Дендизм как социально-культурное явление первой половины XIX века

Мұқаба
  • Авторлар: 1, 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Шығарылым: Том 2 (2023)
  • Беттер: 22-23
  • Бөлім: История
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/420116
  • ID: 420116

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. Слово «Денди» сильно укрепилось в русском языке и культуре, несмотря на свое иностранное происхождение. Включением этого слова в русскоязычный обиход во многом мы обязаны  поэту Александру Сергеевичу Пушкину, ведь многие наизусть знают строки из «Евгения Онегина»: «Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…». С тех пор понятие «Денди» приобрело в общественном сознании форму синонима к словам «Щеголь» или «Стиляга», потому используется по сей день, когда мы хотим указать на модно одетого человека. Современное общественное понимание имеет мало что общего с изначальным смыслом слова, дендизм это не обозначение для модных людей, да и он затрагивает не только вопрос одежды, этот термин охватывает куда более широкие масштабы.

Цель - выявить изначальные аспекты дендизма в одежде, поведении и культуре, и возможность их применения в наши дни.

Методы. Основным методом является изучение работ историков, трактатов и воспоминаний XIX века, теоретический анализ источников и литературы, выделение и рассмотрение отдельных аспектов стиля жизни, поведения и одежды денди XIX века, моделирования общей формы дендистского явления.

Результаты. Период первой половины XIX века выбирается для определения канонов классического дендизма, поскольку именно в те года зародился и развивался дендизм. Этимология слова «Денди» не ясна, слово английское [7]. Отцом-основателем дендизма принято считать Джорджа Браммела [2, с. 19]. С его имени в конце XVIII века начинается виток в истории мужской моды, положивший начало дендизму – «Мужской отказ», стремление к минимализму в одежде. На рубеже веков, не только из-за Браммела, но благодаря Великой французской революции и Наполеоновским войнам, из гардероба мужчин пропали напудренные парики, жюстокоры, аби, жабо, камзолы, треуголки. Им на смену пришли фраки, сюртуки, жилеты, шейные платки, цилиндры и двууголки, из старого стиля остались лишь кюлоты с чулками, к 1820-м годам их вытеснили брюки [6]. Сам Браммел в дендистском стиле в основу поставил принцип «Заметной незаметности», когда денди определялся не по пестрости наряда, а по качеству ткани, кроя, подбора цветов. [2, с. 17] Браммел выделял на фоне костюма искусно завязанный шейный платок, а граф Альфред д’Орсе скромную цветовую палитру наряда разбавлял ярким жилетом [2, с. 400-403]. Однако существовали так называемые денди-бабочки, которые привлекали внимание яркостью своих одежд, к таким принадлежали пресловутый д’Орсе и Бенджамин Дизраэли [3].

Классический дендизм ставил перед человеком не только правила в одежде, но и поведения, которые не каждый мог соблюдать: Джорджем Браммелом выделены несколько пунктов кодекса денди: ничему не удивляться, сохранять бесстрастие, уходить, как только было достигнуто впечатление [4]. Лорд Джордж Байрон и Оскар Уайльд связывали дендизм с личной свободой, творчеством и вольнодумством [5]. Оноре Бальзак описал «Правильный» стиль походки, расписывая нужное положение головы и поочередность движений, описал каноны «Элегантной жизни», выражающиеся в бытовом аристократизме [1].

Выводы. Денди – социальный типаж со своими правилами внешности и поведения. В современном мире использование слова «денди», характеризуя современных людей, без искажения смысла слова невозможно. Во внешнем виде денди были сторонниками «Изысканного индивидуализма». В поведении они придерживались театрализованности и неспешности. В общении денди придерживались «Холодной», либо «Теплой» харизмы. Современному денди пришлось бы вернуться в одежде к XIX столетию, полностью перекроить стиль жизни и манер. Как итог, если бы денди существовали сейчас, то они выглядели бы не «модниками», а играли роль «белой вороны» в обществе.

Толық мәтін

Обоснование. Слово «Денди» сильно укрепилось в русском языке и культуре, несмотря на свое иностранное происхождение. Включением этого слова в русскоязычный обиход во многом мы обязаны  поэту Александру Сергеевичу Пушкину, ведь многие наизусть знают строки из «Евгения Онегина»: «Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…». С тех пор понятие «Денди» приобрело в общественном сознании форму синонима к словам «Щеголь» или «Стиляга», потому используется по сей день, когда мы хотим указать на модно одетого человека. Современное общественное понимание имеет мало что общего с изначальным смыслом слова, дендизм это не обозначение для модных людей, да и он затрагивает не только вопрос одежды, этот термин охватывает куда более широкие масштабы.

Цель - выявить изначальные аспекты дендизма в одежде, поведении и культуре, и возможность их применения в наши дни.

Методы. Основным методом является изучение работ историков, трактатов и воспоминаний XIX века, теоретический анализ источников и литературы, выделение и рассмотрение отдельных аспектов стиля жизни, поведения и одежды денди XIX века, моделирования общей формы дендистского явления.

Результаты. Период первой половины XIX века выбирается для определения канонов классического дендизма, поскольку именно в те года зародился и развивался дендизм. Этимология слова «Денди» не ясна, слово английское [7]. Отцом-основателем дендизма принято считать Джорджа Браммела [2, с. 19]. С его имени в конце XVIII века начинается виток в истории мужской моды, положивший начало дендизму – «Мужской отказ», стремление к минимализму в одежде. На рубеже веков, не только из-за Браммела, но благодаря Великой французской революции и Наполеоновским войнам, из гардероба мужчин пропали напудренные парики, жюстокоры, аби, жабо, камзолы, треуголки. Им на смену пришли фраки, сюртуки, жилеты, шейные платки, цилиндры и двууголки, из старого стиля остались лишь кюлоты с чулками, к 1820-м годам их вытеснили брюки [6]. Сам Браммел в дендистском стиле в основу поставил принцип «Заметной незаметности», когда денди определялся не по пестрости наряда, а по качеству ткани, кроя, подбора цветов. [2, с. 17] Браммел выделял на фоне костюма искусно завязанный шейный платок, а граф Альфред д’Орсе скромную цветовую палитру наряда разбавлял ярким жилетом [2, с. 400-403]. Однако существовали так называемые денди-бабочки, которые привлекали внимание яркостью своих одежд, к таким принадлежали пресловутый д’Орсе и Бенджамин Дизраэли [3].

Классический дендизм ставил перед человеком не только правила в одежде, но и поведения, которые не каждый мог соблюдать: Джорджем Браммелом выделены несколько пунктов кодекса денди: ничему не удивляться, сохранять бесстрастие, уходить, как только было достигнуто впечатление [4]. Лорд Джордж Байрон и Оскар Уайльд связывали дендизм с личной свободой, творчеством и вольнодумством [5]. Оноре Бальзак описал «Правильный» стиль походки, расписывая нужное положение головы и поочередность движений, описал каноны «Элегантной жизни», выражающиеся в бытовом аристократизме [1].

Выводы. Денди – социальный типаж со своими правилами внешности и поведения. В современном мире использование слова «денди», характеризуя современных людей, без искажения смысла слова невозможно. Во внешнем виде денди были сторонниками «Изысканного индивидуализма». В поведении они придерживались театрализованности и неспешности. В общении денди придерживались «Холодной», либо «Теплой» харизмы. Современному денди пришлось бы вернуться в одежде к XIX столетию, полностью перекроить стиль жизни и манер. Как итог, если бы денди существовали сейчас, то они выглядели бы не «модниками», а играли роль «белой вороны» в обществе.

×

Авторлар туралы

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: belyakovnikolaschka@yandex.ru

студент, группа ИФ-б22ИПо, исторический факультет

Ресей, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: kutseva@pgsga.ru

научный руководитель, доцент кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Бальзак О. Патология общественной жизни. Теория походки. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 34-45.
  2. Вайнштейн О. Б. Денди: мода/литература/стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 17-22, 47-49, 116-121, 350-352, 400-403, 496-498.
  3. Стил В. Парижская мода. Культурная история. М: Новое литературное обозрение, 2020. С. 15.
  4. Фетисова Т. А. Образ жизни денди. М.: Вестник культурологи, 2008. С. 142-143.
  5. Byron D. Byron 's Letters of 1804-1813. London: London Heinemann, 1897. P. 246.
  6. Flugel D. Psychology of fashion. Los Angeles: AMS Press, 1940. P. 128-130.
  7. Johnson S. Johnson and Walker's English Dictionary. Boston: Benjamin Perkins and co., 1828. P. 92.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Беляков Н.А., Куцева Е.А., 2023

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>