Окказиональные образования в творчестве А. Усачева

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 116-116
  • Seção: Русское языкознание и теория языка
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409709
  • ID: 409709

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. С помощью языковой игры детские поэты увеличивают популярность своих произведений среди детей. Автор играет с детьми с помощью текста. Ребенка легче всего увлечь, если текст будет насыщенным, веселым и незаурядным. Кроме того, словотворчество свойственно детям младшего дошкольного и школьного возраста. Поэты подхватывают эту тенденцию, тем самым создавая для своих читателей привычную языковую среду. Одним из наиболее популярных приемов языковой игры является создание окказионализмов.

Цель — исследовать приемы языковой игры, которые используются в произведениях современных детских поэтов на материале стихотворений Андрея Усачева.

Методы. Понятие «окказиональное слово» впервые вводит в лингвистику Н.И. Фельдман. В статье «Окказиональные слова и лексикография» окказионализмом называется «слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной с художественной целью» [2].

Окказионализмы, созданные А. Усачевым, рассматриваются в функционально-стилистическом, словообразовательном и лексико-семантическом аспектах. Теоретической базой исследования стали работы Е.А. Земской [1].

Результаты. Исследователями описаны многообразные способы создания окказиональных единиц. Образование по конкретному образцу — один из наиболее распространенных. Такое авторское слово всегда формально и семантически соотносимо с «прообразом». Такой способ А. Усачев использует, например, в стихотворении «Главное», где мамы различных животных дают наставления своим детям. Автор к слову «мышь» прибавляет суффикс –их–, который обычно используется для деривации названий самок животных, мотивированных основами с семантикой лица/ животного мужского пола. А. Усачев нарушает требования узуальной модели, поскольку производящее слово мышь женского рода.

Для конструирования окказиональных слов поэт активно использует словосложение. Такой прием можно увидеть в стихотворении «Папоход», в котором лирический герой по аналогии с транспортными средствами «пароход», «самолет» и «паровоз» придумывает новые слова, включая в свою игру родителя. В результате соединения двух мотивирующих основ возникают новые слова: «папоход» (папа + ход), «паполет» (папа + лет), паповоз (папа + воз).

Стоит выделить и схожий со словосложением способ междусловного наложения, при котором слова накладываются таким образом, что конец первого является началом второго: «стрекозявки» (стрекоза + козявки).

Контаминация также является достаточно востребованным способом образования окказионализмов. В этом случае компоненты одной единицы языка проникают в другую, вытесняя какой-либо компонент. Такой прием А. Усачев использует в стихотворении «Кто забрал яйцо?»: окончание слова «понимаю» отсекается, к оставшейся основе добавляется звукоподражательное слово «мяу» — понимяу.

Выводы. Самым частотным способом создания окказионализмов в стихах А. Усачева является образование по конкретному образцу. Это обусловлено стремлением детских поэтов создать для своего юного читателя привычную языковую среду, а подобный способ образования новых слов наиболее близок детской речи.

Texto integral

Обоснование. С помощью языковой игры детские поэты увеличивают популярность своих произведений среди детей. Автор играет с детьми с помощью текста. Ребенка легче всего увлечь, если текст будет насыщенным, веселым и незаурядным. Кроме того, словотворчество свойственно детям младшего дошкольного и школьного возраста. Поэты подхватывают эту тенденцию, тем самым создавая для своих читателей привычную языковую среду. Одним из наиболее популярных приемов языковой игры является создание окказионализмов.

Цель — исследовать приемы языковой игры, которые используются в произведениях современных детских поэтов на материале стихотворений Андрея Усачева.

Методы. Понятие «окказиональное слово» впервые вводит в лингвистику Н.И. Фельдман. В статье «Окказиональные слова и лексикография» окказионализмом называется «слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной с художественной целью» [2].

Окказионализмы, созданные А. Усачевым, рассматриваются в функционально-стилистическом, словообразовательном и лексико-семантическом аспектах. Теоретической базой исследования стали работы Е.А. Земской [1].

Результаты. Исследователями описаны многообразные способы создания окказиональных единиц. Образование по конкретному образцу — один из наиболее распространенных. Такое авторское слово всегда формально и семантически соотносимо с «прообразом». Такой способ А. Усачев использует, например, в стихотворении «Главное», где мамы различных животных дают наставления своим детям. Автор к слову «мышь» прибавляет суффикс –их–, который обычно используется для деривации названий самок животных, мотивированных основами с семантикой лица/ животного мужского пола. А. Усачев нарушает требования узуальной модели, поскольку производящее слово мышь женского рода.

Для конструирования окказиональных слов поэт активно использует словосложение. Такой прием можно увидеть в стихотворении «Папоход», в котором лирический герой по аналогии с транспортными средствами «пароход», «самолет» и «паровоз» придумывает новые слова, включая в свою игру родителя. В результате соединения двух мотивирующих основ возникают новые слова: «папоход» (папа + ход), «паполет» (папа + лет), паповоз (папа + воз).

Стоит выделить и схожий со словосложением способ междусловного наложения, при котором слова накладываются таким образом, что конец первого является началом второго: «стрекозявки» (стрекоза + козявки).

Контаминация также является достаточно востребованным способом образования окказионализмов. В этом случае компоненты одной единицы языка проникают в другую, вытесняя какой-либо компонент. Такой прием А. Усачев использует в стихотворении «Кто забрал яйцо?»: окончание слова «понимаю» отсекается, к оставшейся основе добавляется звукоподражательное слово «мяу» — понимяу.

Выводы. Самым частотным способом создания окказионализмов в стихах А. Усачева является образование по конкретному образцу. Это обусловлено стремлением детских поэтов создать для своего юного читателя привычную языковую среду, а подобный способ образования новых слов наиболее близок детской речи.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: sahakrasilnikova@gmail.com

студентка группы 5402-440301D, факультет филологии и журналистики

Rússia, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: annabezrukova_ssu@mail.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук; доцент

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. Москва: Издательство ЛКИ, 2007. 224 с.
  2. Фельдман Н.Н. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. 1957. № 4. С. 51.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Красильникова А.А., Безрукова А.А., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies