К вопросу о формировании культа Аматэрасу в религиозных традициях Японии

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 88-89
  • Seção: Теология и история религий
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/430239
  • ID: 430239

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Среди огромного пантеона божеств в синтоизме Аматэрасу-о-ми-ками («величественная, которая заставляет небеса сиять») является верховным ками (богом). Вопрос зарождения и формирования культа солнечной богини представляет наибольший интерес в изучении синтоизма.

Цель — проанализировать и выявить процессы зарождения и формирования культа Аматэрасу как верховного божества.

Методы. Был проведен анализ источников - Кодзики, Нихон секи, Норито и Фудоки, а также научной литературы, затрагивающую тему данного исследования, и сделано обобщение выявленных сведений.

Результаты. В результате исследования были выявлены следующие основания для возвышения Аматэрасу среди других синтоистских божеств.

1) Получила власть над Небом от отца. По мифологическим сказаниям Кодзики и Нихон секи Идзанаги-но-микото – бог творения из последней божественной пары в речном потоке озера Кюсю совершил омовение и родил трех божеств, одна из которых была Аматэрасу. Он передает дочери верховную власть над Равниной высокого Неба.

2) Прародительница императорского рода. Ниниги-но-микото, внук Аматэрасу, по велению богини сошел с Небес, чтобы управлять Срединной Страной Тростниковых Равнин (одно из древних названий Японии). Внуком Ниниги является Каму-Ямато-ипарэбико-поподэми-но Сумэра-ми-кото, который и становится легендарным первоимператором Японии, который известен под своим посмертным именем Дзимму. Таким образом, императорский род ведет свое начало от солнечной богини. Почитание Аматэрасу императорской семьей обусловило распространение ее культа примерно с XII века и повысило статус ее святилища в Исэ.

3) Символы связи императорской семьи с богиней. Яшмовое ожерелье, зеркало и меч, которые Ниниги спустил на Землю, стали символом императорской власти и связи императорской семьи с богиней. Две из них: яшмовое ожерелье и зерцало – непосредственно связанны с Аматэрасу. Яшмовое ожерелье богине передал Идзанаги вместе с властью над Небом. Зеркало, впервые упоминающееся в сборнике Кодзики, было использовано при выманивании Аматэрасу из грота, в котором она скрылась и в мире наступил мрак – один из важнейших мифологических эпизодов.

4) Покровительница ткачества. В Японии ткачество является одним из главных видом ремесла, имеющее и религиозное значение, что также подтверждается сборником молитвословий - Норито, в котором в большинстве текстов в качестве подношений богам фигурируют ткани и одеяния. Так и в сказаниях Кодзики покровительницей ткачества выступает Аматэрасу, о чем мы узнаем из эпизода, где ее брат Сусанно-но-микото осквернил ее прядильные покои.

5) Лидирующая роль женщины в семье и обществе в период становления культа. В дофеодальную Японию в культуре важное место в традициях имел матриархат, где женщина имела лидирующее положение. Это хорошо заметно в жреческих традициях, а также в присутствии в истории женщин-правителей, в чье правление и были написаны основные источники синтоизма – Кодзики и Нихон секи. Это объясняет то, почему именно за Аматерасу – женским божеством – было закреплено главенствующее положение в пантеоне.

Своего пика культ Аматэрасу достиг в эпоху «государственного синтоизма» во времена реставрации Мэйдзи, когда синтоизм был признан официальной религией. Хотя после поражения во Второй мировой войне государственный синтоизм был упразднен, однако культ богини также остался важной частью духовной жизни императорского дома и остается в настоящее время.

Выводы. Культ богини солнца имеет важное значение в религиозных традициях Японии, который начал складываться в дофеодальную эпоху и продолжает существовать в настоящее время. Ряд религиозных и исторических аспектов определили главенствующее положение Аматэрасу в синтоистском пантеоне.

Texto integral

Обоснование. Среди огромного пантеона божеств в синтоизме Аматэрасу-о-ми-ками («величественная, которая заставляет небеса сиять») является верховным ками (богом). Вопрос зарождения и формирования культа солнечной богини представляет наибольший интерес в изучении синтоизма.

Цель — проанализировать и выявить процессы зарождения и формирования культа Аматэрасу как верховного божества.

Методы. Был проведен анализ источников - Кодзики, Нихон секи, Норито и Фудоки, а также научной литературы, затрагивающую тему данного исследования, и сделано обобщение выявленных сведений.

Результаты. В результате исследования были выявлены следующие основания для возвышения Аматэрасу среди других синтоистских божеств.

1) Получила власть над Небом от отца. По мифологическим сказаниям Кодзики и Нихон секи Идзанаги-но-микото – бог творения из последней божественной пары в речном потоке озера Кюсю совершил омовение и родил трех божеств, одна из которых была Аматэрасу. Он передает дочери верховную власть над Равниной высокого Неба.

2) Прародительница императорского рода. Ниниги-но-микото, внук Аматэрасу, по велению богини сошел с Небес, чтобы управлять Срединной Страной Тростниковых Равнин (одно из древних названий Японии). Внуком Ниниги является Каму-Ямато-ипарэбико-поподэми-но Сумэра-ми-кото, который и становится легендарным первоимператором Японии, который известен под своим посмертным именем Дзимму. Таким образом, императорский род ведет свое начало от солнечной богини. Почитание Аматэрасу императорской семьей обусловило распространение ее культа примерно с XII века и повысило статус ее святилища в Исэ.

3) Символы связи императорской семьи с богиней. Яшмовое ожерелье, зеркало и меч, которые Ниниги спустил на Землю, стали символом императорской власти и связи императорской семьи с богиней. Две из них: яшмовое ожерелье и зерцало – непосредственно связанны с Аматэрасу. Яшмовое ожерелье богине передал Идзанаги вместе с властью над Небом. Зеркало, впервые упоминающееся в сборнике Кодзики, было использовано при выманивании Аматэрасу из грота, в котором она скрылась и в мире наступил мрак – один из важнейших мифологических эпизодов.

4) Покровительница ткачества. В Японии ткачество является одним из главных видом ремесла, имеющее и религиозное значение, что также подтверждается сборником молитвословий - Норито, в котором в большинстве текстов в качестве подношений богам фигурируют ткани и одеяния. Так и в сказаниях Кодзики покровительницей ткачества выступает Аматэрасу, о чем мы узнаем из эпизода, где ее брат Сусанно-но-микото осквернил ее прядильные покои.

5) Лидирующая роль женщины в семье и обществе в период становления культа. В дофеодальную Японию в культуре важное место в традициях имел матриархат, где женщина имела лидирующее положение. Это хорошо заметно в жреческих традициях, а также в присутствии в истории женщин-правителей, в чье правление и были написаны основные источники синтоизма – Кодзики и Нихон секи. Это объясняет то, почему именно за Аматерасу – женским божеством – было закреплено главенствующее положение в пантеоне.

Своего пика культ Аматэрасу достиг в эпоху «государственного синтоизма» во времена реставрации Мэйдзи, когда синтоизм был признан официальной религией. Хотя после поражения во Второй мировой войне государственный синтоизм был упразднен, однако культ богини также остался важной частью духовной жизни императорского дома и остается в настоящее время.

Выводы. Культ богини солнца имеет важное значение в религиозных традициях Японии, который начал складываться в дофеодальную эпоху и продолжает существовать в настоящее время. Ряд религиозных и исторических аспектов определили главенствующее положение Аматэрасу в синтоистском пантеоне.

×

Sobre autores

Самарский государственный социально-педагогический университет

Autor responsável pela correspondência
Email: dianagmnv@mail.ru

студент группы ИФ-б20ИО, исторического факультета

Rússia, Самара

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: kurochkin@pgsga.ru

научный руководитель, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории права и методики обучения

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Идзумо-фудоки / (пер. К. А. Попова) - М. Наука. 1966
  2. Китагава Дж.М. Религия в истории Японии / переулок с англ. H. М. Селиверстова; Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: Наука, 2005. — 588 с.
  3. Кодзики — Записи о деяниях древности / переулок , коммент. Е. М. Пинус. — СПб.: ШАР , 1993. — 320 с.
  4. Нихон сёки — Анналы Японии: В 2 т. /Пер. и коммент. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. – М. 1997
  5. Норито Сэмме. переулок и коммент. Л. М. Ермаковой. – М. Наука, 1991
  6. Оно Сокио, Вудард Уильям. Синтоизм. Древняя религия Японии / Перев. с англ. Ю. Гладковой. - М.: ООО Издательство «София», 2007. - 160 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Нагуманова Д.Р., Курочкин М.В., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies