Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов
- Авторы: Гриненко В.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 2 (2023)
- Страницы: 290-291
- Раздел: Социальная психология образования
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/421121
- ID: 421121
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Социальное сравнение является важным механизмом формирования социальной идентичности. Согласно концепции самокатегоризации Г. Тэджфела и подходу Дж. Тернера [1, 2], сравнение с другими группами необходимо для ощущения удовлетворения и ценности принадлежности к определенной социальной группе. Внутригрупповые процессы социального сравнения направлены на выявление различий между своей и другими общностями. Цель – подчеркивание различий в пользу ингруппы. Эти процессы мотивированы стремлением к поддержанию положительной самооценки, что приводит к позитивной межгрупповой дифференциации и формированию позитивной социальной идентичности. Это связано с эмоционально-оценочным компонентом социальной идентичности и определяет специфику самокатегоризации.
Цель – выявить этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов.
Респонденты – иностранные граждане, студенты самарских вузов: из дальнего зарубежья (ДЗ, страны Африки, n=24); из ближнего зарубежья (БЗ, Казахстан, этнические казахи, n=24).
Методы. Тест культурно-ценностных ориентаций (КЦО) Л.Г. Почебут, методика «Кто Я?» в модификации А.А. Гудзовской, М.С. Мышкиной, сочинение «Мы – это», контент-анализ, методы матстатистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты. Не выявлено статистически значимых межгрупповых различий по параметрам КЦО: представления о времени, природе, человеческой натуре, взаимоотношениях, деятельности.
Выявлено, что среднегрупповые показатели социальной идентичности в обеих группах одинаковы (2,4 ДЗ, 2,5 БЗ). Среднегрупповые показатели персональной идентичности различны по абсолютным значениям (4,6 ДЗ, 6,24 БЗ), нет значимых различий. Это свидетельствует о единообразии самокатегоризации как процесса самоопределения человека в обществе, сопровождаемого эмоциональным и ценностным подкреплением, у студентов ДЗ и БЗ.
Респонденты обеих групп, описывая ингруппу «Мы – это», используют в равном количестве положительные оценки: «сильные», «дружная семья», «хорошие друзья». Это соответствует когнитивному подходу Дж. Тернера [2] о том, что социальная идентичность выражается в стремлении группы обеспечить своих членов позитивной идентичностью, утвердить представление о свой самобытности.
В группе БЗ в категоризации «Мы – это» полностью отсутствуют отрицательные оценки. Это связано с тем, что в основе ментальности граждан стран БЗ – позитивное самопредставление, сформированное в советский период, основанное на уважении ко всем гражданам, независимо от этнопринадлежности, культуры, истории. Представители стран ДЗ демонстрируют образцы сопротивления колониальной идеологии и многовековому дискриминационному отношению [3; 4]. Это проявляется в негативной идентичности («бессмысленный», «жертва», «одинокие»).
Выводы. Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов проявляются в отношении ингруппы. Отсутствие межгрупповых различий в культурно-ценностных ориентациях говорит о единстве представлений об основных общечеловеческих проблемах, которое оказывает влияние на содержание идентичности иностранных студентов.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование. Социальное сравнение является важным механизмом формирования социальной идентичности. Согласно концепции самокатегоризации Г. Тэджфела и подходу Дж. Тернера [1, 2], сравнение с другими группами необходимо для ощущения удовлетворения и ценности принадлежности к определенной социальной группе. Внутригрупповые процессы социального сравнения направлены на выявление различий между своей и другими общностями. Цель – подчеркивание различий в пользу ингруппы. Эти процессы мотивированы стремлением к поддержанию положительной самооценки, что приводит к позитивной межгрупповой дифференциации и формированию позитивной социальной идентичности. Это связано с эмоционально-оценочным компонентом социальной идентичности и определяет специфику самокатегоризации.
Цель – выявить этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов.
Респонденты – иностранные граждане, студенты самарских вузов: из дальнего зарубежья (ДЗ, страны Африки, n=24); из ближнего зарубежья (БЗ, Казахстан, этнические казахи, n=24).
Методы. Тест культурно-ценностных ориентаций (КЦО) Л.Г. Почебут, методика «Кто Я?» в модификации А.А. Гудзовской, М.С. Мышкиной, сочинение «Мы – это», контент-анализ, методы матстатистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты. Не выявлено статистически значимых межгрупповых различий по параметрам КЦО: представления о времени, природе, человеческой натуре, взаимоотношениях, деятельности.
Выявлено, что среднегрупповые показатели социальной идентичности в обеих группах одинаковы (2,4 ДЗ, 2,5 БЗ). Среднегрупповые показатели персональной идентичности различны по абсолютным значениям (4,6 ДЗ, 6,24 БЗ), нет значимых различий. Это свидетельствует о единообразии самокатегоризации как процесса самоопределения человека в обществе, сопровождаемого эмоциональным и ценностным подкреплением, у студентов ДЗ и БЗ.
Респонденты обеих групп, описывая ингруппу «Мы – это», используют в равном количестве положительные оценки: «сильные», «дружная семья», «хорошие друзья». Это соответствует когнитивному подходу Дж. Тернера [2] о том, что социальная идентичность выражается в стремлении группы обеспечить своих членов позитивной идентичностью, утвердить представление о свой самобытности.
В группе БЗ в категоризации «Мы – это» полностью отсутствуют отрицательные оценки. Это связано с тем, что в основе ментальности граждан стран БЗ – позитивное самопредставление, сформированное в советский период, основанное на уважении ко всем гражданам, независимо от этнопринадлежности, культуры, истории. Представители стран ДЗ демонстрируют образцы сопротивления колониальной идеологии и многовековому дискриминационному отношению [3; 4]. Это проявляется в негативной идентичности («бессмысленный», «жертва», «одинокие»).
Выводы. Этнокультурные особенности самокатегоризации иностранных студентов проявляются в отношении ингруппы. Отсутствие межгрупповых различий в культурно-ценностных ориентациях говорит о единстве представлений об основных общечеловеческих проблемах, которое оказывает влияние на содержание идентичности иностранных студентов.
Об авторах
Владислава Александровна Гриненко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: vladusay2000@gmail.com
студентка, группа 5401-370301D, психологический факультет
Россия, СамараСписок литературы
- Tajfel, H. Social identity and intergroup relations / H. Tajfel // Cambridge University Press: Cambridge. 1982. 546 P.
- Тернер, Дж. С. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж. С. Тернер, П. Дж. Оукс, С. А. Хэслем, В. Дэвид // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2(4). С. 8-17.
- И.Р. Сушков. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект; Институт психологии РАН, 1999. С. 255-256.
- Саакян Д.С. Этическая идентичность в поликультурном мире / Саакян Д.С., Ягодовская И.В. // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. 2016. С. 145-148.