В защиту мистера Хайда: «апология» злодейства и особенности её реализации в массовой культуре ХХI века

Мұқаба
  • Авторлар: 1, 1
  • Мекемелер:
    1. Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
  • Шығарылым: Том 2 (2023)
  • Беттер: 302-303
  • Бөлім: Культурология
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409849
  • ID: 409849

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Образ злодея менялся на протяжении веков в разных культурах, но всегда был призван вызывать отторжение. Хайд – персонаж популярной повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886), злодей, ужасная вторая личность джентльмена Джекилла, и в то же время он – одна из первых попыток «апологии», доказательства, что злодей – лишь оборотная сторона героя. По нашим наблюдениям, массовая культура XXI века, её потребители и создатели – апологеты злодейских фигур в визуальном и текстовом пространстве, защитники подобных мистеру Хайду. С подробностями этого явления разберёмся в данной работе.

Цель - исследовать «апологетические» стратегии по отношению к образам злодеев в массовой культуре XXI века.

Методы. Были применены методы сравнительно-исторического анализа (компаративистика), синхронический, диахронический, психологический, историко-генетический и типологический методы.

Результаты. Злодей – некая сила (антагонист), препятствующая герою (протагонисту) и достижению им цели. Злодей – элемент сюжета, воплощенная граница, пересечение которой необходимо, чтобы герой прошел обряд инициации, приобрёл что-либо и проявил «героические» качества.

В связи с популяризацией  психологии, идей гуманизма, ростом толерантности к концу XX века злодеев стало легче «прощать». В скептически настроенном постмодерне создатели массовой культуры, перенимая наследие готики и романтизма [1], делают ставку на новшество контента и меняют злодеям (стереотипным и нестереотипным) старые амплуа на новые («апологизированные»):

  1. Комическое. Ярлык «злодея» (как и «героя») – стереотип, предвзятая точка зрения.

Анимационные фильмы: «Семейка Адамс» (1946), «Шрек» (2001), «Мегамозг» (2010), «Сатана на подработке» (2011), «Монстры на каникулах» (2017).

  1. Трагическое. Злодей – «сломанный» герой, поведение которого – защитный механизм или орудие мести, способ самоутверждения.

Кинематограф: «Локи» (2021), «Круэлла» (2021), Призрак оперы» (2004), «Граф Монте-Кристо» (1998, 2002). Трилогии: «Всё ради игры» (2014), «Captive prince» (2015). В героях («псевдозлодеях») потребитель ищет успокоения по модели «мы с тобой одной крови», испытывая удовлетворение от видения желанного ими образа мышления и поведения.

  1. Патетическое (трагическое). Злодей – герой с великой целью, благими намерениями выстлавший дорогу в ад.

Манга: «Тетрадь смерти» (2003), «Монстр» (2004),  «Атака титанов» (2009), «Патриотизм Мориарти» (2016).

  1. Трагическое. Ярлыки «злодея» и «героя» – точка зрения слепой и беспощадной толпы.

Новеллы Мосян Тунсю: «Магистр дьявольского культа» (2015), «Благословение небожителей» (2020). Герой по Х. Л. Борхесу – «самоубивающееся божество» [3].

  1. Трагическое. Злодей – «банальный» по Х. Арендт, порождение своего мира и общества [2].

В мире, где добро – слабость, герой выбирает зло – путь доминирования и насилия. Антигерой – либо психопат/маньяк, преступник, ломающий строгий порядок жизни, либо – жертва общества. Иногда оба одновременно.

Манхвы: «Ветролом» (2013), «Борьба в прямом эфире» (2019) и т.д. [5].

  1. Комическое, авантюрное. Жанр «исекай» (яп. «иной мир»). Сюжет вращается вокруг героя, который по воле сверхъестественной силы переносится в «запрограммированный» мир и вынужден выживать в нем. Цель героя (Deus ex machina) – выявить «белые пятна» сюжета, защитить  злодея как героя, ставшего жертвой субъективной оценки и авторской недосказанности.

Перерождения в злодеев: «Я стал графским ублюдком» (2020), «Благоустройство дочери герцога» (2014), «Система спаси себя сам для главного злодея» (2014) и т.п.

Выводы. «Апология» злодейства в массовой культуре XXI века обусловлена идейными течениями современности, (моральным/этическим в нашем случае) скептицизмом по отношению к «великим нарративам» (характерно для постмодернизма [4]). «Апология» располагает 6 стратегиями, варьирующимися в зависимости от идеи создателя и страны происхождения продукта культуры.

Толық мәтін

Обоснование. Образ злодея менялся на протяжении веков в разных культурах, но всегда был призван вызывать отторжение. Хайд – персонаж популярной повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886), злодей, ужасная вторая личность джентльмена Джекилла, и в то же время он – одна из первых попыток «апологии», доказательства, что злодей – лишь оборотная сторона героя. По нашим наблюдениям, массовая культура XXI века, её потребители и создатели – апологеты злодейских фигур в визуальном и текстовом пространстве, защитники подобных мистеру Хайду. С подробностями этого явления разберёмся в данной работе.

Цель - исследовать «апологетические» стратегии по отношению к образам злодеев в массовой культуре XXI века.

Методы. Были применены методы сравнительно-исторического анализа (компаративистика), синхронический, диахронический, психологический, историко-генетический и типологический методы.

Результаты. Злодей – некая сила (антагонист), препятствующая герою (протагонисту) и достижению им цели. Злодей – элемент сюжета, воплощенная граница, пересечение которой необходимо, чтобы герой прошел обряд инициации, приобрёл что-либо и проявил «героические» качества.

В связи с популяризацией  психологии, идей гуманизма, ростом толерантности к концу XX века злодеев стало легче «прощать». В скептически настроенном постмодерне создатели массовой культуры, перенимая наследие готики и романтизма [1], делают ставку на новшество контента и меняют злодеям (стереотипным и нестереотипным) старые амплуа на новые («апологизированные»):

  1. Комическое. Ярлык «злодея» (как и «героя») – стереотип, предвзятая точка зрения.

Анимационные фильмы: «Семейка Адамс» (1946), «Шрек» (2001), «Мегамозг» (2010), «Сатана на подработке» (2011), «Монстры на каникулах» (2017).

  1. Трагическое. Злодей – «сломанный» герой, поведение которого – защитный механизм или орудие мести, способ самоутверждения.

Кинематограф: «Локи» (2021), «Круэлла» (2021), Призрак оперы» (2004), «Граф Монте-Кристо» (1998, 2002). Трилогии: «Всё ради игры» (2014), «Captive prince» (2015). В героях («псевдозлодеях») потребитель ищет успокоения по модели «мы с тобой одной крови», испытывая удовлетворение от видения желанного ими образа мышления и поведения.

  1. Патетическое (трагическое). Злодей – герой с великой целью, благими намерениями выстлавший дорогу в ад.

Манга: «Тетрадь смерти» (2003), «Монстр» (2004),  «Атака титанов» (2009), «Патриотизм Мориарти» (2016).

  1. Трагическое. Ярлыки «злодея» и «героя» – точка зрения слепой и беспощадной толпы.

Новеллы Мосян Тунсю: «Магистр дьявольского культа» (2015), «Благословение небожителей» (2020). Герой по Х. Л. Борхесу – «самоубивающееся божество» [3].

  1. Трагическое. Злодей – «банальный» по Х. Арендт, порождение своего мира и общества [2].

В мире, где добро – слабость, герой выбирает зло – путь доминирования и насилия. Антигерой – либо психопат/маньяк, преступник, ломающий строгий порядок жизни, либо – жертва общества. Иногда оба одновременно.

Манхвы: «Ветролом» (2013), «Борьба в прямом эфире» (2019) и т.д. [5].

  1. Комическое, авантюрное. Жанр «исекай» (яп. «иной мир»). Сюжет вращается вокруг героя, который по воле сверхъестественной силы переносится в «запрограммированный» мир и вынужден выживать в нем. Цель героя (Deus ex machina) – выявить «белые пятна» сюжета, защитить  злодея как героя, ставшего жертвой субъективной оценки и авторской недосказанности.

Перерождения в злодеев: «Я стал графским ублюдком» (2020), «Благоустройство дочери герцога» (2014), «Система спаси себя сам для главного злодея» (2014) и т.п.

Выводы. «Апология» злодейства в массовой культуре XXI века обусловлена идейными течениями современности, (моральным/этическим в нашем случае) скептицизмом по отношению к «великим нарративам» (характерно для постмодернизма [4]). «Апология» располагает 6 стратегиями, варьирующимися в зависимости от идеи создателя и страны происхождения продукта культуры.

×

Авторлар туралы

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал

Email: 89376470462hpod@gmail.com

студентка 3 курса отделения «Русская филология», филологический факультет

Ресей, Самара

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: vidha@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Корнилова Е. Н. Готический злодей и байронический герой // Проблемы исторической поэтики. 2022. №4. С.90-111.
  2. Московская А. С. Реконструкция типа банального злодея // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.30-33.
  3. Conceprture [Электронный ресурс] URL: https://concepture.club/post/rubrika_2021/the-four-cycles-by-borges?ysclid=lhnf5kw1bd487884283 (дата обращения: 17.04.23).
  4. Lextia [Электронный ресурс] URL: https://lektsia.com/6xb7d2.html (дата обращения: 17.04.23).
  5. Read Manga [Электронный ресурс]. URL: https://readmanga.live/blagoustroistvo_docheri_gercoga (дата обращения: 17.04.23).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Саленко П.С., Синицкая А.В., 2023

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>