Место и роль отрицания в бытии человека

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 30-30
  • Section: Философия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/419116
  • ID: 419116

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Отрицание является объектом исследования различных дисциплин, каждая их которых рассматривает определённый аспект данного феномена. В рамках этого мы можем говорить отрицании в осмыслении лингвистики, логики, психологии и философии.

Отрицание в первую очередь есть отрицательное суждение, наиболее ярко выражаемое в конструкциях с «нет», «не», «ни». Отрицание, по результатам исследований лингвистов, присутствует в каждом языке. Однако оно осмысляется не только как форма, но и как некий акт, который образует содержательное понимание данного феномена. В связи с этим отрицание часто имеет негативную коннотацию. Так, эпитет «отрицательный» характеризует поступки, эмоции, состояния, влияние как деструктивные.

Художественная литература и кинематограф часто показывает отрицательного персонажа, антагониста, которого синонимично можно назвать «злодеем». Но является ли отрицающий человек отрицательным?

Цель – определить место и роль отрицания в бытии человека, исходя из анализа проблемы негативной интерпретации данного феномена и попытки её преодоления.

Методы. В работе применяется феноменологический метод.

Результаты. Сущность феномена отрицания была определена Жан-Полем Сартром в трактате «Бытие и ничто». Оно рассматривалось в контексте феномена Ничто, являющегося в бытии-для-себя через ничтожение. Последнее и продуцирует отрицание, которое рассматривается как констатация акта ничтожения.

Главный тезис французского философа касательно отрицания заключается в следующем: «Для чтобы сказать «нет», необходимо постоянное присутствие небытия в нас и вне нас»[1, с. 50]. Следовательно, для понимания отрицания мы должны обратиться к опыту ничтожения ничто. Что включает в себя этот опыт? Основываясь на примерах Сартра, мы можем видеть среди них потерю, отсутствие, разрушение, нехватку, исчезновение, которые не только отражают вторжение небытия в бытие, но и передают специфику сознания человека, бытийствующего посредством небытия. Данные проявления ничто, которые образно и эмоционально окрашены, человек находит не только в окружающем мире и других, но и в самом себе, заявляя, например, о потере или отсутствии смысла, крушении надежд, говоря о саморазрушении, о внутренней пустоте. Обнаружение подобных категорий переживается как тяжёлый и болезненный опыт. Спектр этих негативных переживаний неосознанно закрепился за отсылающим нас к ничтожению отрицанием, что объясняет его негативное восприятие, попытка избегания которого представляет собой бегство от Ничто.

Однако опыт ничтожения может быть рассмотрен шире просто негативного влияния. Переживая подобные экзистенциальные состояния, человек пытается всё же их преодолеть. Начиная разговор о связи Ничто и отрицания, Сартр указывает, что отрицание, а за ним и ничтожение, ведущее нас к Ничто, имплицитно заложено в потенциальном ответе на какой-либо вопрос, то есть без вероятности отрицательного ответа не было бы и самого вопроса. Данный тезис можно расширить и на бытие человека в целом, где столкновение с Ничто продуцирует поиск и творчество(если можно что-то уничтожить, значит, можно что-то создать).

Однако отрицание выступает не только как точка отсчёта. Оно поддерживает уже найденное, отделяет его от другого, позволяя человеку утвердить себя.

Выводы. Отрицание является важной составляющей человеческого бытия, отражая его специфическое проявление, связанное с ничтожением ничто. Возможность отрицания раскрывает бытие человека как свободное, конституируемое посредством совершения выбора.

Full Text

Обоснование. Отрицание является объектом исследования различных дисциплин, каждая их которых рассматривает определённый аспект данного феномена. В рамках этого мы можем говорить отрицании в осмыслении лингвистики, логики, психологии и философии.

Отрицание в первую очередь есть отрицательное суждение, наиболее ярко выражаемое в конструкциях с «нет», «не», «ни». Отрицание, по результатам исследований лингвистов, присутствует в каждом языке. Однако оно осмысляется не только как форма, но и как некий акт, который образует содержательное понимание данного феномена. В связи с этим отрицание часто имеет негативную коннотацию. Так, эпитет «отрицательный» характеризует поступки, эмоции, состояния, влияние как деструктивные.

Художественная литература и кинематограф часто показывает отрицательного персонажа, антагониста, которого синонимично можно назвать «злодеем». Но является ли отрицающий человек отрицательным?

Цель – определить место и роль отрицания в бытии человека, исходя из анализа проблемы негативной интерпретации данного феномена и попытки её преодоления.

Методы. В работе применяется феноменологический метод.

Результаты. Сущность феномена отрицания была определена Жан-Полем Сартром в трактате «Бытие и ничто». Оно рассматривалось в контексте феномена Ничто, являющегося в бытии-для-себя через ничтожение. Последнее и продуцирует отрицание, которое рассматривается как констатация акта ничтожения.

Главный тезис французского философа касательно отрицания заключается в следующем: «Для чтобы сказать «нет», необходимо постоянное присутствие небытия в нас и вне нас»[1, с. 50]. Следовательно, для понимания отрицания мы должны обратиться к опыту ничтожения ничто. Что включает в себя этот опыт? Основываясь на примерах Сартра, мы можем видеть среди них потерю, отсутствие, разрушение, нехватку, исчезновение, которые не только отражают вторжение небытия в бытие, но и передают специфику сознания человека, бытийствующего посредством небытия. Данные проявления ничто, которые образно и эмоционально окрашены, человек находит не только в окружающем мире и других, но и в самом себе, заявляя, например, о потере или отсутствии смысла, крушении надежд, говоря о саморазрушении, о внутренней пустоте. Обнаружение подобных категорий переживается как тяжёлый и болезненный опыт. Спектр этих негативных переживаний неосознанно закрепился за отсылающим нас к ничтожению отрицанием, что объясняет его негативное восприятие, попытка избегания которого представляет собой бегство от Ничто.

Однако опыт ничтожения может быть рассмотрен шире просто негативного влияния. Переживая подобные экзистенциальные состояния, человек пытается всё же их преодолеть. Начиная разговор о связи Ничто и отрицания, Сартр указывает, что отрицание, а за ним и ничтожение, ведущее нас к Ничто, имплицитно заложено в потенциальном ответе на какой-либо вопрос, то есть без вероятности отрицательного ответа не было бы и самого вопроса. Данный тезис можно расширить и на бытие человека в целом, где столкновение с Ничто продуцирует поиск и творчество(если можно что-то уничтожить, значит, можно что-то создать).

Однако отрицание выступает не только как точка отсчёта. Оно поддерживает уже найденное, отделяет его от другого, позволяя человеку утвердить себя.

Выводы. Отрицание является важной составляющей человеческого бытия, отражая его специфическое проявление, связанное с ничтожением ничто. Возможность отрицания раскрывает бытие человека как свободное, конституируемое посредством совершения выбора.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: Bichkina.99@mail.ru

студентка, социологический факультет, группа 5101-470401D

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: Bichkina.99@mail.ru

научный руководитель автора, профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ

Russian Federation, Самара

References

  1. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Москва: Республика, 2000.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Бичкина А.А., Конев В.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies