Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 290-291
  • Seção: Социальная психология образования
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/421121
  • ID: 421121

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Социальное сравнение является важным механизмом формирования социальной идентичности. Согласно концепции самокатегоризации Г. Тэджфела и подходу Дж. Тернера [1, 2], сравнение с другими группами необходимо для ощущения удовлетворения и ценности принадлежности к определенной социальной группе. Внутригрупповые процессы социального сравнения направлены на выявление различий между своей и другими общностями. Цель – подчеркивание различий в пользу ингруппы. Эти процессы мотивированы стремлением к поддержанию положительной самооценки, что приводит к позитивной межгрупповой дифференциации и формированию позитивной социальной идентичности. Это связано с эмоционально-оценочным компонентом социальной идентичности и определяет специфику самокатегоризации.

Цель – выявить этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов.

Респонденты – иностранные граждане, студенты самарских вузов: из дальнего зарубежья (ДЗ, страны Африки, n=24); из ближнего зарубежья (БЗ, Казахстан, этнические казахи, n=24).

Методы. Тест культурно-ценностных ориентаций (КЦО) Л.Г. Почебут, методика «Кто Я?» в модификации А.А. Гудзовской, М.С. Мышкиной, сочинение «Мы – это», контент-анализ, методы матстатистики с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты. Не выявлено статистически значимых межгрупповых различий по параметрам КЦО: представления о времени, природе, человеческой натуре, взаимоотношениях, деятельности.

Выявлено, что среднегрупповые показатели социальной идентичности в обеих группах одинаковы (2,4 ДЗ, 2,5 БЗ). Среднегрупповые показатели персональной идентичности различны по абсолютным значениям (4,6 ДЗ, 6,24 БЗ), нет значимых различий. Это свидетельствует о единообразии самокатегоризации как процесса самоопределения человека в обществе, сопровождаемого эмоциональным и ценностным подкреплением, у студентов ДЗ и БЗ.

Респонденты обеих групп, описывая ингруппу «Мы – это», используют в равном количестве положительные оценки: «сильные», «дружная семья», «хорошие друзья». Это соответствует когнитивному подходу Дж. Тернера [2] о том, что социальная идентичность выражается в стремлении группы обеспечить своих членов позитивной идентичностью, утвердить представление о свой самобытности.

В группе БЗ в категоризации «Мы – это» полностью отсутствуют отрицательные оценки. Это связано с тем, что в основе ментальности граждан стран БЗ – позитивное самопредставление, сформированное в советский период, основанное на уважении ко всем гражданам, независимо от этнопринадлежности, культуры, истории. Представители стран ДЗ демонстрируют образцы сопротивления колониальной идеологии и многовековому дискриминационному отношению [3; 4]. Это проявляется в негативной идентичности («бессмысленный», «жертва», «одинокие»).

Выводы. Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов проявляются в отношении ингруппы. Отсутствие межгрупповых различий в культурно-ценностных ориентациях говорит о единстве представлений об основных общечеловеческих проблемах, которое оказывает влияние на содержание идентичности иностранных студентов.

Texto integral

Обоснование. Социальное сравнение является важным механизмом формирования социальной идентичности. Согласно концепции самокатегоризации Г. Тэджфела и подходу Дж. Тернера [1, 2], сравнение с другими группами необходимо для ощущения удовлетворения и ценности принадлежности к определенной социальной группе. Внутригрупповые процессы социального сравнения направлены на выявление различий между своей и другими общностями. Цель – подчеркивание различий в пользу ингруппы. Эти процессы мотивированы стремлением к поддержанию положительной самооценки, что приводит к позитивной межгрупповой дифференциации и формированию позитивной социальной идентичности. Это связано с эмоционально-оценочным компонентом социальной идентичности и определяет специфику самокатегоризации.

Цель – выявить этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов.

Респонденты – иностранные граждане, студенты самарских вузов: из дальнего зарубежья (ДЗ, страны Африки, n=24); из ближнего зарубежья (БЗ, Казахстан, этнические казахи, n=24).

Методы. Тест культурно-ценностных ориентаций (КЦО) Л.Г. Почебут, методика «Кто Я?» в модификации А.А. Гудзовской, М.С. Мышкиной, сочинение «Мы – это», контент-анализ, методы матстатистики с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты. Не выявлено статистически значимых межгрупповых различий по параметрам КЦО: представления о времени, природе, человеческой натуре, взаимоотношениях, деятельности.

Выявлено, что среднегрупповые показатели социальной идентичности в обеих группах одинаковы (2,4 ДЗ, 2,5 БЗ). Среднегрупповые показатели персональной идентичности различны по абсолютным значениям (4,6 ДЗ, 6,24 БЗ), нет значимых различий. Это свидетельствует о единообразии самокатегоризации как процесса самоопределения человека в обществе, сопровождаемого эмоциональным и ценностным подкреплением, у студентов ДЗ и БЗ.

Респонденты обеих групп, описывая ингруппу «Мы – это», используют в равном количестве положительные оценки: «сильные», «дружная семья», «хорошие друзья». Это соответствует когнитивному подходу Дж. Тернера [2] о том, что социальная идентичность выражается в стремлении группы обеспечить своих членов позитивной идентичностью, утвердить представление о свой самобытности.

В группе БЗ в категоризации «Мы – это» полностью отсутствуют отрицательные оценки. Это связано с тем, что в основе ментальности граждан стран БЗ – позитивное самопредставление, сформированное в советский период, основанное на уважении ко всем гражданам, независимо от этнопринадлежности, культуры, истории. Представители стран ДЗ демонстрируют образцы сопротивления колониальной идеологии и многовековому дискриминационному отношению [3; 4]. Это проявляется в негативной идентичности («бессмысленный», «жертва», «одинокие»).

Выводы. Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов проявляются в отношении ингруппы. Отсутствие межгрупповых различий в культурно-ценностных ориентациях говорит о единстве представлений об основных общечеловеческих проблемах, которое оказывает влияние на содержание идентичности иностранных студентов.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: vladusay2000@gmail.com

студентка, группа 5401-370301D, психологический факультет

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel // Cambridge University Press: Cambridge. 1982. 546 P.
  2. Тернер, Дж. С. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. С. Тернер, П. Дж. Оукс, С. А. Хэслем, В. Дэвид // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2(4). С. 8-17.
  3. И.Р. Сушков. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект; Институт психологии РАН, 1999. С. 255-256.
  4. Саакян Д.С. Этическая идентичность в поликультурном мире / Саакян Д.С., Ягодовская И.В. // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. 2016. С. 145-148.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Гриненко В.А., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies