Типология медиаситуаций в телевизионном медиатексте

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
  • Issue: Vol 2 (2023)
  • Pages: 377-378
  • Section: Медиатекст: технологии воздействия
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/423891
  • ID: 423891

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Телевизионное медиапространство с помощью различных технологий влияет на общественное сознание, следовательно, может использоваться для формирования той или иной точки зрения. Чтобы грамотно продвигать в ТВ-пространстве государственные и социальные задачи, PR-специалисту необходимо знать и уметь использовать основные типы телевизионных медиаситуаций.

Цель — разобраться в структуре телевизионного дискурса, выявить основные типы медиаситуаций.

Методы. В данной работе применялись методы наблюдения, контент-анализа и описания.

Результаты. На основе анализа телевизионного контента было выделено три основных типа медиаситуаций: новостной, диалоговый и нарративный.

Новостной тип медиаситуации характеризуется наличием определенной дистанции между медиатекстом и его аудиторией. Иными словами, при трансляции новостного сообщения главная коммуникативная задача — передать аудитории актуальную информацию, но не выстраивать каналы обратной связи со зрителем, поскольку переданный медиатекст не нуждается в обсуждении. Как правило, вербальная часть новостного медиатекста доминирует над визуальной. Тем не менее в медиаситуациях новостного типа практикуется использование различных приемов (в том числе манипулятивных), которые могут повлиять на особенности восприятия аудиторией конкретного новостного сообщения. В частности, чтобы оно воспринималось конструктивнее, видеоряд, т.е. визуальная составляющая медиатекста, должен быть актуальным (а не взятым из архивных кадров): присутствие в информационном материале текущих событий и эмоций повышает уровень доверия к нему. С другой стороны, специально подобранные визуальные элементы новостного сообщения могут повысить его важность в сознании аудитории только за счет эффектных кадров, даже если они не имеют никакого отношения к тексту новости.

Медиаситуация диалогового типа нацелена на значительное уменьшение дистанции между аудиторией и контентом. Это выражается в виде моделирования разговора (диалога), в который зрителя сознательно погружают авторы. Собственно медиатекст, т. е. вербальное описание события, транслируется не напрямую (как в новостном типе), а дается в форме пересказа от имени третьего лица. Иначе говоря, некий персонаж медиаситуации (не автор) сообщает зрителю какую-то историю. Например, запись выпуска программы «Мужское/Женское» создает полную иллюзию того, что это происходит в студии сейчас, и в происходящем в качестве наблюдателя участвует зритель. В силу психологической вовлеченности аудитории в этот медиадиалог у нее возникают очевидные для такой ситуации коммуникативные реакции. Во-первых, это эмпатия, т.е вовлеченность в медиаситуацию и отождествление себя с кем-то из героев истории; во-вторых, формирование своей личной позиции (мнения) по обсуждаемой проблеме.

Третий тип медиаситуаций — нарративный — ориентирован на полное погружение зрителя в сконструированную реальность путем отождествления с кем-то из персонажей транслируемого медиатекста (сюжета). Здесь так же, как и в диалоговом типе медиаситуаций, основной реакцией аудитории является эмпатия, однако цель такого медиатекста — не заочная дискуссия со зрителем, а полное его погружение в историю героя. В частности, зрителю предлагают принять на себя социальную роль участника для того, чтобы он, проживая параллельно с персонажем его историю, научился лучше понимать чужие проблемы.

Выводы. На основе нашего анализа можно говорить о тесном переплетении трех типов медиаситуаций: новостного, диалогового и нарративного — составляющих телевизионный дискурс. При этом типичные медиаситуации могут быстро трансформироваться из одной в другую, что предполагает поиск новых возможностей для изменения принципов декодирования медиатекста.

Full Text

Обоснование. Телевизионное   медиапространство   с помощью различных технологий влияет на общественное сознание,   следовательно, может использоваться для формирования той или иной  точки зрения. Чтобы грамотно продвигать в ТВ-пространстве государственные и социальные задачи, PR-специалисту необходимо знать и уметь использовать основные типы телевизионных медиаситуаций.

Цель - разобраться в структуре телевизионного дискурса, выявить основные типы медиаситуаций.

Методы. В данной работе применялись методы наблюдения, контент-анализа и описания.

Результаты. На основе анализа телевизионного контента было выделено три основных типа медиаситуаций: новостной, диалоговый и нарративный. Новостной тип медиаситуации характеризуется наличием определенной дистанции между  медиатекстом и его аудиторией.

Иными словами, при трансляции  новостного сообщения главная коммуникативная задача – передать  аудитории актуальную информацию, но не выстраивать каналы обратной связи со зрителем, поскольку переданный медиатекст не нуждается в обсуждении.  Как правило,   вербальная часть новостного медиатекста доминирует над визуальной.  Тем не менее, в медиаситуациях новостного типа практикуется  использование  различных приемов (в том числе манипулятивных), которые могут повлиять на особенности восприятия аудиторией конкретного  новостного сообщения. В частности, чтобы оно воспринималось конструктивнее, видеоряд, т.е. визуальная составляющая медиатекста,  должен быть актуальным (а не взятым из архивных кадров):  присутствие в информационном материале    текущих событий и  эмоций повышает уровень доверия к нему.  С другой стороны,  специально подобранные визуальные  элементы новостного сообщения могут повысить его   важность в сознании аудитории только за счет эффектных кадров, даже если они не имеют никакого отношения к тексту новости.  Медиаситуация диалогового типа нацелена на значительное уменьшение дистанции между аудиторией и контентом. Это  выражается в виде моделирования разговора (диалога), в который зрителя сознательно погружают авторы. Собственно медиатекст, т.е. вербальное описание события, транслируется не напрямую (как в новостном типе), а дается в форме пересказа от имени третьего лица.  Иначе говоря, некий персонаж медиаситуации (не автор)    сообщает зрителю какую-то историю. Например, запись выпуска программы «Мужское/Женское»    создает полную иллюзию того, что это происходит в студии сейчас, и в происходящем в качестве наблюдателя участвует зритель. В силу психологической вовлеченности аудитории в этот медиадиалог   у нее возникают очевидные для такой ситуации коммуникативные реакции. Во-первых, это эмпатия, т.е вовлеченность в медиаситуацию и отождествление себя с кем-то из героев истории; во-вторых, формирование своей личной позиции (мнения) по обсуждаемой  проблеме.

Третий тип медиаситуаций – нарративный – ориентирован на полное погружение зрителя в сконструированную реальность путем отождествления с кем-то из персонажей транслируемого медиатекста (сюжета). Здесь так же, как и в диалоговом типе медиаситуаций, основной реакцией аудитории является эмпатия, однако  цель такого медиатекста – не заочная дискуссия  со зрителем, а полное  его погружение в историю героя. В частности, зрителю предлагают принять на себя социальную роль участника для того, чтобы он, проживая параллельно с персонажем его историю, научился  лучше понимать чужие проблемы.

 Выводы. На основе нашего анализа можно говорить о тесном переплетении трех типов медиаситуаций: новостного, диалогового и нарративного, составляющих телевизионного дискурс. При этом типичные  медиаситуации могут быстро трансформироваться из одной в другую, что предполагает   поиск  новых     возможностей для изменения принципов декодирования медиатекста.

×

About the authors

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Author for correspondence.
Email: a.abrashkina2004@gmail.com

студентка, группа РСО-21

Russian Federation, Самара

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Email: ulia177@yandex.ru

научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью

Russian Federation, Самара

References

  1. Сибиданов Б.Б. Телевизионный медиатекст: три типа медиаситуаций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социологические науки. 2019. № 2. С. 58–68. doi: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.58

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Абрашкина А.О., Черныш Ю.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies