Фортепианная музыка С.В. Рахманинова как феномен отечественной культуры

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В 2023 году повсеместно широко празднуется 150-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В связи с этим особенно актуально обратиться к его богатейшему творчеству, в первую очередь, фортепианному наследию. Ведь Рахманинов был не только выдающимся композитором, но и уникальным пианистом. Искусство Рахманинова-исполнителя, производившее неизгладимое впечатление на современников [1], и доныне восхищает нас, а его многочисленные сочинения для фортепиано (90 произведений) входят в золотой исполнительский фонд. Очевидно, что фигура С.В. Рахманинова является одной из основополагающих в русской культуре.

Цель - рассмотреть фортепианное творчество С.В. Рахманинова как феномен отечественной культуры, выявить и обосновать суть этого явления в контексте современной музыкальной культуры.

Методы: В исследовании были применены различные методы. В частности, при анализе приводимого в примере музыкального произведения (Прелюдия до-диез минор № 2 op. 3) использовался метод целостного анализа музыкального произведения, распространенный в музыковедении, а также семиотический метод - при детальном рассмотрении элементов музыкального языка. При выявлении статистических данных использовались социологические методы исследования: элементы статистического исследования, данные анкетирования, высказывания публики на форумах сети Интернет, касающиеся отношения современных исполнителей и слушателей к творчеству С.В. Рахманинова.

Результаты: Мы рассмотрели музыкальное искусство С.В. Рахманинова в триаде композитор-исполнитель-слушатель, в которой функционирует музыкальное искусство в обществе. Важнейшая причина ценности творчества Рахманинова связана с тем, что его музыка имеет глубокие национальные корни. Чтобы доказать данное суждение, в своём исследовании мы обращаемся к наиболее яркому примеру в наследии композитора — Прелюдии до-диез минор op. 3 № 2, где в наиболее концентрированном виде воплощены два важнейших истока его творчества: колокольность и мелодизм русской протяжной песни [1, 2]. Эти традиции прошли через века и были восприняты композитором в неизменном виде как глубинная сущность русской музыки. Так что Рахманинова по праву называют «самым русским композитором».

При изучении этой темы мы обратились к творчеству тридцати ведущих пианистов (главным образом, отечественных), выступавших на протяжении XX-XXI веков, и установили, что фортепианная музыка Рахманинова неизменно занимает большое место в их репертуаре. Об этом свидетельствуют высказывания и самих музыкантов.

В данной работе затронут и третий аспект - слушательское восприятие музыки Рахманинова. Для этого мы ознакомились с суждениями музыкантов, исполнителей и публики и выяснили, что музыка Рахманинова пользуется неизменным успехом у просвещенных любителей музыки, которые интересуется интерпретациями, высказывают глубокие суждения о них. На одном из сайтов даже был проведён рейтинг исполнений, где в качестве лучших отмечались игра самого автора, а также исполнительское искусство В. Ашкенази, В. Клиберна [3].

Выводы: Таким образом, мы рассматриваем фортепианное творчество Рахманинова музыкальный феномен - особое явление в культурной жизни нашего общества. Он характеризуется:

- высоким художественным уровнем музыки С.В. Рахманинова;

- выраженной национальной традицией и глубиной духовного содержания;

- особенной приверженностью пианистов к фортепианному наследию С.В. Рахманинова;

- неизменной любовью и интересом публики, которые с каждым годом не угасают, а только ширятся и умножаются повсеместно.

Full Text

Обоснование. В 2023 году повсеместно широко празднуется 150-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В связи с этим особенно актуально обратиться к его богатейшему творчеству, в первую очередь, фортепианному наследию. Ведь Рахманинов был не только выдающимся композитором, но и уникальным пианистом. Искусство Рахманинова-исполнителя, производившее неизгладимое впечатление на современников [1], и доныне восхищает нас, а его многочисленные сочинения для фортепиано (90 произведений) входят в золотой исполнительский фонд. Очевидно, что фигура С.В. Рахманинова является одной из основополагающих в русской культуре.

Цель - рассмотреть фортепианное творчество С.В. Рахманинова как феномен отечественной культуры, выявить и обосновать суть этого явления в контексте современной музыкальной культуры.

Методы: В исследовании были применены различные методы. В частности, при анализе приводимого в примере музыкального произведения (Прелюдия до-диез минор № 2 op. 3) использовался метод целостного анализа музыкального произведения, распространенный в музыковедении, а также семиотический метод - при детальном рассмотрении элементов музыкального языка. При выявлении статистических данных использовались социологические методы исследования: элементы статистического исследования, данные анкетирования, высказывания публики на форумах сети Интернет, касающиеся отношения современных исполнителей и слушателей к творчеству С.В. Рахманинова.

Результаты: Мы рассмотрели музыкальное искусство С.В. Рахманинова в триаде композитор-исполнитель-слушатель, в которой функционирует музыкальное искусство в обществе. Важнейшая причина ценности творчества Рахманинова связана с тем, что его музыка имеет глубокие национальные корни. Чтобы доказать данное суждение, в своём исследовании мы обращаемся к наиболее яркому примеру в наследии композитора — Прелюдии до-диез минор op. 3 № 2, где в наиболее концентрированном виде воплощены два важнейших истока его творчества: колокольность и мелодизм русской протяжной песни [1, 2]. Эти традиции прошли через века и были восприняты композитором в неизменном виде как глубинная сущность русской музыки. Так что Рахманинова по праву называют «самым русским композитором».

При изучении этой темы мы обратились к творчеству тридцати ведущих пианистов (главным образом, отечественных), выступавших на протяжении XX-XXI веков, и установили, что фортепианная музыка Рахманинова неизменно занимает большое место в их репертуаре. Об этом свидетельствуют высказывания и самих музыкантов.

В данной работе затронут и третий аспект - слушательское восприятие музыки Рахманинова. Для этого мы ознакомились с суждениями музыкантов, исполнителей и публики и выяснили, что музыка Рахманинова пользуется неизменным успехом у просвещенных любителей музыки, которые интересуется интерпретациями, высказывают глубокие суждения о них. На одном из сайтов даже был проведён рейтинг исполнений, где в качестве лучших отмечались игра самого автора, а также исполнительское искусство В. Ашкенази, В. Клиберна [3].

Выводы: Таким образом, мы рассматриваем фортепианное творчество Рахманинова музыкальный феномен - особое явление в культурной жизни нашего общества. Он характеризуется:

- высоким художественным уровнем музыки С.В. Рахманинова;

- выраженной национальной традицией и глубиной духовного содержания;

- особенной приверженностью пианистов к фортепианному наследию С.В. Рахманинова;

- неизменной любовью и интересом публики, которые с каждым годом не угасают, а только ширятся и умножаются повсеместно.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: antipina.an78@gmail.com

студент, музыкально-исполнительский факультет; группа МВ-122

Russian Federation, Самара

References

  1. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова - М: Музыка 1966 - 206 с.
  2. Воспоминания о Рахманинове, в 2 томах: 1 том / Ред.: З. Апетян - М: Государственное музыкальное издательство 1961 - 512 с.
  3. Опрос: кто из пианистов лучше всех исполняет Рахманинова? [Электронный ресурс] // https://vk.com/topic-248268_3756728?offset=400

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Антипина А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies