Окказиональные образования в творчестве А. Усачева
- Authors: 1, 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2023)
- Pages: 116-116
- Section: Русское языкознание и теория языка
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/409709
- ID: 409709
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. С помощью языковой игры детские поэты увеличивают популярность своих произведений среди детей. Автор играет с детьми с помощью текста. Ребенка легче всего увлечь, если текст будет насыщенным, веселым и незаурядным. Кроме того, словотворчество свойственно детям младшего дошкольного и школьного возраста. Поэты подхватывают эту тенденцию, тем самым создавая для своих читателей привычную языковую среду. Одним из наиболее популярных приемов языковой игры является создание окказионализмов.
Цель — исследовать приемы языковой игры, которые используются в произведениях современных детских поэтов на материале стихотворений Андрея Усачева.
Методы. Понятие «окказиональное слово» впервые вводит в лингвистику Н.И. Фельдман. В статье «Окказиональные слова и лексикография» окказионализмом называется «слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной с художественной целью» [2].
Окказионализмы, созданные А. Усачевым, рассматриваются в функционально-стилистическом, словообразовательном и лексико-семантическом аспектах. Теоретической базой исследования стали работы Е.А. Земской [1].
Результаты. Исследователями описаны многообразные способы создания окказиональных единиц. Образование по конкретному образцу — один из наиболее распространенных. Такое авторское слово всегда формально и семантически соотносимо с «прообразом». Такой способ А. Усачев использует, например, в стихотворении «Главное», где мамы различных животных дают наставления своим детям. Автор к слову «мышь» прибавляет суффикс –их–, который обычно используется для деривации названий самок животных, мотивированных основами с семантикой лица/ животного мужского пола. А. Усачев нарушает требования узуальной модели, поскольку производящее слово мышь женского рода.
Для конструирования окказиональных слов поэт активно использует словосложение. Такой прием можно увидеть в стихотворении «Папоход», в котором лирический герой по аналогии с транспортными средствами «пароход», «самолет» и «паровоз» придумывает новые слова, включая в свою игру родителя. В результате соединения двух мотивирующих основ возникают новые слова: «папоход» (папа + ход), «паполет» (папа + лет), паповоз (папа + воз).
Стоит выделить и схожий со словосложением способ междусловного наложения, при котором слова накладываются таким образом, что конец первого является началом второго: «стрекозявки» (стрекоза + козявки).
Контаминация также является достаточно востребованным способом образования окказионализмов. В этом случае компоненты одной единицы языка проникают в другую, вытесняя какой-либо компонент. Такой прием А. Усачев использует в стихотворении «Кто забрал яйцо?»: окончание слова «понимаю» отсекается, к оставшейся основе добавляется звукоподражательное слово «мяу» — понимяу.
Выводы. Самым частотным способом создания окказионализмов в стихах А. Усачева является образование по конкретному образцу. Это обусловлено стремлением детских поэтов создать для своего юного читателя привычную языковую среду, а подобный способ образования новых слов наиболее близок детской речи.
Full Text
Обоснование. С помощью языковой игры детские поэты увеличивают популярность своих произведений среди детей. Автор играет с детьми с помощью текста. Ребенка легче всего увлечь, если текст будет насыщенным, веселым и незаурядным. Кроме того, словотворчество свойственно детям младшего дошкольного и школьного возраста. Поэты подхватывают эту тенденцию, тем самым создавая для своих читателей привычную языковую среду. Одним из наиболее популярных приемов языковой игры является создание окказионализмов.
Цель — исследовать приемы языковой игры, которые используются в произведениях современных детских поэтов на материале стихотворений Андрея Усачева.
Методы. Понятие «окказиональное слово» впервые вводит в лингвистику Н.И. Фельдман. В статье «Окказиональные слова и лексикография» окказионализмом называется «слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной с художественной целью» [2].
Окказионализмы, созданные А. Усачевым, рассматриваются в функционально-стилистическом, словообразовательном и лексико-семантическом аспектах. Теоретической базой исследования стали работы Е.А. Земской [1].
Результаты. Исследователями описаны многообразные способы создания окказиональных единиц. Образование по конкретному образцу — один из наиболее распространенных. Такое авторское слово всегда формально и семантически соотносимо с «прообразом». Такой способ А. Усачев использует, например, в стихотворении «Главное», где мамы различных животных дают наставления своим детям. Автор к слову «мышь» прибавляет суффикс –их–, который обычно используется для деривации названий самок животных, мотивированных основами с семантикой лица/ животного мужского пола. А. Усачев нарушает требования узуальной модели, поскольку производящее слово мышь женского рода.
Для конструирования окказиональных слов поэт активно использует словосложение. Такой прием можно увидеть в стихотворении «Папоход», в котором лирический герой по аналогии с транспортными средствами «пароход», «самолет» и «паровоз» придумывает новые слова, включая в свою игру родителя. В результате соединения двух мотивирующих основ возникают новые слова: «папоход» (папа + ход), «паполет» (папа + лет), паповоз (папа + воз).
Стоит выделить и схожий со словосложением способ междусловного наложения, при котором слова накладываются таким образом, что конец первого является началом второго: «стрекозявки» (стрекоза + козявки).
Контаминация также является достаточно востребованным способом образования окказионализмов. В этом случае компоненты одной единицы языка проникают в другую, вытесняя какой-либо компонент. Такой прием А. Усачев использует в стихотворении «Кто забрал яйцо?»: окончание слова «понимаю» отсекается, к оставшейся основе добавляется звукоподражательное слово «мяу» — понимяу.
Выводы. Самым частотным способом создания окказионализмов в стихах А. Усачева является образование по конкретному образцу. Это обусловлено стремлением детских поэтов создать для своего юного читателя привычную языковую среду, а подобный способ образования новых слов наиболее близок детской речи.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: sahakrasilnikova@gmail.com
студентка группы 5402-440301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараСамарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: annabezrukova_ssu@mail.ru
научный руководитель, кандидат филологических наук; доцент
Russian Federation, СамараReferences
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. Москва: Издательство ЛКИ, 2007. 224 с.
- Фельдман Н.Н. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. 1957. № 4. С. 51.