Время в пьесе А. Житковского «Горка»

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 112-113
  • Section: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/423109
  • ID: 423109

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Актуальность работы заключается в том, что вопрос времени в драматургии XXI века изучен мало. Рассмотрение категории времени в современных пьесах позволит выделить особенности его изображения на современном этапе развития драмы, а также определить новые драматические модели, используемые авторами для выражения понимания драматургами отношений человека со временем.

Цель — выявить особенности изображения отношений человека и времени в пьесе Алексея Житковского «Горка».

Методы. Исследование проводилось с опорой на труды по теории драмы и особенностям изображения времени в ней Б.И. Зингермана «Очерки истории драмы», В.Е. Хализева «Драма как явление искусства», Н.И. Ищук-Фадеевой и др.

Результаты. Временные особенности пьесы «Горка» в основном передаются через ключевые локации. В каждой локации сосредотачиваются определенные временные пласты. Мы выделили главные локации, в которых разворачивается действие.

Квартира Анастасии.

Квартира человека всегда рассматривается как родное место, место отдыха и спокойствия. В этой же пьесе дом, который должен быть временем личного существования, таковым не является. Личное пространство, личное время героини постоянно нарушается другими персонажами (например, мальчиком Озодом, которого родители вовремя не забрали из детского сада).

Именно дома Настя — главная героиня пьесы — сопоставляет свою будущую судьбу с судьбой советского генерала Карбышева, замученного немцами. Благодаря этому сравнению время дома Насти расширяется: прошлое смыкается с настоящим и своеобразно отражается в нем, дает объяснение происходящему на сцене, становится своеобразным авторским комментарием.

Viber.

Это отдельное виртуальное пространство, рожденное современным техническим прогрессом. Оно указывает на настоящее и изменившиеся формы коммуникации в нем. Это, с одной стороны. С другой — благодаря виртуальной реальности зритель видит, насколько каждый герой сосредоточен на самом себе и не способен слышать другого. Интересно, что основная тема пьесы — тема горки — возникает впервые также в вайбере. В виртуальном пространстве это лишь тема очередной повинности воспитателя детского сада и родителей воспитанников. И никто эту повинность выполнять не желает. И только в реальности жизни Насти горка становится не результатом принуждения, а местом свершения новогоднего чуда, о котором уже перестали мечтать, которое перестали ждать.

Детский сад, в котором работает Анастасия.

Детский сад для Анастасии — это не просто место работы. Это место разрушенных ожиданий и предновогоднего безумия. Оно наиболее очевидно связано, в отличие от остальных локаций, с тремя временными пластами: ушедшим прошлым, повторяющимся предновогодним временем и временем неоправданных ожиданий в настоящем.

Горка.

Это не просто объект, а целый открытый мир, точка соприкосновения всех персонажей, а главное — это символ ожидания чуда и, по сути, единственный символ волшебного времени — Нового года.

Горка здесь, как пространство, является «вершителем судьбы» Насти. Есть два пути: либо наступит время чудесное, если горка будет построена, либо же настоящее останется неизменным. Это будет время отчуждения, одиночества, если горку никто не придет строить.

Выводы. В пьесе мы выделили несколько временных пластов: предновогоднее время как время ожидания чуда и его свершения; время прошлого как героическое время, время самоотречения; время настоящего как время неоправданных ожиданий и одновременно размышлений о будущем. Они взаимодействуют друг с другом как локации жизни главной героини пьесы и позволяют понять цель авторского высказывания.

Full Text

Обоснование. Актуальность работы заключается в том, что вопрос времени в драматургии XXI века изучен мало. Рассмотрение категории времени в современных пьесах позволит выделить особенности его изображения на современном этапе развития драмы, а также определить новые драматические модели, используемые авторами для выражения понимания драматургами отношений человека со временем.

Цель — выявить особенности изображения отношений человека и времени в пьесе Алексея Житковского «Горка».

Методы. Исследование проводилось с опорой на труды по теории драмы и особенностям изображения времени в ней Б.И. Зингермана «Очерки истории драмы», В.Е. Хализева «Драма как явление искусства», Н.И. Ищук-Фадеевой и др.

Результаты. Временные особенности пьесы «Горка» в основном передаются через ключевые локации. В каждой локации сосредотачиваются определенные временные пласты. Мы выделили главные локации, в которых разворачивается действие.

Квартира Анастасии.

Квартира человека всегда рассматривается как родное место, место отдыха и спокойствия. В этой же пьесе дом, который должен быть временем личного существования, таковым не является. Личное пространство, личное время героини постоянно нарушается другими персонажами (например, мальчиком Озодом, которого родители вовремя не забрали из детского сада).

Именно дома Настя — главная героиня пьесы — сопоставляет свою будущую судьбу с судьбой советского генерала Карбышева, замученного немцами. Благодаря этому сравнению время дома Насти расширяется: прошлое смыкается с настоящим и своеобразно отражается в нем, дает объяснение происходящему на сцене, становится своеобразным авторским комментарием.

Viber.

Это отдельное виртуальное пространство, рожденное современным техническим прогрессом. Оно указывает на настоящее и изменившиеся формы коммуникации в нем. Это, с одной стороны. С другой — благодаря виртуальной реальности зритель видит, насколько каждый герой сосредоточен на самом себе и не способен слышать другого. Интересно, что основная тема пьесы — тема горки — возникает впервые также в вайбере. В виртуальном пространстве это лишь тема очередной повинности воспитателя детского сада и родителей воспитанников. И никто эту повинность выполнять не желает. И только в реальности жизни Насти горка становится не результатом принуждения, а местом свершения новогоднего чуда, о котором уже перестали мечтать, которое перестали ждать.

Детский сад, в котором работает Анастасия.

Детский сад для Анастасии — это не просто место работы. Это место разрушенных ожиданий и предновогоднего безумия. Оно наиболее очевидно связано, в отличие от остальных локаций, с тремя временными пластами: ушедшим прошлым, повторяющимся предновогодним временем и временем неоправданных ожиданий в настоящем.

Горка.

Это не просто объект, а целый открытый мир, точка соприкосновения всех персонажей, а главное — это символ ожидания чуда и, по сути, единственный символ волшебного времени — Нового года.

Горка здесь, как пространство, является «вершителем судьбы» Насти. Есть два пути: либо наступит время чудесное, если горка будет построена, либо же настоящее останется неизменным. Это будет время отчуждения, одиночества, если горку никто не придет строить.

Выводы. В пьесе мы выделили несколько временных пластов: предновогоднее время как время ожидания чуда и его свершения; время прошлого как героическое время, время самоотречения; время настоящего как время неоправданных ожиданий и одновременно размышлений о будущем. Они взаимодействуют друг с другом как локации жизни главной героини пьесы и позволяют понять цель авторского высказывания.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: darya.shedko@mail.ru

студентка, группа 5371-450301D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: tyutelova.lg@ssau.ru

научный руководитель, доктор филологических наук, доцент; заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Russian Federation, Самара

References

  1. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. Москва: Наука, 1979. 392 с.
  2. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. Москва: Искусство, 1978. 240 с.
  3. Ищук-Фадеева Н.И. Типология драмы в историческом развитии. Тверь: ТГУ, 1993. 61 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Шедько Д.М., Тютелова Л.Г.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies