Православная символика в ансамбле площади Славы

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 86-87
  • Section: Теология и история религий
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409750
  • ID: 409750

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Православная символика – это упорядоченная совокупность символов [1]. Через них можно прийти к христианству, они предоставляют возможность познать те духовные истины, которые содержатся в Евангелии [2]. Православная символика и военная символика не раз дополняли друг друга [3, c. 4]. Защита Родины является и делом чести воинов, и проявлением их верности христианским ценностям. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – самый страшный период за всю историю нашего народа, который представлен не только патриотической символикой, но и религиозной, повышавшей «духовный потенциал победы» [4, c. 353].

Цель - изучить, как сочетаются православная и военная символика в конкретном архитектурном ансамбле. Для ее достижения определены следующие задачи: установить, что подразумевает под собой православная символика; рассмотреть православную символику на примере ансамбля площади Славы в Самаре.

Методы. В исследовании использованы следующие методы: библиографический анализ источников и литературы по данной теме, историко-генетический анализ создания архитектурного ансамбля площади Славы; системный анализ православной символики в этом мемориального комплексе.

Результаты. В 1971 г. в Самаре была открыта площадь с монументом Славы и «Вечным огнем». В 1975 г. здесь был установлен 30-струйный фонтан. Монумент Славы является символом вклада жителей города в создание авиационной промышленности страны. Так, во время войны здесь выпускался штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком» [5, с. 68]. Вечный огонь – символ памяти народа о героях, павших за свободу, за честь Родины. Церковь, в том числе в лице иерархов, приходя к «вечному огню», также проявляет любовь и уважение к тем, кто защищал нашу страну [6]. По сути, вечный огонь олицетворяет лампады, которые всегда горят перед иконами и над раками с мощами святых.

На площади Славы расположен храм Святого Георгия. Он является символом памяти о павших воинах. Примером для храма в Самаре послужил храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве, возведенный в 1994-1995 гг. в память о победе в Великой Отечественной войне [7, с. 6]. Открытие храма на площади Славы состоялось 6 мая 2001 г. в Светлый Понедельник и День памяти великомученика Георгия Победоносца, который широко почитается в христианском мире и причислен к лику святых. Связанные с ним символы присутствуют в символике Великой победы. Черно-желтая, украсившая вышеупомянутый фонтан, называлась в советское время «гвардейской», была связана с многочисленными наградами советской армии, но повторяла «георгиевскую» ленту наград дореволюционной России. Самыми известными из них были офицерский орден Святого Георгия и Георгиевский крест - высшая боевая награда солдат и унтер-офицеров, носимая на орденской георгиевской ленте. Цвета объясняются как «дым и пламя» на поле боя [8, c. 365].

Еще одна дата, где православная и военная символики дополняют друг друга – 6 мая 1945 г. В этот день была Пасха, а также день памяти Святого Георгия, а через 3 дня был подписан акт капитуляции в Берлине с участием маршала Г.К. Жукова, святым покровителем которого являлся Георгий Победоносец.

Выводы. Православная символика совместно с военной на площади Славы в Самаре – прекрасная возможность увидеть в едином комплексе монумент, прославляющий труд в годы Великой Отечественной войны, «Вечный огонь» как память о павших героях и храм Св. Георгия, олицетворяющий славу русского воинства на протяжении веков. Мемориал является воплощенной памятью об истории государства и малой Родины, проявлением гордости за славное прошлое, молитвой перед Богом о будущем России.

Full Text

Обоснование. Православная символика – это упорядоченная совокупность символов [1]. Через них можно прийти к христианству, они предоставляют возможность познать те духовные истины, которые содержатся в Евангелии [2]. Православная символика и военная символика не раз дополняли друг друга [3, c. 4]. Защита Родины является и делом чести воинов, и проявлением их верности христианским ценностям. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – самый страшный период за всю историю нашего народа, который представлен не только патриотической символикой, но и религиозной, повышавшей «духовный потенциал победы» [4, c. 353].

Цель - изучить, как сочетаются православная и военная символика в конкретном архитектурном ансамбле. Для ее достижения определены следующие задачи: установить, что подразумевает под собой православная символика; рассмотреть православную символику на примере ансамбля площади Славы в Самаре.

Методы. В исследовании использованы следующие методы: библиографический анализ источников и литературы по данной теме, историко-генетический анализ создания архитектурного ансамбля площади Славы; системный анализ православной символики в этом мемориального комплексе.

Результаты. В 1971 г. в Самаре была открыта площадь с монументом Славы и «Вечным огнем». В 1975 г. здесь был установлен 30-струйный фонтан. Монумент Славы является символом вклада жителей города в создание авиационной промышленности страны. Так, во время войны здесь выпускался штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком» [5, с. 68]. Вечный огонь – символ памяти народа о героях, павших за свободу, за честь Родины. Церковь, в том числе в лице иерархов, приходя к «вечному огню», также проявляет любовь и уважение к тем, кто защищал нашу страну [6]. По сути, вечный огонь олицетворяет лампады, которые всегда горят перед иконами и над раками с мощами святых.

На площади Славы расположен храм Святого Георгия. Он является символом памяти о павших воинах. Примером для храма в Самаре послужил храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве, возведенный в 1994-1995 гг. в память о победе в Великой Отечественной войне [7, с. 6]. Открытие храма на площади Славы состоялось 6 мая 2001 г. в Светлый Понедельник и День памяти великомученика Георгия Победоносца, который широко почитается в христианском мире и причислен к лику святых. Связанные с ним символы присутствуют в символике Великой победы. Черно-желтая, украсившая вышеупомянутый фонтан, называлась в советское время «гвардейской», была связана с многочисленными наградами советской армии, но повторяла «георгиевскую» ленту наград дореволюционной России. Самыми известными из них были офицерский орден Святого Георгия и Георгиевский крест - высшая боевая награда солдат и унтер-офицеров, носимая на орденской георгиевской ленте. Цвета объясняются как «дым и пламя» на поле боя [8, c. 365].

Еще одна дата, где православная и военная символики дополняют друг друга – 6 мая 1945 г. В этот день была Пасха, а также день памяти Святого Георгия, а через 3 дня был подписан акт капитуляции в Берлине с участием маршала Г.К. Жукова, святым покровителем которого являлся Георгий Победоносец.

Выводы. Православная символика совместно с военной на площади Славы в Самаре – прекрасная возможность увидеть в едином комплексе монумент, прославляющий труд в годы Великой Отечественной войны, «Вечный огонь» как память о павших героях и храм Св. Георгия, олицетворяющий славу русского воинства на протяжении веков. Мемориал является воплощенной памятью об истории государства и малой Родины, проявлением гордости за славное прошлое, молитвой перед Богом о будущем России.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Author for correspondence.
Email: vidyaskina150704@mail.ru

студент, группа 5101-410305D, исторический факультет

 

 
Russian Federation, Самара

References

  1. Тарасий (Борозенец), иерей. Символика: Православно-христианский взгляд // Югра Православная [Электронный ресурс]. URL: https://ugraeparhia.ru/simvolika-hristiansko-pravoslavnoy-kulturyi/. (Дата обращения: 4.03.2023)
  2. Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/02/14/tserkovnyy-simvolizm-obyasnenie-naibolee-znachimyh-simvolov. (Дата обращения: 4.03.2023)
  3. Смирнов Ю.Н. В память о святых воинах. Награды Великой Отечественной войны // Центр и периферия. 2016. № 4. С. 4-10.
  4. Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны: современная отечественная историография проблемы (1989-2014 гг.) // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков: материалы XIV Международ. науч. конф. Иваново: Ивановский гос. унив-т, 2015. С. 352-358.
  5. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Документальные и архитектурные маркеры «мест памяти» авиационно-космической Самары в архиве и на мемориальных площадях // Историческая наука и архивы в XXI веке: материалы Второй Всерос. конф. Самара: ООО «САМАРАМА», 2023. С. 67-75.
  6. В Русской Церкви считают вечный огонь символом памяти павших в боях за Отечество // Православие.ru [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/46619.html. (Дата обращения: 4.03.2023
  7. Артамонова Л.М. Свято-георгиевская символика Великой Победы // Великая Победа в памяти народа: материалы Всерос. конф. Самара: СФ МГПУ, 2010. Т. 2. С. 6-10.
  8. Смирнов Ю.Н. Христианские святые в символике исторической памяти о Великой Победе // Память о прошлом - 2020. Сб. докладов и сообщ. IX истор.-архив. форума. Самара: РГА в г. Самаре, 2020. С. 365-370.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Видяскина Я.Я.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies