулированы следующие задачи для педагога и подобраны наиболее подходящие методы развития музыкальных способностей [4].

 

Таблица 2. Задачи педагога и методы развития музыкальных способностей

Тип темперамента ученика

Задачи педагога

Методы развития музыкальных способностей

Сангвиник

Сохранить первоначальный интерес к изучаемому произведению. Не допускать частой смены деятельности. Чётко формулировать задачи. Проводить урок ярко и насыщено.

· метод показа,

· метод художественного сравнения

· метод интеллектуального воздействия,

Холерик

Воспитывать спокойное отношение к замечаниям. Формировать умение вести работу над произведением последовательно. 

· метод эмоционально-волевого воздействия;

· метод целостного анализа музыкального произведения.

Флегматик

Активизировать деятельность. Поощрять проявление подвижности. Подбирать специальный репертуар. Организовывать регулярные выступления.

· игровой метод (игра-соревнование, «песочные часы»);

· метод словесной интерпретации музыкального образа.

Меланхолик

Рационально дозировать учебные нагрузки. Развивать стремление к активности и умение преодолевать трудности.

· метод интеллектуального воздействия;

· метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

 

Выводы. Знание и умение работы с учетом индивидуально-психологических особенностей важны для раскрытия музыкального дарования ученика, а также позволяют улучшить художественную, качественную сторону его исполнения.

Full Text

Обоснование. Музыкальное обучение представляет собой сложный двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающегося. Важнейшим принципом, от которого зависит успешность такого обучения, является принцип индивидуального подхода к обучающемуся. Руководствуясь этим принципом, педагогу важно уметь учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благоприятно влиять на музыкальное развитие обучающегося. В музыкальной педагогике индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов обучения, различных вариантов заданий, дозировку домашней работы. Одним из первых в педагоге, кто отметил важность данного подхода, был Я.А. Коменский.

К важнейшим индивидуальным особенностям учащихся-музыкантов относят темперамент. Исторически определились четыре типа темперамента. Они обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. Преобладают в смешанном виде, но при доминировании одного определённого типа [2, 3].

Цель - провести изучение индивидуальных особенностей темперамента обучающихся для выстраивания эффективной траектории музыкального обучения.

Методы. Нами были исследованы 11 детей младшего школьного и подросткового возраста, обучающиеся в классе фортепиано. В процессе изучения индивидуальных особенностей обучающихся по карте наблюдения С.И. Вершинина нами был определен тип темперамента каждого обучающегося [1]. В результате наблюдения и анализа нами были выявлены следующие типологические особенности темпераментов учащихся-музыкантов:

 

Таблица 1. Типологические особенности темпераментов у учащихся-музыкантов.

Сангвиник

Процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Быстро осваивает новый материал, однако быстро остывает. На выступлении от сильного волнения ускоряет темп исполнения произведения.

Холерик

Плохо управляет своими моторными реакциями без посторонней помощи. Эмоционален. Обладает оригинальной творческой индивидуальностью. К исполняемым музыкальным произведениям относится субъективно. Склонен к погрешностям в ритме.

Флегматик

Медленно реагирует на новые двигательные и эмоциональные задачи. Склонен к устойчивому замедлению темпа. От него трудно добиться яркого выразительного исполнения.

Меланхолик

Свойственны непродолжительная работоспособность, высокая чувствительность, глубокая музыкальность. Выступления на сцене зачатую сопровождаются срывами.

 

Результаты. Анализируя индивидуально-психологические особенности учащихся-музыкантов, нами были сформулированы следующие задачи для педагога и подобраны наиболее подходящие методы развития музыкальных способностей [4].

 

Таблица 2. Задачи педагога и методы развития музыкальных способностей

Тип темперамента ученика

Задачи педагога

Методы развития музыкальных способностей

Сангвиник

Сохранить первоначальный интерес к изучаемому произведению. Не допускать частой смены деятельности. Чётко формулировать задачи. Проводить урок ярко и насыщено.

· метод показа,

· метод художественного сравнения

· метод интеллектуального воздействия,

Холерик

Воспитывать спокойное отношение к замечаниям. Формировать умение вести работу над произведением последовательно.

· метод эмоционально-волевого воздействия;

· метод целостного анализа музыкального произведения.

Флегматик

Активизировать деятельность. Поощрять проявление подвижности. Подбирать специальный репертуар. Организовывать регулярные выступления.

· игровой метод (игра-соревнование, «песочные часы»);

· метод словесной интерпретации музыкального образа.

Меланхолик

Рационально дозировать учебные нагрузки. Развивать стремление к активности и умение преодолевать трудности.

· метод интеллектуального воздействия;

· метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

 

Выводы. Знание и умение работы с учетом индивидуально-психологических особенностей важны для раскрытия музыкального дарования ученика, а также позволяют улучшить художественную, качественную сторону его исполнения.

×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: shuvalova.yana1@gmail.com

студент, группа ФКИ-м22Мз, факультет культуры и искусств

Russian Federation, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: shuvalova.yana1@gmail.com

научный руководитель автора, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Russian Federation, Самара

References

  1. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2013. 168 с.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Педагогика, 2017. 142 с.
  3. Немов Р.С. Психология. Кн.1. М.: Педагогика, 2014. 573 с.
  4. Карчина А.Ф. Методы обучения игре на фортепиано // Царскосельские чтения. 2016. №XX. С.172-175.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Шкаева Я.Н., Абросимова Т.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies