Своеобразие сюжетов крещения и распятия в творчестве Елены Шварц (на примере стихотворений «Воспоминание о фреске» и «Кипарис после распятия»)
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2023)
- Pages: 103-103
- Section: Литературоведение
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/430219
- ID: 430219
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Важную роль в поэзии Елены Шварц играют христианские ценности. Их репрезентация происходит через глубинный человеческий опыт гуманизма, сострадания и жертвы. Отталкиваясь от знакомых каждому сюжетов, Е. Шварц наделяла привычные образы нетривиальными смыслами.
Цель — понять, как происходит художественное освоение языка христианских ценностей в поэзии Е. Шварц, которой важно, какими культурными смыслами обросли эти ценности за двадцать веков существования и как будут интерпретироваться современным читателем в рамках сюжета лирического стихотворения.
Методы — теоретический, сравнительный.
Результаты. Лирический сюжет по своей природе фрагментарен, так как нужен лишь в той мере, какая необходима для передачи настроения стихотворения и мироощущения героев, так как лирический сюжет — это экспансивный продукт. Шварц оставляет от реальных описываемых действий только их узнавание в наших глазах.
В «Распятии» читатель «пропускает» распятие, даже как будто опаздывает на него, после чего ему говорят, что же он упустил. С ним остается только история кипарисового креста, который вторит уже дальнейшую судьбу Иисуса из Назарета.
Е. Шварц дистанцирует читателя от реального события — того, на которое и она, и он ссылаются при написании/прочтении.
Автор сразу задает те условия, при которых читатель как бы уже знает, что произошло, а значит при дальнейшем прочтении ему не нужно повторять пройденный материал.
Е. Шварц лишь цитирует классический библейский сюжет. Она не обращается к нему целиком. Автор при написании ориентируется на «готового читателя», а не на «готовый сюжет».
Елена Шварц повествует нам о сюжете новом, который еще не освещался так, как осветила его именно она. Отсюда и внимание к кресту, к крестителю, к второстепенным веткам «основного сюжета» — сюжета библейского.
Выводы. Итак, мы можем отметить следующие тенденции относительно интерпретации классических библейских сюжетов в творчестве Елены Шварц:
- Дистанцирование от события, которое должно быть ключевым.
- Внимание к второстепенным персонажам.
- В центре внимания Шварц находится не сам библейский сюжет, а то, что выросло вокруг него за две тысячи лет.
Keywords
Full Text
Обоснование. Важную роль в поэзии Елены Шварц играют христианские ценности. Их репрезентация происходит через глубинный человеческий опыт гуманизма, сострадания и жертвы. Отталкиваясь от знакомых каждому сюжетов, Е. Шварц наделяла привычные образы нетривиальными смыслами.
Цель — понять, как происходит художественное освоение языка христианских ценностей в поэзии Е. Шварц, которой важно, какими культурными смыслами обросли эти ценности за двадцать веков существования и как будут интерпретироваться современным читателем в рамках сюжета лирического стихотворения.
Методы — теоретический, сравнительный.
Результаты. Лирический сюжет по своей природе фрагментарен, так как нужен лишь в той мере, какая необходима для передачи настроения стихотворения и мироощущения героев, так как лирический сюжет — это экспансивный продукт. Шварц оставляет от реальных описываемых действий только их узнавание в наших глазах.
В «Распятии» читатель «пропускает» распятие, даже как будто опаздывает на него, после чего ему говорят, что же он упустил. С ним остается только история кипарисового креста, который вторит уже дальнейшую судьбу Иисуса из Назарета.
Е. Шварц дистанцирует читателя от реального события — того, на которое и она, и он ссылаются при написании/прочтении.
Автор сразу задает те условия, при которых читатель как бы уже знает, что произошло, а значит при дальнейшем прочтении ему не нужно повторять пройденный материал.
Е. Шварц лишь цитирует классический библейский сюжет. Она не обращается к нему целиком. Автор при написании ориентируется на «готового читателя», а не на «готовый сюжет».
Елена Шварц повествует нам о сюжете новом, который еще не освещался так, как осветила его именно она. Отсюда и внимание к кресту, к крестителю, к второстепенным веткам «основного сюжета» — сюжета библейского.
Выводы. Итак, мы можем отметить следующие тенденции относительно интерпретации классических библейских сюжетов в творчестве Елены Шварц:
- Дистанцирование от события, которое должно быть ключевым.
- Внимание к второстепенным персонажам.
- В центре внимания Шварц находится не сам библейский сюжет, а то, что выросло вокруг него за две тысячи лет.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: alterego.8let@gmail.com
студентка, группа 5371-450301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараReferences
- Тамарченко Н.Д., Tюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2-х т. Т. 1 / под ред. Н.Д. Тамарченко. Москва: Академия, 2004. 512 с.
- Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3. С. 5–11. doi: 10.15393/j9.art.1994.88
- Флоренский П.А. Обратная перспектива. Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. Москва: Мысль, 1999. С. 46–98.
- Краснякова М.С. Современная православная проза: генезис, основные мотивы, типология сюжетов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж: Воронежский Государственный Университет, 2016. 22 с.