Роль музеев в формировании образов прошлого и исторической памяти
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный институт культуры
- Issue: Vol 2 (2023)
- Pages: 328-329
- Section: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/424392
- ID: 424392
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Сложная история ХХ века и «кризис модерна» направили взгляд исследователей на изучение памяти. Взаимосвязь истории с культурной антропологией, социологией, психологией породили новое междисциплинарное направление – memory studies. Предметом изучения в этом исследовательским поле является память, как способ конструирования людьми своего прошлого. «Мемориальный бум» в социально-гуманитарных науках последних десятилетий привёл многих исследователей к выводу о том, что на сегодняшний день сформировалась (или формируется) новая парадигма социально-гуманитарных исследований, связанная с понятиями «память», «воспоминание», «забвение» [1, с. 19]. Музеи являются одними из ведущих институтов, которые работают с памятью.
Цель - Обращение к историографии вопроса для определения направлений исследований памяти и обозначение перспектив музейной работы в данном научном поле.
Методы. Теоретические методы: анализ научной литературы, сравнение и анализ полученных данных.
Результаты. Изменение роли музея, а именно, переход от хранителя диковинных коллекций к месту, где осмысляется, демонстрируется наследие и формируется послание к публике, пришелся на XIX век – период расцвета исторической науки и формирования исторических государств. Музей стал актором, формирующим историческую память в обществе. Собрание артефактов, концептуализорованное рассказом, с одной стороны, подтверждало достоверность версии прошлого, а с другой - получало подтверждение своей версии через авторитет науки и власти. Понимание музея как «идеологического учреждения», нуждающегося в строгом контроле, было унаследовано и развито советской властью. Школьная и музейная системы стали главными инструментами формирования коллективной и исторической памяти [2, с. 187-189].
Наряду с изменениями в социально-гуманитарном знании во второй половине ХХ века музеи претерпевают изменение своей роли и статуса в обществе, переживая в 1980-ые годы «музейный бум». Проходит знаменитая полемика: музей – это «храм» или «форум»? Определение, принятое Международным советом музеев в 2022 году, зафиксировало уже произошедшие изменения. «Музей – это некоммерческое, действующее на постоянной основе учреждение на службе обществу […]. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют многообразию культур и устойчивому развитию общества. Музеи осуществляют свою деятельность и коммуникацию на основе принципов этики и профессионализма, при участии сообществ, предлагая разнообразный опыт в целях образования, организации досуга, рефлексии и обмена знаниями» [3].
Выводы. Музей перестает быть носителем единственного и верного знания, формирующего образы прошлого. Он должен стать пространством для «тысячи» диалогов с разной аудиторией, часто ей же санкционированные, где ведущее место занимает взаимодействие музея и сообществ. В настоящее время вырабатывается роль музея как культурного медиатора, что встречает сопротивление и со стороны музейного сообщества, и со стороны посетителей, которые привыкли воспринимать музей как «храм». Музей долгое время находился в поле исторической памяти, но сейчас выходит в пространство публичной истории. Исследования памяти и публичная история могут найти точки соприкосновения в пространстве музея, как института, занимающего памятью, но при этом находящегося именно в публичном пространстве.
Full Text
Обоснование. Сложная история ХХ века и «кризис модерна» направили взгляд исследователей на изучение памяти. Взаимосвязь истории с культурной антропологией, социологией, психологией породили новое междисциплинарное направление – memory studies. Предметом изучения в этом исследовательским поле является память, как способ конструирования людьми своего прошлого. «Мемориальный бум» в социально-гуманитарных науках последних десятилетий привёл многих исследователей к выводу о том, что на сегодняшний день сформировалась (или формируется) новая парадигма социально-гуманитарных исследований, связанная с понятиями «память», «воспоминание», «забвение» [1, с. 19]. Музеи являются одними из ведущих институтов, которые работают с памятью.
Цель - Обращение к историографии вопроса для определения направлений исследований памяти и обозначение перспектив музейной работы в данном научном поле.
Методы. Теоретические методы: анализ научной литературы, сравнение и анализ полученных данных.
Результаты. Изменение роли музея, а именно, переход от хранителя диковинных коллекций к месту, где осмысляется, демонстрируется наследие и формируется послание к публике, пришелся на XIX век – период расцвета исторической науки и формирования исторических государств. Музей стал актором, формирующим историческую память в обществе. Собрание артефактов, концептуализорованное рассказом, с одной стороны, подтверждало достоверность версии прошлого, а с другой - получало подтверждение своей версии через авторитет науки и власти. Понимание музея как «идеологического учреждения», нуждающегося в строгом контроле, было унаследовано и развито советской властью. Школьная и музейная системы стали главными инструментами формирования коллективной и исторической памяти [2, с. 187-189].
Наряду с изменениями в социально-гуманитарном знании во второй половине ХХ века музеи претерпевают изменение своей роли и статуса в обществе, переживая в 1980-ые годы «музейный бум». Проходит знаменитая полемика: музей – это «храм» или «форум»? Определение, принятое Международным советом музеев в 2022 году, зафиксировало уже произошедшие изменения. «Музей – это некоммерческое, действующее на постоянной основе учреждение на службе обществу […]. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют многообразию культур и устойчивому развитию общества. Музеи осуществляют свою деятельность и коммуникацию на основе принципов этики и профессионализма, при участии сообществ, предлагая разнообразный опыт в целях образования, организации досуга, рефлексии и обмена знаниями» [3].
Выводы. Музей перестает быть носителем единственного и верного знания, формирующего образы прошлого. Он должен стать пространством для «тысячи» диалогов с разной аудиторией, часто ей же санкционированные, где ведущее место занимает взаимодействие музея и сообществ. В настоящее время вырабатывается роль музея как культурного медиатора, что встречает сопротивление и со стороны музейного сообщества, и со стороны посетителей, которые привыкли воспринимать музей как «храм». Музей долгое время находился в поле исторической памяти, но сейчас выходит в пространство публичной истории. Исследования памяти и публичная история могут найти точки соприкосновения в пространстве музея, как института, занимающего памятью, но при этом находящегося именно в публичном пространстве.
About the authors
Самарский государственный институт культуры
Author for correspondence.
Email: nastasyasmith@gmail.com
студентка группы УМм-122 факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Russian Federation, СамараСамарский государственный институт культуры
Email: el.klimkina@yandex.ru
научный руководитель автора, кандидат исторических наук, доцент
Russian Federation, СамараReferences
- Васильев А.Г. Современные memory studies и трансформация классического наследия. Диологи со временем: Память о прошлом в контексте истории / под ред. Л.П. Репиной. Москва: Кругъ, 2008. 800 с.
- Все в прошлом: Теория и практика публичной истории / под ред. А. Завадского, В. Дубиной. Москва: Новое издательство, 2021. 448 с.
- icom-russia.com [Электронный ресурс]. Перевод определения понятия «Музей» [дата обращения: 13.05.2023]. Доступ по:
- https://icom-russia.com/data/events/perevod-opredeleniya-ponyatiya-muzey/